г. Челябинск |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А07-21169/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бухарметовой Эльмиры Ринатовны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2022 по делу N А07-21169/2021.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Бухарметовой Эльмиры Ринатовны - Чулков Вячеслав Валерьевич (доверенность от 22.11.2022, срок действия до 30.11.2022, удостоверение адвоката).
Индивидуальный предприниматель Бухарметова Эльмира Ринатовна (далее - истец, ИП Бухарметова Э.Р.) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к публичному акционерному обществу "Промсвязьбанк" (далее - ответчик, ПАО "Промсвязьбанк") о признании отказа ПАО "Промсвязьбанк" в списании задолженности по кредитному договору К/Д 72/1-00000/64954 недействительным; обязании ПАО "Промсвязьбанк" списать задолженность по кредитному договору К/Д 72/1-00000/64954 в полном объеме.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральная налоговая служба и Управление Федеральной налоговой службы России по Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2022 (резолютивная часть от 08.08.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Бухарметова Э.Р. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что согласно сведениям о застрахованных лицах, ответу межрайонной ИФНС N 40 по Республике Башкортостан численность работников на протяжении всего периода не менялась и составляла пять человек.
Сведения ответчика о снижении численности работников с шести человек до пяти являются недостоверными, так как не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Податель жалобы указывает, что в материалах дела нет сведений, что информации, переданная истцом в пенсионный фонд недостоверная, напротив, ПФР и ФНС России однозначно выразили позицию, что снижения численности работником не произошло.
По мнению апеллянта, скриншот карточки заявления от 05.08.2020 является, по сути, копией документа или иного письменного доказательства, и в этом случае должны были применяться правила, предусмотренные п.5 ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства.
Поскольку в суде первой инстанции установлено подлинное содержание первоисточника, то суд не имел права считать доказанным факт, подтверждаемый только скриншотом.
Кроме того, суд признал, что сбой в информационной системе не исключен, что не дает основания признания действий Банка неправомерными. Тем самым, суд считает правомерной ситуацию, когда сбой в системе нарушает права заемщика, добросовестно выполнившего условия предоставления кредита, на списание задолженности.
Податель жалобы также полагает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на отсутствие обязанности ответчика руководствоваться иными источниками информации о количестве работников помимо автоматизированной системы, поскольку истцом надлежащим образом исполнены требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 696) для списания задолженности по кредиту. Численность работников не снижалась на протяжении всего периода наблюдения, что подтверждается материалами дела, в частности, пояснениями ФНС, УФНС России по Республике Башкортостан.
До начала судебного заседания от подателя жалобы поступили дополнения к апелляционной жалобе с доказательствами направления ответчику.
Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьями 159, 184, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" определил: заявленное ходатайство удовлетворить, приобщить к материалам дела дополнение к апелляционной жалобе.
До начала судебного заседания ПАО "Промсвязьбанк" представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились.
От ПАО "Промсвязьбанк" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
С учетом мнения истца и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика и третьего лица.
В судебном заседании представитель истца, изложенные в своей апелляционной жалобе доводы, поддержал в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании подписанного клиентом заявления-оферты на заключение договора об открытии кредитной лини с лимитом выдачи по программе кредитования "Без Бумаг 2.0" от 10.08.2020 (далее - заявление) между ИП Бухарметовой Э.Р. (далее - клиент, заемщик) и Банком был заключен кредитный договор К/Д 72/1-00000/64954 (далее - Кредитный договор - л.д. 42-46).
Согласно п. 1.1 договора размер лимита выдачи: - в период с даты открытия кредитной линии по дату окончательного погашения задолженности - 435 000 руб.
В силу п. 1.2 договора целевое назначение кредита: расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика, включая выплату заработной платы работникам заемщика в размере, не превышающем размер, предусмотренный трудовым договором, а также погашение задолженности по процентам и по основному долгу по иным кредитным договорам (соглашениям), предусмотренным правилами.
