г. Киров |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А17-7562/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алеевой А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя заявителя - Рожкова Н.В., действующего на основании доверенности от 28.03.2024.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "Агентство Вест"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.12.2023 по делу N А17-7562/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственности "Агентство Вест" (ОГРН: 1153702028281, ИНН: 3702125937)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании недействительным предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агентство Вест" (далее - заявитель, Общество, ООО "Агентство Вест") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Ивгосжилинспекция, Служба) от 04.05.2023 N 21-дв в части возложения на Общество обязанностей произвести жителям многоквартирных домов по адресам: Ивановская обл., Лежневский р-н, п. Лежнево, ул. Луговая д. 15 (далее - МКД N 15) и ул. Маяковского, д. 6 (далее - МКД N 6) перерасчет и корректировку размера платы за отопление исходя из показаний общедомовых приборов учета за весь 2022 год.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 16.12.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Агентство Вест" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что выход из строя общедомовых приборов учета в МКД N 15 и МКД N 6 исключает возможность применения показаний ОДПУ тепловой энергии в период с 07.02.2022 по 25.07.2022 (МКД N 15) и 07.02.2022 по 01.09.2022 (МКД N 6), что делает невозможным исполнение оспариваемого предписания.
Ивгосжилинспекция в отзыве отклонила доводы заявителя, просит обжалуемое решение оставить без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.03.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.03.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя настаивал на удовлетворении жалобы.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.04.2023 в Службу поступило обращение собственников помещений в МКД N 15 по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, правильности проведения корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2022 год.
11.04.2023 в Службу поступило обращение правообладателя помещения в МКД N 6 по вопросу правомерности проведения перерасчета за коммунальную услугу по отоплению за 2022 год.
11.04.2023 и 12.04.2023 в соответствии с частью 3 статьи 58 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) ООО "Лежневская УК" и ООО "Агентство Вест" направлены запросы о предоставлении необходимой информации для рассмотрения поступивших обращений.
04.05.2023 Ивгосжилинспекцией в соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона N 248-ФЗ вынесено мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия - внеплановой документарной проверки.
04.05.2023 заместителем начальника Службы принято решение о проведении в отношении ООО "Агентство Вест" внеплановой документарной проверки в связи с поступившими обращениями от 07.04.2023, 11.04.2023. Дата регистрации в ФГИС ЕРКНМ 04.05.2023 в 12 часов 05 минут.
Результаты проверки подробно зафиксированы в акте документарной проверки от 04.05.2023 N 61-дв.
Предписанием от 04.05.2023 N 21-дв на ООО "Агентство Вест" как на лицо, осуществляющее оказание коммунальных услуг и выставляющее собственникам МКД плату за эти услуги, возложена обязанность в срок до 03.07.2023 устранить нарушения требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), которое выразилось в том, что Общество, среди прочего: произвело жителям МКД N 15 и МКД N 6 корректировку платы за отопление за 2022 год, необоснованно применив за период с сентября по ноябрь 2022 года среднемесячный объем потребления тепловой энергии за отопительный период, вместо имеющихся показаний общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии, без наличия на то законных оснований; производит жителям МКД N 15 и МКД N 6 расчет размера платы за отопление в 2023 году исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2022 год, определенного с применением с сентября по ноябрь 2022 года среднемесячного объема потребления тепловой энергии за отопительный период; произвело жителям МКД N 15 расчет корректировки платы за отопление за 2022 год и расчет среднемесячного объема потребления за 2022 год, применив в декабре 2022 года норматив тепловой энергии с применением повышающего коэффициента, без наличия на то законных оснований. В целях устранения выявленного нарушения Обществу предписано:
- произвести жителям МКД N 15 перерасчет корректировки размера платы за отопление за 2022 год, применив показания ОДПУ тепловой энергии за весь 2022 год (пункт 1.1);
- произвести жителям МКД N 6 перерасчет корректировки размера платы за отопление за 2022 год, применив показания ОДПУ тепловой энергии за весь 2022 год (пункт 1.2);
- произвести жителям МКД N 15 перерасчет размера платы за отопление за период с января 2023 года по дату исполнения предписания, применив показания ОДПУ тепловой энергии за весь 2022 год (пункт 1.3);
- произвести жителям МКД N 6 перерасчет размера платы за отопление за период с января 2023 года по дату исполнения предписания, применив показания ОДПУ тепловой энергии за весь 2022 год (пункт 1.4).
Полагая, что предписание от 04.05.2023 N 21-дв выдано в нарушение требований действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным в части возложения на Общество обязанности произвести жителям МКД N 15 и МКД N 16 перерасчет и корректировку размера платы за отопление исходя из показаний общедомовых приборов учета за 2022 год.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги устанавливают Правила N 354 (пункт 1).
