город Москва |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А40-135324/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стешана Б.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2022,
по делу N А40-135324/22
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ООО "АРХБУМ" (ОГРН: 1192901006363, ИНН: 2903012674)
к ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании 554 559,12 руб.
УСТАНОВИЛ:
ООО "АРХБУМ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании денежных средств в размере 554 559,12 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.09.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился ответчик, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Просил решение суда оставить без изменений.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 05.04.2021 со станции отправления Вологда 2 Северная ж.д. на станцию назначения Вологда 1 Северной ж.д. был принят к перевозке порожний вагон N 96733175 собственности ООО "Архбум" по накладной N ЭШ0480259 в технически исправном состоянии.
04.04.2021 ОАО "РЖД" на ст. Вологда 2 Северной ж.д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 96733175 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 189 по коду неисправности 107 - выщербина обода колеса.
06.04.2021 в адрес начальника АО "ВРК-1" направлена заявка на ремонт вышеуказанного вагона N 50/1-1826, а также запрошены фотоматериалы, подтверждающие наличие дефектов на поверхности катания колесных пар.
10.04.2021 ВЧДр Вологда АО "ВРК-1" в лице заместителя начальника депо Полынина Д.С. и ВМ КРУ Ларионова СВ. составили акт о том, что при поступлении в текущий ремонт вагона N 96733175 был обнаружен:
- на колесной паре N 1226-2771-2019 односторонний ползун глубиной 0,3 мм.
10.04.2021 на основании полученных фотоматериалов, акта от 10.04.2021 был запрошен акт о повреждении вагона формы ВУ-25.
ОАО "РЖД" оставило запрос ООО "Архбум" о выдаче акта о повреждении вагона без ответа.
Отсутствие данных актов свидетельствует о нарушении пунктов 93, 94 Приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256 "Об утверждении правил перевозок грузов. порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения", поскольку акт о повреждении вагона формы ВУ-25 составляется перевозчиком.
10.04.2021 вагон выпущен из ремонта на основании уведомления форма ВУ-36-М N 124.
В результате обточки колесная пара N 1226-2771-2019 утратила 14 мм. Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО "Архбум" 01.11.2020 г.
11.04.2021 со станции отправления Безбожник Горьковская ж.д. на станцию назначения Исакогорка Северной ж.д. был принят к перевозке порожний вагон N 96736921 собственности ООО "Архбум" по накладной N ЭШ428444 в технически исправном состоянии.
15.04.2021 ОАО "РЖД" на ст. Исакогорка Северной ж.д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 96736921 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 953 по коду неисправности 107 - выщербина обода колеса.
16.04.2021 в адрес начальника службы вагонного хозяйства Северной дирекции инфраструктуры - СП ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" О.Б. Быкову направлена заявка на ремонт Россия, 164900, г. Новодвинск, Архангельская область, ул. Мельникова, 1 Телефоны: (81852) 6-34-33 (приемная), 4-65-27(канцелярия) Факс: (81852) 4-36-17. ИНН 2903012674 ОГРН 1192901006363 вышеуказанного вагона N 50/1-2016, в которой сообщалось, что к месту ремонта вышеуказанного вагона на комиссионный осмотр прибудет представитель ООО "Архбум".
Проведя визуальный осмотр, а также сравнительный анализ представленных вагоноремонтным депо фотоматериалов, акта браковки и фотоматериалов, представленных в качестве примера, специалистом составлено заключение о наличии на колесной паре N 1175-105794-2019, N 1175-85155-2019 - одностороннего ползуна, в связи с чем 19.04.2021 был запрошен акт о повреждении вагона формы ВУ-25.
Заключение произвел и составил начальник вагонного отдела ООО "Архбум" Горбунцова Наталья Алексеевна. (Квалификация специалиста: осмотрщик вагонов подтверждается Свидетельством N 19-04271 от 06.12.2019, выданным Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования" Московская академия народного хозяйства и государственной службы").
19.04.2021 вагон выпущен из ремонта на основании уведомления форма ВУ-36-М N 126. В результате неправильной эксплуатации вагонов, ООО "Архбум" был вынужден отремонтировать повреждённые колёсные пары, в связи с чем понёс расходы.
В результате обточки поверхности катания поврежденные колесные пары утрачивают первоначальные технические характеристики.
В состав убытков ООО "Архбум" включаются убытки, возникающие в результате потери жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания колесных пар.
В результате обточки колесная пара N 1175-105794-2019 утратила 6 мм, N 1175-85155-2019-9 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО "Архбум" 01.11.2020 г.
07.04.2021 ОАО "РЖД" на ст. Исакогорка Северной ж.д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 29320694 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 408 по коду неисправности 107 - выщербина обода колеса.
08.04.2021 в адрес начальника службы вагонного хозяйства Северной дирекции инфраструктуры - СП ЦЦИ - филиала ОАО "РЖД" О.Б. Быкову направлена заявка на ремонт вышеуказанного вагона N 50/1-1866. в которой сообщалось, что к месту ремонта вышеуказанного вагона на комиссионный осмотр прибудет представитель ООО "Архбум".
12.04.2021 на территории эксплуатационного вагонного депо Исакогорка Северной ж.д. представителем ООО "Архбум" представителем ООО "Архбум" Хаперским Иваном Валерьевичем совместно с представителем ОАО "РЖД" заместителем начальника депо по ремонту Медведевым Д.С. проведен комиссионный осмотр и проверка соответствия кода отцепки и подтверждение неисправности у вагона N 29320694.