В соответствии с п. 1.4 договора дата окончательного погашения задолженности: по 30 июня 2021 года с учетом положений п. 4.3 - 4.4 Правил.
На основании п. 1.5 договора процентная ставка составляет:
2.00% - льготная процентная ставка на базовый период договора,
2.00% - льготная процентная ставка на период наблюдения по договору.
Стандартная процентная ставка, уплачиваемая при прекращении периода льготного кредитования: 12.00%.
Договор считается заключенным с момента акцепта кредитором заявления на заключение договора (п. 1.9.2 договора).
Согласно п. 1.10 договора заемщик подтверждает и соглашается с тем, что: он ознакомлен и согласен с действующей на дату подачи заявления на заключение договора редакцией правил, размещенной кредитором (полученной от кредитора) одним или несколькими из следующих способов:
- на официальном сайте кредитора www.psbaN k.ru;
- на стендах в подразделениях кредитора, осуществляющих обслуживание заемщиков;
- путем направления кредитором заемщику в системе электронного документооборота (мобильном приложении).
В соответствии с п. 1.13 очередность погашения задолженности по договору установлена в п. 4.14 правил и будет действовать с даты акцепта кредитором оферты заемщика.
Данный кредит выдан в соответствии с условиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации N 696.
15 апреля 2021 года ИП Бухарметова Э.Р. обратилась к ПАО "Промсвязьбанк" с требованием о списании задолженности по кредиту ввиду выполнения условий, предусмотренных Правилами N 696.
04 мая 2021 года ответчиком было отказано истцу в списании задолженности в связи со снижением численности сотрудников ИП Бурхаметовой Э.Р. с 6 (шести) человек до 5 (пяти).
В соответствии с п. 4.4.4 правил предоставления кредита, если численность работников заемщика в течение периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составила не менее 90 (девяносто) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, может быть принято решение о прощении долга в полном объеме.
Согласно п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации N 696 субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении следующих условий:
а) в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
б) численность работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года;
в) средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;
г) получателем субсидии осуществлено списание не позднее 1 апреля 2021 года задолженности заемщика по кредитному договору (соглашению), включая проценты по кредитному договору (соглашению), начисленные и перенесенные в основной долг по кредитному договору (соглашению) в соответствии с подпунктом "д" пункта 9 настоящих Правил;
д) соблюдены условия, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил. В соответствии с п. 4.4.4 правил предоставления кредита, если численность работников заемщика в течение периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составила не менее 90 (девяносто) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, может быть принято решение о прощении долга в полном объеме.
В соответствии с п. 28 Постановления Правительства Российской Федерации N 696 перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере задолженности по кредитным договорам (соглашениям) по состоянию на 1 апреля 2021 года, соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 года к численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года составляет не менее 0,9.
Согласно сведениям о застрахованных лицах, ответу межрайонной ИФНС N 40 по Республике Башкортостан численность работников на протяжении всего периода не менялась и составляла 5 (пять) человек.
По мнению истца сведения ответчика о снижении численности работников с 6 (шести) человек до 5 (пяти) являются необоснованными, т.к. не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Истец полагает, что в связи с тем, что им соблюдены все условия Постановления Правительства Российской Федерации N 696 для списания задолженности по кредитному договору в полном объеме, отказ ПАО "Промсвязьбанк" является неправомерным.
Указанные выше обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не доказана неправомерность действий ПАО "Промсвязьбанк", действия Банка соответствуют положениям Постановления Правительства Российской Федерации N 696, а также условиям, заключенного кредитного договора.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита (пункт 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по кредитному договору применяются предусмотренные параграфом 1 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (пункт 2 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Как следует из материалов дела, на основании подписанного клиентом заявления-оферты на заключение договора об открытии кредитной лини с лимитом выдачи по программе кредитования "Без Бумаг 2.0" от 10.08.2020 (далее - заявление) между ИП Бухарметовой Э.Р. (далее - клиент, заемщик) и Банком был заключен кредитный договор К/Д 72/1-00000/64954 (далее - кредитный договор - л.д. 42-46).
Подписав заявление на заключение договора, клиент в порядке, предусмотренном ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, присоединился к действующей редакции Правил предоставления кредитов ПАО "Промсвязьбанк" по программе кредитования "Без бумаг 2.0" (далее - Правила предоставления кредит) и подтвердил, что с Правилами предоставления кредита ознакомлен и полностью согласен.
Пунктом 2 Правил N 696 установлено, что субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее - субсидия по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (далее - субсидия по списанию) (пункт 4 вышеприведенных Правил).
В пункте 9 Правил N 696 перечислены условия предоставления субсидии, в частности: заемщик получателя субсидии должен быть включен в соответствующие реестры организаций, осуществлять деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (подпункт "а"), получателем субсидии с заемщиком должен быть заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению) (подпункт "в").
В соответствие с п. 4.4 Правил предоставления кредита обязательства заемщика по кредитному договору могут быть прекращены полностью или частично по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе на основании прощения долга. Кредитор в соответствие с Программой может принять решение о прощении полностью или частично задолженности или ее части по кредитному договору (далее - решение о прощении долга). Решение о прощении долга может быть принято Кредитором при одновременном соблюдении условий, указанных в п. 4.4 Правил, в том числе, если численность работников заемщика в течение периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составила не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 года. При этом, если численность работников заемщика по состоянию на 01 марта 2021 года составила менее 90 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 года, может быть принято решение о прощении долга в полном объеме. Если численность работников заемщика по состоянию на 01 марта 2021 года составила менее 90, но не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 года, может быть принято решение о прощении долга в размере 50 процентов от суммы задолженности. Оставшаяся задолженность подлежит погашению в порядке, предусмотренном п. 4.1 кредитного договора.
Согласно требованиям Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных или доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020N 696 (далее - Правила предоставления субсидий) решение о списании (п. 12) принимается на основании данных ФНС (п. 24).
Согласно п. 12 Правил предоставления субсидий, субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении следующих условий:
а) в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
б) численность работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца по состоянию на 25 марта 2021 года составила не менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
б (1)) численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 марта 2021 года составила не менее 80 процентов численности работников заемщиков, определенной: исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил; исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
В соответствии с п. 24 Правил предоставления субсидий максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев, считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился до 15-го числа месяца включительно, и считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился после 15-го числа месяца, но не более 6 месяцев. Для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию в период до 23 июня 2020 года, максимальная сумма кредитного договора (соглашения) может рассчитываться с учетом базового периода кредитного договора (соглашения), составляющего 6 месяцев. Численность работников заемщика, а также размер районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 года, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы (далее - ФНС).
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
Согласно информации, размещенной на сайте ФНС https://www.N alog.gov.ru/. распределенный реестр ФНС России - цифровая платформа ФНС России (далее - Платформа) базируется на технологии распределенного реестра (блокчейн), при которой каждый участник процесса работает с данными своего узла распределенного реестра в соответствие с присвоенной ему ролью. Платформа предоставляет участникам (кредитным организациям и органам исполнительной власти) доступ к информационным сервисам для реализации задач и функций, установленных соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации. Платформа автоматизирует процесс проверки данных, предоставляемых налогоплательщиками в кредитную организацию, обеспечивает размещение сведений на платформе о заключенных кредитных договорах (соглашениях). Платформа обеспечивает информационный обмен сведениями, требуемыми участникам информационного обмена с целью реализации правил соответствующих Постановлений Правительства Российской Федерации, в том числе обмен сведениями о застрахованных лицах, подаваемым заемщиком в органы ПФР и передаваемые ПФР в ФНС России. Используемая технология распределенного реестра обеспечивает защиту данных от любых несанкционированных изменений и исключает возможность дублирования заявлений от одной и той же организации.
