город Ростов-на-Дону |
|
30 ноября 2022 г. |
дело N А32-5722/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ЮМТУ Росстандарта: представитель Карбовская И.А. по доверенности от 29.08.2022, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.10.2022 по делу N А32-5722/2022
по заявлению акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН: 2308091759, ОГРН: 1032304155102)
к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН: 6163071295, ОГРН: 1046163010244), Территориальному отделу государственного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее - заявитель, АО "НЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта) от 01.02.2022 N 06-46-03/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей и признании недействительным представления от 01.02.2022 N 3.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
АО "НЭСК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что по результатам указанной проверки общество уже привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ постановлением от 21.01.2022 по делу об административном правонарушении N 06-46-01/2022, вынесение административным органом по результатам этой же проверки еще одного постановления свидетельствует о повторном привлечении общества к административной ответственности. Нарушение выявлено в ходе одной плановой выездной проверки, проводимой управлением с 12.01.2022 по 25.01.2022. Протокол об административном правонарушении N 4 от 21.01.2022 не является допустимым доказательством.
В отзыве на апелляционную жалобу ЮМТУ Росстандарта просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От АО "НЭСК" поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя АО "НЭСК" в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В назначенное время представитель АО "НЭСК" не подключился к судебному заседанию посредством подключения к веб-конференции.
Представитель АО "НЭСК" посредством телефонограммы сообщил о неполадках при подключении к судебному заседанию и возможности рассмотрения апелляционной жалобы в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель ЮМТУ Росстандарта возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 24.12.2021 N 01-30/445 заместителя руководителя по госнадзору в СКФО - начальника отдела госнадзора республик СКФО ЮМТУ Росстандарта о проведении плановой выездной проверки в отношении акционерного общества "НЭСК" проведена плановая выездная проверка с целью государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
По результатам контрольно-надзорных мероприятий составлен акт выездной плановой проверки от 25.01.2022 N 7.06.34-1, из которого следует, что электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Административным органом выявлено отсутствие информации о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ, реализуемой (поставляемой, продаваемой) в период с в период с 30.10.2021 по 19.12.2021 АО "НЭСК" гражданам, проживающем в: проживающим в г. Ейск от ТП-56, ТП-118, ТП-135, ТП-160, Е-20 ПС 110/35/6кВ "Ейск 1" 2 с.ш. 6 кВ; от ТП-184, ТП-200п (ТП-200) Е-22 ПС 110/35/6кВ "Ейск 1" 2 с.ш. 6 кВ. Срок действия сертификата соответствия N РОСС RU C-RU.AA57.B.00053/20 закончился 29.10.2021, а следующий сертификат соответствия N РОСС RU C-RU.AA57.B.00135/21 начал действовать только 20.12.2021. Таким образом, в период с 30.10.2021 по 19.12.2021 электрическая энергия, реализуемая (поставляемая, продаваемая) АО "НЭСК" гражданам, проживающим в г. Ейск, не сертифицирована.
Также административным органом установлено отсутствие информации о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ, реализуемой (поставляемой, продаваемой) в период с 27.08.2021 по 19.12.2021 АО "НЭСК" гражданам, проживающем в: проживающим в г. Ейск от ТП-38 ЕСК-3 ПС 110/6кВ "Ейск-2" 1 с.ш. 6 кВ; от ТП-8, ТП-4 ЕСК-19 ПС 110/6кВ "Ейск-2" 1 с.ш. 6 кВ; ТП-11 Е-19 ПС 110/35/6кВ "Ейск-1" 3 с.ш. 6 кВ; ТП-23 Е-10 ПС 110/35/6кВ "Ейск-1" 1 с.ш. 6 кВ; ТП-40 Е-16 ПС 110/35/6кВ "Ейск-1" 1 с.ш. 6 кВ. Срок действия сертификата соответствия N РОСС RU.AA57.B00127 закончился 26.08.2021, а следующий сертификат соответствия N РОСС RU C-RU.AA57.B.00134/21 начал действовать только 20.12.2021. Таким образом, в период с 27.08.2021 по 19.12.2021 электрическая энергия, реализуемая (поставляемая, продаваемая) АО "НЭСК" гражданам, проживающим в г. Ейск от вышеуказанных ТП и ПС, не сертифицирована.
Указанное квалифицировано заинтересованным лицом как нарушение АО "НЭСК" ч. 1, 3 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
По данному факту в отношении АО "НЭСК" 24.01.2022 должностным лицом ЮМТУ Росстандарта составлен протокол N 3 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях.