В силу пункта 43 названных Правил N 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42 (1) названных Правил.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.09.2018 N 222-н/1 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области" на территории муниципальных образований Ивановской области, не указанных в пункте 1 данного постановления, сохраняется действующий способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий пункта 42(1) Правил N 354)
В формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354 использованы следующие переменные: объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6); общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год; общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3(6) Приложения N 2 к Правилам N 354 объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6).
Пунктом 3(4) Приложения N 2 к Правилам N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4): Pi = Pkpi - Pnpi, где: Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии; Pnpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i=м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год. В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59(1) и 60(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов.
Из содержания приведенных норм права следует, что при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года размер платы за отопление определяется исходя из норматива потребления тепловой энергии или исходя из среднемесячного объема тепловой энергии за предыдущий год, с произведением корректировки платы в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Службой в ходе проверки установлено, что определение ООО "Агентство Вест" среднемесячного объема тепловой энергии за 2022 год и расчет корректировки платы за отопление за 2022 год по МКД N 15 и МКД N 6 произведено исходя их показаний ОДПУ тепловой энергии.
При этом за период с сентября по декабрь 2022 года объем тепловой энергии рассчитан исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за отопительный период, ввиду того, что ОДПУ тепловой энергии в МКД N 15 и МКД N 6, по утверждению заявителя, не были введены в коммерческую эксплуатацию на 2022 - 2023 годы.
Из представленных в ходе проведения проверки ООО "Агентство Вест" и ООО "Лежневская УК" документов Ивгосжилинспекцией установлено, что согласно актам периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя ОДПУ тепловой энергии в МКД N 15 и МКД N 6 прошли периодическую поверку и допущены к последующей эксплуатации в период с 25.07.2022 до 17.07.2026 и с 01.09.2022 до 06.12.2024 соответственно. Названные акты подписаны представителем теплоснабжающей организации и управляющей компании без каких-либо замечаний.
Согласно ведомостям учета параметров потребления тепла в МКД N 15 и N 6 за период с сентября по декабрь 2022 года среднемесячный объем потребления тепловой энергии за отопительный период превышает фактическое потребление тепловой энергии.
Доводы Общества, что ОДПУ были выведены из строя, что, по мнению подателя жалобы, подтверждается актами осмотра от 07.02.2022, актами осмотра ОДПУ N 5, N 3 от 06.02.2023, рассмотрены и подлежат отклонению.
Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" введены в действие Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила N 1034), которые устанавливают, среди прочего, требования к приборам учета (подпункта "а" пункта 1).
В пункте 3 названных Правил определено, что "ввод в эксплуатацию узла учета" - это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Пунктами 62, 63 Правил N 1034 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Комиссия создается владельцем узла учета.
Согласно пункту 66 Правил N 1034 при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (пункт 67 Правил N 1034).
В силу пункта 68 Правил N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Согласно пункту 72 Правил N 1034 в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил (пункт 73 Правил N 1034).
Оценив представленные Обществом доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с мотивированным мнением суда первой инстанции, что данные акты не отвечают критериям достоверности и достаточности в целях подтверждения имеющих значение для рассмотрения настоящего дела обстоятельств. Так, в частности, акты составлены с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 72 Правил N 1034, акты о выявленных недостатках отсутствуют. Акты осмотра ОДПУ не подтверждают с достаточной достоверностью то обстоятельство, что в период с 07.02.2022 по 25.07.2022 (МКД N 15) и 07.02.2022 по 01.09.2022 (МКД N 6) ОДПУ в спорных МКД вышли из строя, в связи с чем не могли использоваться для коммерческого учета.
С учетом изложенных обстоятельств оспариваемое предписание содержит обоснованное указание заявителю на необходимость произвести перерасчет платы за предоставление коммунальной услуги по отоплению за 2022 собственникам жилых помещений МКД N 15, МКД N 6 со ссылкой на пункт 42 (1) Правил N 354.
По изложенным в предписании требованиям суд не усматривает оснований для признания его неисполнимым, как указывает заявитель в жалобе.
Предписание содержит описание выявленного нарушения, ссылки на подлежащие исполнению положения действующего законодательства в жилищной сфере и является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства. Содержащиеся в предписании требования соответствуют целям и задачам жилищного законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагают на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создают препятствия для осуществления им своей деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ с учетом подлежащих применению норм права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемой ситуации совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания предписания надзорного органа от 04.05.2023 N 21-дв недействительным.
Доводы и аргументы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.12.2023 по делу N А17-7562/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.12.2023 по делу N А17-7562/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "Агентство Вест" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-7562/2023
Истец: ООО "Агенство Вест"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд