г. Владимир |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А43-8609/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22 августа 2022 года по делу N А43-8609/2022, принятое по заявлению акционерного общества "Дзержинский опытный завод авиационных материалов" (ОГРН 1025201741817, ИНН 5249000858) о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, выраженное в письме от 09.06.2022 N52-9-07/3935, об отказе в утверждении СРЗУ и, таким образом, в предварительном согласовании предоставления в собственность акционерному обществу "Дзержинский опытный завод авиационных материалов" земельного участка площадью 29467 кв.м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000017:1, площадью 71760+/-93,76 кв.м, местоположение: Российская Федерация, Нижегородская область, городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, земельный участок 52А, на праве собственности без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации для целей эксплуатации базы отдыха, как не соответствующего положениям статей 11.10, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации; об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в семидневный срок принять по заявлению N15/1351 от 03.12.2021 решение о предварительном согласовании предоставления в собственность акционерного общества "Дзержинский опытный завод авиационных материалов" земельного участка площадью 29467 кв.м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000017:1, площадью 71760+/-93,76 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Нижегородская область, городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, земельный участок 52А, на праве собственности без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации для целей эксплуатации базы отдыха; при участии в деле в качестве третьего лица, - Администрации г. Дзержинска Нижегородской области.
при участии:
от заявителя - Сусорова А.К. по доверенности от 08.06.2021 N 26 сроком действия по 31.12.2022, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 19.07.1985 N МВ 892180 (т. 2 л.д. 73, 74)
от ответчика - не явились, извещены
от третьего лица -не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось акционерное общество "Дзержинский опытный завод авиационных материалов" (далее - заявитель, общество, АО "Авиабор") с заявлением, с учетом принятого судом изменения предмета спора в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Нижегородской области), выраженного в письме от 09.06.2022 N 52-9-07/3935, об отказе в утверждении СРЗУ и, таким образом, в предварительном согласовании предоставления в собственность АО "Дзержинский опытный завод авиационных материалов" земельного участка площадью 29467 кв.м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000017:1, площадью 71760+/-93,76 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Нижегородская область, городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, земельный участок 52А, на праве собственности без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации для целей эксплуатации базы отдыха, как не соответствующего положениям статей 11.10, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и обязании ответчика в семидневный срок принять по заявлению N 15/1351 от 03.12.2021 решение о предварительном согласовании предоставления в собственность АО "Дзержинский опытный завод авиационных материалов" земельного участка площадью 29467 кв.м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000017:1, площадью 71760+/-93,76 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Нижегородская область, городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, земельный участок 52А, на праве собственности без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации для целей эксплуатации базы отдыха.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация г. Дзержинска Нижегородской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22 августа 2022 года заявленные требования удовлетворены, решение Территориального управления Росимущества в Нижегородской области, выраженное в письме от 09.06.2022 N 52-9-07/3935 признано незаконным. Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области обязано в пятидневный срок после вступления настоящего решения в законную силу принять по заявлению АО "Дзержинский опытный завод авиационных материалов" N 15/1351 от 03.12.2021 (вх.N 52-13215 от 07.12.2021) решение об утверждении схемы расположения и о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 29467 кв.м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000017:1, площадью 71760+/-93,76 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Нижегородская область, городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, земельный участок 52А. С Территориального управления Росимущества в Нижегородской области в пользу акционерного общества "Дзержинский опытный завод авиационных материалов", г.Дзержинск, Нижегородская область взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Нижегородской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.08.2022 по делу N А43-8609/2022 отменить и принять по делу новый акт, которым в удовлетворении исковых требований АО "Авиабор" к ТУ Росимущества в Нижегородской области отказать в полном объеме.
По мнению ответчика, заявление АО "Авиабор" не подлежит удовлетворению, поскольку схема расположения земельного участка разработана с нарушениями пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, что явилось основанием для отказа в предварительном согласовании на основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, а именно: вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Р-4; в СРЗУ не указаны сведения о доступе с земель общего пользования, а также сведения о зонах с особыми условиями территориями, возможных ограничениях/обременениях в пользовании.
АО "Авиабор" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил решение оставить без изменения.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, АО "Авиабор" на праве аренды по договору от 26.06.1997 N 25-ю владеет земельным участком с кадастровым номером 52:21:0000017:1 площадью 71 760+/-93,76 кв.м., расположенным по адресу: Нижегородская область, городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, земельный участок 52А, в соответствии с пунктом 1.2 которого, в отношении указанного земельного участка установлено разрешенное использование "для эксплуатации базы отдыха".
Согласно сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000017:1 установлен вид разрешенного использования "для эксплуатации базы отдыха; для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения" (л.д. 17, том 1).