01.02.2022 ЮМТУ Росстрандарта по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено оспариваемое в рамках настоящего дела постановление N 06-46-03/2022, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
По результатам выявленных нарушений обществу было выдано представление от 01.02.2022 N 3 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым причинами административного правонарушения и условиями, способствовавшими его совершению, являются: отсутствие контроля и должной организации работы по предупреждению нарушений обязательных требований законодательства; ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ответственными лицами АО "НЭСК"; несоблюдение требований Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" в части надлежащего контроля за соблюдением требований к продукции; указанным актом АО "НЭСК" предложено рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к недопущению повторных нарушений действующего законодательства в области технического регулирования, а именно Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании", в том числе обязательных требований Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", провести разъяснительную работу с сотрудниками АО "НЭСК"" о недопущении нарушений обязательного подтверждения соответствия продукции, уведомить отдел государственного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ЮМТУ Росстандарта об исполнении настоящего представления в течение месяца со дня его получения с предоставлением подтверждающих документов по каждому пункту.
Считая указанное постановление ЮМТУ Росстандарта по делу об административном правонарушении N 06-46-03/2022 от 01.02.2022, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 01.02.2022 N 3, незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об их оспаривании.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, является административным правонарушением.
Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов в настоящей статье являются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения являются юридическое лицо - изготовитель, исполнитель (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавец, которое в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаются виновными в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия исполнителя, продавца, нарушающие обязательные требований к продукции.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.08.2010 N 3053, ЮМТУ Росстандарта осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике).
Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 184-ФЗ указанный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Статья 2 Федерального закона N 184-ФЗ устанавливает понятие технического регулирования - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ, Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Во исполнение пункта 3 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 N 982 утвержден Единый Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый Перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства от 01.12.2009 N 982, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления, поручено обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
Во исполнение требований пункта 3 Постановления Правительства от 01.12.2009 N 982, на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (https://www.rst.gov.ru) опубликована информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
Согласно Единому Перечню, утвержденному Постановлением Правительства от 01.12.2009 N 982, а также Информации, размещенной в открытом доступе в информационной системе общего пользования на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет, к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации отнесена: "Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц".
Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии, и на предмет, соответствия которому проводится обязательная сертификация продукции, является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (пункты 4.2.1 и 4.2.2).
В соответствии с Разделом 1 "Область применения" ГОСТ 32144-2013, настоящий стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Нормы, установленные ГОСТ 32144-2013, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения, кроме режимов, обусловленных: обстоятельствами непреодолимой силы: землетрясениями, наводнениями, ураганами, пожарами, гражданскими беспорядками, военными действиями; опубликованием нормативно-правовых актов органов власти, устанавливающих правила временного энергоснабжения; введением временного электроснабжения пользователей электрических сетей в целях устранения неисправностей или выполнения работ по минимизации зоны и длительности отсутствия электроснабжения.
В связи с тем, что электрическая энергия включена в Единый Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, обязательным и безусловным требованием к указанному виду продукции также относится проведение процедуры подтверждения соответствия качества и безопасности продукции установленным требованиям ГОСТ 32144-2013, осуществляемой в форме обязательной сертификации.
Целью обязательной сертификации электрической энергии является подтверждение соответствия указанного вида продукции обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, которые, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", подлежат обязательному исполнению всеми субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (в рассматриваемом случае - в сфере электроэнергетики), в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Таким образом, учитывая тот факт, что качество электроэнергии является необходимым условием ее безопасного применения, проведение процедуры сертификации электрической энергии, продаваемой потребителям по электрическим сетям, в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по передаче электрической энергии и действующим законодательством является обязательным.
Рассматриваемое правонарушение непосредственно посягает на общественные отношения, охраняемые как Федеральным законом N 184-ФЗ, так и соответствующими ГОСТами.
Электрическая энергия, которая АО "НЭСК" продается гражданам для личных нужд, должна удовлетворять требованиям по безопасности, регламентированным ГОСТ 32144-13, и соответствие этим требованиям должно быть подтверждено третьей стороной (компетентной и независимой) путем сертификации.
В материалы дела представлены сертификаты соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, выданные АО "НЭСК" - сертификат соответствия N РОСС RU C-RU.AA57.B.00053/20 со сроком действия с 30.10.2020 по 29.10.2021 и сертификат соответствия N РОСС RU C-RU.AA57.B.00135/21 со сроком действия с 20.12.2021 по 19.12.2022; сертификат соответствия N РОСС RU.AA57.B00127 со сроком действия с 27.08.2018 по 26.08.2021 и сертификат соответствия N РОСС RU C-RU.AA57.B.00134/21 со сроком действия с 20.12.2021 по 19.12.2022.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что срок действия сертификата соответствия N РОСС RU C-RU.AA57.B.00053/20 закончился 29.10.2021, а следующий сертификат соответствия N РОСС RU C-RU.AA57.B.00135/21 начал действовать только 20.12.2021; срок действия сертификата соответствия N РОСС RU.AA57.B00127 закончился 26.08.2021, а следующий сертификат соответствия N РОСС RU C-RU.AA57.B.00134/21 начал действовать только 20.12.2021.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в период с 30.10.2021 по 19.12.2021 и в период с 27.08.2021 по 19.12.2021 электрическая энергия реализуемая (поставляемая, продаваемая) АО "НЭСК" гражданам, проживающим в Краснодарском крае, в г. Ейск, от указанных ТП и ПС, не сертифицирована; доказательств иного, обратного материалы дела не содержат.
В силу статей 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.
На основании ч. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Из содержания пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что АО "НЭСК" отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что АО "НЭСК" должно осуществлять реализацию электрической энергии, соответствующей установленным требованиям.
Передача некачественной электрической энергии потребителям, нарушает безопасность потребителей, пожаробезопасность, а также влечет за собой повышенный расход электрической энергии, снижение сроков эксплуатации электрических бытовых приборов и риск, влияющий на здоровье потребителей.
Факт нарушения АО "НЭСК" обязательных требований к продукции (электрической энергии), установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, подтвержден материалами дела: протоколом об административном правонарушении N 3 от 24.01.2022, актом проверки N 7.06.34-1 от 25.01.2022, протоколом осмотра N 445/4 от 14.01.2022, копиями сертификатов соответствия N РОСС RU C-RU.AA57.B.00053/20 со сроком действия с 30.10.2020 по 29.10.2021, N РОСС RU C-RU.AA57.B.00135/21 со сроком действия с 20.12.2021 по 19.12.2022, N РОСС RU.AA57.B00127 со сроком действия с 27.08.2018 по 26.08.2021, N РОСС RU C-RU.AA57.B.00134/21 со сроком действия с 20.12.2021 по 19.12.2022, копией письма о рассмотрении представления от 17.02.2022 N 14.2.1НЭ-02-1044 (вх. от 17.02.2022 N 7.06/34-171), копией договора об оказания услуг по передаче электрической энергии от 17.05.2006 N 107/30-420-РСК, дополнительным соглашением от 04.04.2014 N 148 к договору об оказания услуг по передаче электрической энергии от 17.05.2006 N 107/30-420-РСК.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт реализации (поставки, продажи) сертифицированной электроэнергии в период с 30.10.2021 по 19.12.2021 и в период с 27.08.2021 по 19.12.2021; доказательств иного, обратного в материалах дела не имеется.
Довод АО "НЭСК" о том, что общество не является владельцем электросетевого оборудования (сетевой организацией), в связи с чем, не имело возможности обеспечить сертификацию электрической энергии, правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Гарантирующий поставщик, действующий в интересах потребителя, регулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией регламентируется Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
В соответствии с пунктом 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Согласно пункту 7 Основных положений N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Из содержания пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Статья 37 Закона об электроэнергетике предусматривает заключение между поставщиком и потребителем договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. При этом из абзаца 12 статьи 3 Закон об электроэнергетике следует, что энергосбытовой является организация, которая осуществляет продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии в качестве основного вида деятельности.
В соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"), официальной информацией, внесенной в Федеральный Информационный Реестр Гарантирующих Поставщиков и зон их деятельности (ФИР ГП), АО "НЭСК" является:
1) субъектом электроэнергетики;
2) энергосбытовой организацией;
3) гарантирующим поставщиком.
В соответствии с пунктом 20 главы II "Правила деятельности гарантирующих поставщиков" Основных положений N 442, потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354, не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком с даты, установленной для такого принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и вносят плату за потребленную с этой даты электрическую энергию в адрес гарантирующего поставщика. Соответствующие договоры с указанными потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, указанный субъект электроэнергетики - АО "НЭСК" - отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Общество, являясь сбытовой организацией, реализует электрическую энергию населению, потребителям (гражданам, проживающим в Апшеронском районе) по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц, без обязательного подтверждения соответствия.
Общество взяло на себя обязательства по продаже гражданам по договорам энергоснабжения качественной и сертифицированной электроэнергии.
Таким образом, как субъект электроэнергетики, АО "НЭСК" несет равную ответственность за качество электроэнергии, наряду с другими субъектами электроэнергетики (ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ).
