г. Киров |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А28-6821/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Симоновой Т.А., действующей на основании доверенности от 29.12.2021, представителя ответчика Серегиной Т.В., действующей на основании доверенности от 01.12.2021,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Кирова на решение Арбитражного суда Кировской области от 12.09.2022 по делу N А28-6821/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Стройсоюз" (ОГРН 1104345006160; ИНН 4345276039)
к администрации города Кирова (ОГРН 1024301340238; ИНН 4348005534)
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Стройсоюз" (далее - заявитель, Общество, ООО СЗ "Стройсоюз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Кирова (далее - ответчик, Администрация) об отказе в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 27.05.2022 N 4039-19-11, и возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 12.09.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик в апелляционной жалобе просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывает, что Администрация правомерно проводила проверку материалов, представленных с заявлением о выдаче разрешения на строительство, на соответствие требованиям, содержащимся в документации по планировке территории с внесенными постановлением Правительства Кировской области от 13.05.2020 N 235-п изменениями. Поскольку строительство объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в которой в соответствии с решением Кировской городской Думы от 17.02.2021 N 42/5 предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, в части расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, в соответствии со статьей 51 ГрК РФ заявителем должен быть представлен договор о развитии территории.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.10.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.10.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Заявитель в отзыве на апелляционные жалобы опроверг доводы жалобы, указал на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представители сторон поддержали занятые по делу правовые позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам публичных слушаний распоряжением заместителя главы Администрации от 16.05.2012 N 1058-ЗР утверждена документация по планировке территории в Ленинском районе города Кирова (микрорайон "Южный-3").
Распоряжением заместителя главы Администрации от 31.01.2020 N 327-ЗР внесены изменения в проект планировки территории в Ленинском районе города Кирова (микрорайон "Южный-3"): установлены границы зон планируемого размещения объектов местного значения с определением вместимости на основании обосновывающих материалов по проекту внесения изменений в документацию по планировке территории: детского дошкольного учреждения на 220 мест; общеобразовательного учреждения (школа) на 1250 мест; а также утверждены положения об очередности планируемого развития территории, завершающим этапом которого является строительство на образуемых земельных участках объектов капитального строительства - общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения.
Решением Кировской городской Думы от 17.02.2021 N 42/5 в Правила землепользования и застройки города Кирова, утвержденные решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10 (далее - Правила землепользования и застройки), внесены изменения, согласно которым к территориям, применительно к которым предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, отнесены части кадастровых кварталов 43:40:000461, 43:40:000468 в районе улиц Рудницкого, Ленина в Ленинском районе города Кирова. В отношении указанных территорий определены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
11.05.2021 зарегистрировано право собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 43:40:000468:3693, расположенный в пределах территории, подлежащей комплексному освоению в соответствии с Правилами землепользования и застройки.
02.06.2021 издано распоряжение N 2498-зр о разработке проекта по внесению изменений в документацию по планировке территории в Ленинском районе города Кирова, ограниченной улицами Ленина и Рудницкого.
03.06.2021 Обществом получен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 43:40:000468:3693, пункт 6 примечаний к чертежу которого предусматривает, что в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 13.05.2020 N 235-П требуется внесение изменений в документацию по планировке территории в Ленинском районе города Кирова (микрорайон "Южный-3") в части приведения состава и содержания проекта планировки в соответствие с требованиями пунктов 2 и 3 части 3, пункта 7 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
15.11.2021 распоряжением заместителя главы Администрации N 5194-зр внесены изменения в документацию по планировке территории, утвержденной распоряжением от 16.05.2012 N 1058-зр (микрорайон "Южный-3"), содержащие этапы проектирования, строительства объектов капитального строительства социального и жилого назначения и этапы строительства, необходимые для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур, в том числе с установлением очередности застройки земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО СЗ "Стройсоюз" (4 этап).
20.05.2022 в Администрацию поступило заявление ООО СЗ "Союзстрой" о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой по ул. Рудницкого, д. 10а в г. Кирове" на земельном участке с кадастровым номером 43:40:000468:3693.
30.05.2022 ООО СЗ "Стройсоюз" получен отказ Администрации (письмо от 27.05.2022 N 4039-19-11) в выдаче разрешения на строительство объекта.
Полагая, что отказ Администрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым требованием.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 11 статьи 51 ГрК РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (пункт 1); проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (пункт 2).
Перечень документов, которые застройщик направляет вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства определен в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 статьи 51 ГрК РФ документов (часть 10 статьи 51 ГрК РФ).