На данном участке располагаются объекты недвижимости, принадлежащие АО "Авиабор" на праве собственности: - нежилое здание (Клуб-столовая) с кадастровым номером 52:21:0000214:2354, площадью 1772,5 кв.м, адрес: Нижегородская обл., городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, д.52А; - нежилое здание (гараж) с кадастровым номером 52:21:0000214:147, площадью 58,8 кв.м., адрес: Нижегородская обл., городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, д.52А, к.5; - нежилое здание (котельная) с кадастровым номером 52:21:0000000:4549, площадью 123,6 кв.м., адрес: Нижегородская обл., городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, д.52А, к.3; - нежилое здание (склад) с кадастровым номером 52:21:0000214:142, площадью 242,8 кв.м., адрес: Нижегородская обл., городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, д.52А, к.1; - нежилое здание (мастерская) с кадастровым номером 52:21:0000214:311, площадью 203,6 кв.м., адрес: Нижегородская обл., городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, д.52А, к.2; - нежилое здание (баня) с кадастровым номером 52:21:0000214:309, площадью 77,1 кв.м., адрес: Нижегородская обл., городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, д.52А, к.4; - сооружение (внешние сети канализации базы отдыха) с кадастровым номером 52:21:0000017:455, протяженностью 255-м, адрес: Нижегородская обл., городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, сооружение 52А/1; - сооружение (внешние сети электроснабжения базы отдыха) с кадастровым номером 52:21:0000017:456, протяженностью 212-м, адрес: Нижегородская обл., городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, сооружение 52А/2; - сооружение (внешние сети водопровода базы отдыха) с кадастровым номером 52:21:0000017:457, протяженностью 178-м, адрес: Нижегородская обл., городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, сооружение 52А/3.
04 марта 2020 АО "Авиабор" обратилось в ТУ Росимущества в Нижегородской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 27 914 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000017:1, с приложением, в том числе, перечня объектов недвижимости, схемы расположения земельного участка.
По результатам рассмотрения обращения АО "Авиабор", письмом от 25.03.2020 N 52-9-07/2473 ТУ Росимущества в Нижегородской области на основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ отказало АО "Авиабор" в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе, ввиду несоответствия указанного вида разрешенного использования образуемого земельного участка "Отдых (рекреация)" установленному виду использования земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000017:1 "для эксплуатации базы отдыха" (л.д. 107-109, том 1).
18 марта 2020 АО "Авиабор" обратилось в ТУ Росимущества в Нижегородской области (вх.N 52-5006 от 19.05.2020) с заявлением об устранении замечаний к СРЗУ, с приложением, в том числе, схемы расположения земельного участка, заключения кадастрового инженера (л.д. 114-116, том 1).
По результатам рассмотрения заявления ТУ Росимущества в Нижегородской области письмом от 25.09.2020 N 52-9-07/7114 на основании пунктов 4, 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 27914кв.м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000017:1, ввиду установленного в результате осмотра наличия незаявленных объектов недвижимости (л.д. 14-16, том 1).
03 декабря 2021 АО "Авиабор" обратилось в ТУ Росимущества в Нижегородской области с заявлением (вх.N 52-13215 от 07.12.2021) о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 27 914 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000017:1, на праве собственности без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ для целей эксплуатации базы отдыха.
Письмом от 09.06.2022 N 52-9-07/3935 ТУ Росимущества в Нижегородской области, ссылаясь на положения подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, отказало в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. В качестве оснований отказа указано несоответствие указанного в СРЗУ вида разрешенного использования образуемого земельного участка "для эксплуатации базы отдыха" градостроительному регламенту территориальной зоны Р-4, а также отсутствие в СРЗУ сведений о доступе с земель общего пользования, о зонах с особыми условиями территории, о возможных ограничениях, обременениях в пользовании (л.д. 7-8, том 2).
Не согласившись с данным решением ТУ Росимущества в Нижегородской области, выраженным в письме от 09.06.2022 N 52-9-07/3935, АО "Авиабор" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на незаконность оспариваемого отказа ТУ Росимущества в Нижегородской области, поскольку заявление от 03.12.2021 составлено с учетом устранения причин отказа в предварительном согласовании, изложенных в письме ТУ Росимущества в Нижегородской области от 25.09.2020 N 52-9-07/7114 по ранее поданному заявлению. Как отмечает заявитель, предусмотренные статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка (СРЗУ) и предварительного согласования его предоставления у заинтересованного лица отсутствовали, поскольку вид разрешенного земельного участка указан АО "Авиабор" в соответствии со сведения ЕГРН, а также с учетом замечаний, приведенных в письме от 25.03.2020 N 52-9-07/2473, требований об указании в схеме расположения земельного участка условия о доступе с земель общего пользования статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае оспариваемое решение ТУ Росимущества в Нижегородской области не отвечает фактическим обстоятельствам дела и нормам права, из-за чего нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве правовосстановительной меры суд в порядке ст. 201 АПК РФ посчитал возможным обязать ТУ Росимущества в Нижегородской области в пятидневный срок после вступления настоящего решения в законную силу принять по заявлению АО "Дзержинский опытный завод авиационных материалов" N 15/1351 от 03.12.2021 (вх.N 52-13215 от 07.12.2021) решение об утверждении схемы расположения и о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 29467 кв.м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000017:1, площадью 71760+/-93,76 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Нижегородская область, городской округ город Дзержинск, шоссе Речное, земельный участок 52А.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области осуществляет свою деятельность на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 (утверждено приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49).