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что сбытовая организация обязана осуществлять реализацию электрической энергии в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями установленными законами.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод общества о том, что АО "НЭСК" не является субъектом административного правонарушения, подлежат отклонению судом, как не основанные на правильном толковании норм материального права;
Кроме того, абзацем 4 пункта 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, предусмотрено, что гарантирующий поставщик в соответствии с гражданским законодательством РФ имеет право обратного требования (регресса) к лицам, за действия (бездействия) которых он несет ответственность перед потребителем по договору энергоснабжения электрической энергией.
Таким образом, названными положениями предусмотрена возможность обращения гарантирующим поставщиком в арбитражный суд в гражданско-правовом порядке с требованиями к владельцу электрических сетей.
С учётом изложенного, не прохождение процедуры обязательного подтверждения соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 вызывает обоснованные сомнения в безопасности продукции, что ставит под угрозу реализацию целей Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и может нанести существенный вред охраняемым законодательством Российской Федерации о техническом регулировании общественным отношениям.
Материалами дела подтверждается, что электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013.
Информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ не представлена, что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", что является нарушением ч. 3 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о наличии в действиях общества, как хозяйствующего субъекта, объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вина общества определяется тем, что при наличии возможности для соблюдения Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению - непринятием мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований, Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" при реализации электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям.
Довод общества о направлении претензии в адрес сетевой организации, в которой сообщалось о наступлении сроков окончания действия сертификатов соответствия, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в материалах дела также не имеется доказательств, подтверждающих факт направления указанной претензии в адрес АО "НЭСК-электросети", факт поступления указанной претензии в адрес общества.
Таким образом, доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что нарушение обществом обязательных требований закона вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется, что свидетельствует о наличии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у АО "НЭСК" возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств того, что общество приняло все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений требований технических регламентов, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, деяние общества правомерно квалифицировано административным органом в качестве образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как выявленное и зафиксированное деяние образует при наличии указанных фактических обстоятельств состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства, исключающие наличие состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательства, свидетельствующие о нарушении административным органом процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при фиксации выявленных нарушений, суду представлены не были.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Совершенное нарушение посягает на общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к качеству поставляемой электроэнергии. Совершенное обществом деяние содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку влечет возникновение непосредственной угрозы жизни и здоровья людей.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 29.13 КоАП РФ ЮМТУ Росстандарта вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 Кодекса представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, установленного постановлением по делу об административном правонарушении, которые являются актами административного органа, принятыми по итогам установления состава административного правонарушения и направленным на устранение выявленных нарушений, а также причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, правомерно не удовлетворено судом первой инстанции.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы общества вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N70).
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Законом N 70-ФЗ, вступившим в силу 06.04.2022, внесены изменения в КоАП РФ. Согласно п. 5 Закона N 70-ФЗ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Согласно решению суда первой инстанции от 31.01.2022 по делу N А32-4372/2022, оставленному без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.06.2022, АО "НЭСК" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за нарушение п. 1, п. 3 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно, установлено, что электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, реализуемая в г. Лабинск, ул. Делегатская;
ул. Кубанская; ул. Луговая; ул. Крымская от ТП-17 от ПС 110/35/10 кВ "Лабинск- 1"; ТП-13, ТП- 64 от ПС 110/10 кВ "Лабинск-2" 2 с.ш. 10 кВ, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, отсутствует информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ. Указанные нарушения, образующие самостоятельный состав правонарушения, установлены в ходе проведения плановой проверки, по результатам которой составлен акт проверки от 25.01.2022 N 7.06.34-1.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что нарушения АО "НЭСК", установленные в рамках настоящего дела и дела N А32-4372/2022, выявлены в ходе одной проверки, что также следует из акта проверки от 25.01.2022 N 7.06.34-1 (л.д. 33-43), что свидетельствует о необходимости назначения административного наказания как за совершение одного административного правонарушения.
Таким образом, учитывая вступившие в силу с 06.04.2022 дополнения в КоАП РФ (п. 5 Закона N 70-ФЗ), судебная коллегия пришла к выводу, что постановление ЮМТУ Росстандарта от 01.02.2022 N 06/46-03/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не подлежит исполнению в части назначения административного штрафа в размере 100 000 рублей в соответствии требованиям части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2022 по делу N А32-5722/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Признать постановление ЮМТУ Росстандарта от 01.02.2022 N 06/46-03/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не подлежащим исполнению в части назначения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5722/2022
Истец: АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарскго края", АО "НЭСК КК"
Ответчик: Южное межрегиональное территориальное управление Территориальный отдел(инспекция) государственного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ГОС НАДЗОРА ПО КК И РА ЮМТУ РОССТАНДАРТА, ЮМТУ РОССТАНДАРТА