Для кредитных организаций Платформа предоставляет набор информационных сервисов, обеспечивающих автоматизацию процесса приема и обработки заявлений на получение льготных кредитов, в соответствии с Правилами.
Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В информационном сервисе Платформы размещается информация о численности сотрудников заемщика на основании сведений по форме СЗВ-М, передаваемых заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) в порядке и сроки, установленные постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 года N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", направляемая ПФР в ФНС России для целей реализации Правил не реже одного раза в месяц (письмо ФНС России от 20.01.2021 N АБ-4-19/468).
Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Таким образом, Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС.
Иного порядка определения численности работников заемщика кредитным договором и постановлением Правительства Российской Федерации N 696 не предусмотрено.
Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Ни постановление Правительства Российской Федерации N 696, ни условия кредитного договора не предоставляет ПАО "Промсвязьбанк" иных инструментов и способов получения информации о численности сотрудников заемщика в целях подтверждения исполнения условий программы и договора.
Кредитные отношения регулируются кредитным договором и постановлением Правительства Российской Федерации N 696, которыми предусмотрено, что Банк не производит самостоятельный расчет численности работников заемщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС.
Лимит по кредитному договору клиенту был рассчитан Банком на момент заведения заявки по данным численности на 01.06.2020, отраженных в сервисе ФНС - 6 человек, что подтверждается скриншотом карточки заявления N 6723285561057452 от 05.08.2020, сформированной Банком в сервисе цифровой платформы ФНС России.
Между тем, к этой численности (6 сотрудников) у клиента произошло снижение до 5 сотрудников (сохранение численности 83%), в связи с чем Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями кредитного договора, руководствуясь сведениями ФНС, правомерно и обоснованно списана задолженность в размере 50%.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что сведения о снижении численности работников ответчика являются недостоверными, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий обязан использовать только данные, размещенные на платформе ФНС и не вправе получать сведения о численности сотрудников заемщика из иных источников, в том числе руководствоваться сведениями, представленными самим заемщиком.
Следовательно, основываясь на Правилах предоставления кредитов, а также положениях Постановления N 696, Банк правомерно списал задолженность в размере 50% по причине снижения численности работников истца по сравнению с численностью на 1 июня 2020 года.
Вопреки доводу апеллянта, доказательства, положенные судом в основу оспариваемого решения, являются относимыми, допустимыми и соответствующими требованиям законодательства.
Скриншот с сайта ФНС России о численности работников заемщика, представленный Банком в материалы дела и положенный в основу решения, является относимым и допустимым доказательством, соответствующим требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", допустимыми доказательствами являются в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения.
Представленный в материалы дела скриншот содержит необходимые реквизиты, в частности указан адрес интернет-страницы.
Судом установлено, что Банк, осуществив списание задолженности в размере 50%, действовал в полном соответствии с положениями законодательства, Правил предоставления субсидий и условиями Кредитного договора, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции, которым в удовлетворении требований истца к Банку отказано.
Отклоняя доводы апеллянта о том, что нельзя исключить сбой работе информационного сервиса ФНС России, либо иные технические причины, в результате которых в информационном сервисе ФНС России отражены неверные данные о численности сотрудников истца на момент рассмотрения заявки, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что такая ситуация не дает оснований для признания действий Банка неправомерными, действия Банка в указанной ситуации правомерны и соответствуют законодательству Российской Федерации и условиям заключенного с Клиентом Кредитного договора.
Апелляционная коллегия не находит оснований для пересмотра указанных выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основании доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2022 по делу N А07-21169/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бухарметовой Эльмиры Ринатовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21169/2021
Истец: ИП Бухарметова Эльмира Ринатовна
Ответчик: ПАО ПРОМСВЯЗЬБАНК
Третье лицо: УФНС России по РБ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10077/2024
28.05.2024 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-21169/2021
09.03.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-911/2023
30.11.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15000/2022
31.08.2022 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-21169/2021