В соответствии с указанным Положением Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу положений пункта 3 статьи 214 и пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
В силу пункта 8 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 7 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ предусмотрено что, исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на предоставление земельных участков, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Согласно части 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762.
В силу части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ.
В силу части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В рассматриваемом случае основанием для отказа явилось несоответствие указанного в СРЗУ вида разрешенного использования образуемого земельного участка "для эксплуатации базы отдыха" градостроительному регламенту территориальной зоны Р-4, а также отсутствие в СРЗУ сведений о доступе с земель общего пользования к земельному участку с кадастровым номером 52:21:0000017:1 в измененных границах площадью 42 297кв.м и о зонах с особыми условиями территории, о возможных ограничениях, обременениях в пользовании.
Относительно такого основания, как несоответствие указанного в СРЗУ вида разрешенного использования образуемого земельного участка "для эксплуатации базы отдыха" градостроительному регламенту территориальной зоны Р-4, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 52:21:0000017:1 был поставлен на кадастровый учет в 2002 году, вид разрешенного использования земельного участка был установлен "Для эксплуатации базы отдыха", а территориальная зона Р-4 установлена на основании Постановления городской Думы г. Дзержинска N 481 от 23.06.2009.
Действительно, в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации базы отдыха" не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Р-4, установленному в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412.
Между тем, в соответствии с пунктом 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" "разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверэюдения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указан н ому классификат ору".
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, то есть вновь образованные земельные участки наследуют категорию земель и разрешенное использование исходного (первоначального) земельного участка.
В пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, сформулирована правовая позиция, в силу которой самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
Таким образом, приняв на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка от 26.06.1997 N 25-ю, АО "Авиабор" как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования "Для эксплуатации базы отдыха".
Кроме того, несоответствие указанной в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цели его использования видам разрешенного использования земельных участков, установленных для соответствующей территориальной зоны, не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Данное обстоятельство в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 39.15 ЗК РФ является основанием для принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, с указанием на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка.
Также, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необоснованности непоследовательной (противоречивой) позиции ТУ Росимущества в Нижегородской области в вопросе разрешенного вида использования участка, так как первоначальным требованием ТУ Росимущества в Нижегородской области, изложенным в письме N 52-9-07/2473 от 25.03.2020, было указание в СРЗУ вида разрешенного использования в соответствии с ЕГРН со ссылкой на пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ.
Оценивая основания для отказа ТУ Росимущества в Нижегородской области в части отсутствия в СРЗУ сведений о зонах с особыми условиями территории, о возможных ограничениях, обременениях в пользовании, суд апелляционной инстанции отмечает, что в едином государственном реестре недвижимости сведения о зонах с особыми условиями территории, о возможных ограничениях обременениях в пользовании отсутствуют (л.д. 17, том 1).
Действительно, письмом N Исх-150-179543/22 от 19.04.2022 Администрация г. Дзержинска Нижегородской области сообщила ТУ Росимущества в Нижегородской области, что согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Нижегородской области (ГИСОГД НО), земельный участок находится:
* в границах подзон N 3, 4, 5, и 6 приаэродромной территории аэродрома Нижний Новгород (Стригино), утвержденный приказом Министерства транспорта РФ от 24.11.2021 N 878-П;
* в зоне с особыми условиями использования территории "Зона охраны природных объектов, зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", в границах третьего пояса ЗСО водоисточника (р. Ока) для Автозаводской водопроводной станции "Заводские сети", утвержденного приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 29.11.2019 N 319-566/19П/од "Об установлении санитарной охраны водоисточника (р. Ока) для Автозаводской водопроводной станции ООО "Заводские сети", расположенной в Нижегородской области, городском округе город Нижний Новгород, ул. Шнитникова, 19".
При этом, апелляционный суд принимает во внимание, что само по себе нахождение земельного участка в границах подзон 3-6 приаэродромной территории, а также зоны санитарной охраны источников водоснабжения 3 пояса не препятствует утверждению схемы его расположения и предварительному согласованию предоставления земельного участка в собственность для целей эксплуатации базы отдыха, такие земельные участки не являются изъятыми или ограниченными в обороте.
Касательно того основания для отказа, как отсутствие в СРЗУ сведений о доступе с земель общего пользования, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что доступ к испрашиваемому земельному участку указан в СРЗУ, доступ к исходному земельному участку отражен в акте осмотра от 20.03.2022, а также подтверждается заключением кадастрового инженера от 26.07.2022.
Иных оснований для отказа ТУ Росимущества в Нижегородской области не приведено.
Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Возможность принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка при отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образуется земельный участок (ст. 11.3 ЗК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае решение ТУ Росимущества в Нижегородской области, выраженное в письме от 09.06.2022 N 52-9-07/3935 противоречит положениям Земельного кодекса РФ, нарушает законные права и интересы АО "Авиабор", что, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22 августа 2022 года по делу N А43-8609/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-8609/2022
Истец: АО "ДЗЕРЖИНСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЗАВОД АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ"
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице Территориального управления Росимущества в Нижегородской области
Третье лицо: Администрация г. Дзержинска Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7145/2022
13.03.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-183/2023
30.11.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7145/2022
22.08.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-8609/2022