Из приведенных норм применительно к обстоятельствам настоящего дела следует, что при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство уполномоченные органы обязаны провести проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, в том числе предусмотренным в документации по планировке территории, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Поданный Обществом вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство от 20.05.2022 градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 43:40:000468:3693 выдан 03.06.2021.
На указанную дату документация по планировке территории действовала в редакции распоряжения заместителя главы Администрации от 31.01.2020 N 327-зр. Следовательно, проектная документация подлежала рассмотрению на предмет ее соответствия документации по планировке территории именно в указанной редакции. В ходе рассмотрения заявления Администрацией не установлено ограничений в строительстве запроектированного объекта на принадлежащем обществу участку, предусмотренных проектом планировки территории в вышеуказанной редакции.
То обстоятельство, что на момент подачи Обществом заявления о выдаче разрешения на строительство заместителем главы Администрации принято распоряжение от 15.11.2021 N 5194-зр, которым внесены изменения в документацию по планировке территории, утвержденной распоряжением от 16.05.2012 N 1058-зр (микрорайон "Южный-3"), в том числе с установлением очередности застройки земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО СЗ "Стройсоюз", не возлагает на застройщика дополнительных обязанностей, за исключением прямо предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.
Равно как не следует таких дополнительных для застройщика обязанностей из содержания градостроительного плана земельного участка, содержащего указание о том, что действующий на дату его выдачи проект планировки территории подлежит изменению в будущем.
Таким образом, рассмотрение заявления Общества от 20.05.2022 о выдаче разрешения на строительство с учетом внесенных распоряжением заместителя главы Администрации N 5194-зр от 15.11.2021 изменений в документацию по планировке территории (микрорайон "Южный-3") в части отнесения проектируемого заявителем объекта к 4 этапу строительства не соответствуют положениям статьи 51 ГрК РФ, не содержащей требований о необходимости проверки проектной документации на предмет ее соответствия таким ограничениям, которые включены в документацию по планировке территории после выдачи градостроительного плана земельного участка.
В оспариваемом отказе Администрацией указано на необходимость представления Обществом договора комплексного развития территории, поскольку строительство объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории частей кадастровых кварталов 43:40:000461, 43:40:000468 в районе улиц Рудницкого, Ленина в Ленинском районе, в которой в соответствии с решением Кировской городской Думы от 17.02.2021 N 42/5 предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, в части расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Решением Кировской городской Думы от 17.02.2021 N 42/5 в Правила землепользования и застройки внесены изменения, согласно которым к территориям, применительно к которым предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, отнесены части кадастровых кварталов 43:40:000461, 43:40:000468 в районе улиц Рудницкого, Ленина в Ленинском районе города Кирова. В отношении указанных территорий определены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
В то же время предусмотренная подпунктом 10 части 7 статьи 51 ГрК РФ норма обязывает застройщика представить вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копию договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории.
В силу пункта 6 части 2 статьи 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки может являться принятие решения о комплексном развитии территории.
В настоящем случае доказательств того, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки обусловлено принятием органом местного самоуправления решения о комплексном развитии территории, не представлено.
Порядок принятия и реализации решения о комплексном развитии территории предусмотрен статьей 66 ГрК РФ.
О том, что в установленном ГрК РФ порядке органом местного самоуправления не принималось решение о комплексном развитии территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 43:40:000468:3693, указано в оспариваемом отказе.
Таким образом, отражение в Правилах землепользования и застройки территории, в границах которой предусматривается комплексное развитие территории, по своим последствиям не равнозначно принятию органом местного самоуправления решения о комплексном развитии территории и не возлагает на заявителя обязанность по представлению договора о развитии в целях получения разрешения на строительство.
В силу действующего правового регулирования заключение договора о развитии территории в отсутствие принятого органом местного самоуправления решения о комплексном развитии возможно только в случае комплексного развития территории по инициативе правообладателей (часть 4 статьи 70 ГрК РФ).
Соответствующая инициатива со стороны застройщика отсутствовала.
Следовательно, в рассматриваемом случае предусмотренной законом обязанности по представлению договора о развитии территории в целях получения разрешения на строительство не имеется.
Довод ответчика о правомерности отказа подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм градостроительного законодательства.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя, признав незаконным отказ Администрации в выдаче разрешения на строительства, выраженный в письме от 27.05.2022 N 4039-19-11.
Из содержания пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно применил в качестве восстановительной меры возложение на Администрацию обязанности принять решение о выдаче ООО СЗ "Стройсоюз" соответствующего разрешения на строительство.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Кировской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 12.09.2022 по делу N А28-6821/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-6821/2022
Истец: ООО Специализированный застройщик "Стройсоюз"
Ответчик: Администрация города Кирова