При осмотре вышеуказанного вагона были обнаружены:
- выщербина 48x3 мм на колесной паре N 0005-24753-2005;
- односторонний ползун глубиной 0,4 мм на колесной паре N 0186-38314-1991;
- выщербина 68x2 мм на колесной паре N 0186-2370-1990;
В связи с чем 12.04.2021 был запрошен акт о повреждении вагона формы ВУ-25.
ОАО "РЖД" была нарушена обязанность по составлению актов о повреждении вагонов формы ВУ-25. Отсутствие данных актов свидетельствует о нарушении пунктов 93, 94 Приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256 "Об утверждении правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения", поскольку акт о повреждении вагона формы ВУ-25 составляется перевозчиком.
12.04.2021 вагон выпущен из ремонта на основании уведомления форма ВУ-36-М N 76.
В результате обточки колесная пара N 0186-38314-1991 утратила 6 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО "Архбум" 01.11.2020 г.
Северной ж.д. был принят к перевозке порожний вагон N 29058161 собственности ООО "Архбум" по накладной N ЭЧ932554 в технически исправном состоянии.
09.04.2021 ОАО "РЖД" на ст. Исакогорка Северной ж.д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 29058161 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 576 по коду неисправности 107 - выщербина обода колеса.
10.04.2021 в адрес начальника эксплуатационного вагонного депо Исакогорка А.К. Гудкова направлена заявка на ремонт вышеуказанного вагона N 50/1-1898, в которой сообщалось, что к месту ремонта вышеуказанного вагона на комиссионный осмотр прибудет представитель ООО "Архбум".
12.04.2021 года на территории эксплуатационного вагонного депо Исакогорка Северной ж.д. представителем ООО "Архбум" представителем ООО "Архбум" Хаперским Иваном Валерьевичем совместно с представителем ОАО "РЖД" заместителем начальника депо по ремонту Медведевым Д.С. проведен комиссионный осмотр и проверка соответствия кода отцепки и подтверждение неисправности у вагона N 29058161.
15.04.2021 вагон выпущен из ремонта на основании уведомления форма ВУ-36-М N 98. В результате обточки колесная пара N 1175-56614-2017 утратила 3 мм, N 0005-58060-2005 - 8 мм.
22.04.2021 со станции отправления Мурманские ворота Октябрьская ж.д. на станцию назначения Исакогорка Северная ж.д. был принят к перевозке порожний вагон N 29713690 собственности ООО "Архбум" по накладной N ЭШ722053 в технически исправном состоянии.
26.04.2021 г. ОАО "РЖД" на ст. Исакогорка Северной ж.д. отцеплен в текущий ремонт вагон N 29713690 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке в ремонт формы ВУ-23-М N 1724 по коду неисправности 107- выщербина обода колеса.
26.04.2021 в адрес начальника ВЧДр Исакогорка направлена заявка на ремонт вышеуказанного вагона N 50/1-2205, в которой сообщалось, что к месту ремонта вышеуказанного вагона на комиссионный осмотр прибудет представитель ООО "Архбум".
Представитель ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка заместитель начальника депо по ремонту Медведев Д.С. 29.04.2021 года с актом комиссионного осмотра вагона N 29713690 ознакомлен, но отказался от подписи в акте комиссионного осмотра вагона, а также о выдаче акта о повреждении вагона формы ВУ-25 в связи с небраковочными размерами односторонних ползунов.
ООО "Архбум" приходит к выводу, что имеет место факт фальсификации неисправностей и сокрытие фактических неисправностей от собственника подвижного состава.
ОАО "РЖД" была нарушена обязанность по составлению актов о повреждении вагонов формы ВУ-25. Отсутствие данных актов свидетельствует о нарушении пунктов 93. 94 Приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256 "Об утверждении правил перевозок грузов.
В результате обточки колесная параN 1 175-3165-2005 утратила 10 мм, N 0093-7553-1975 - 9 мм, N 0039-6461-1996 - 11 мм.
29.03.2021 со станции отправления Шушары Октябрьская ж.д. на станцию назначения Островская Северная ж.д. был принят к перевозке порожний вагон N 29039336 собственности ООО "Архбум" по накладной N ЭЧ417472 в технически исправном состоянии.
02.04.2021 г. ОАО "РЖД" на ст. Исакогорка Северной ж.д. отцеплен в текущий ремонт вагон N 29039336 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке в ремонт формы ВУ-23-М N 110 по коду неисправности 107- выщербина обода колеса.
03.04.2021 в адрес начальника службы вагонного хозяйства Северной дирекции инфраструктуры - СП ЦЦИ - филиала ОАО "РЖД" О.Б. Быкова направлена заявка на ремонт вышеуказанного вагона N 50/1-1782, в которой сообщалось, что к месту ремонта вышеуказанного вагона на комиссионный осмотр прибудет представитель ООО "Архбум".
Квалификация специалиста подтверждается Свидетельством N 21-107029 от 19.07.2021. выданным Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования "Московская академия народного хозяйства и государственной службы" -осмотрщик вагонов.
При осмотре вышеуказанного вагона были обнаружены:
- односторонний ползун глубиной 0,5 мм на колесной паре N 1175-039346-2016:
- односторонний ползун глубиной 0.3 мм на колесной паре N 0005-147298-2007:
- односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1175-039342-2016:
- односторонний ползун глубиной 0.2 мм на колесной паре N 1175-039275-2016: В связи с чем. 07.04.2021 был запрошен акт о повреждении вагона формы ВУ-25.
ОАО "РЖД" была нарушена обязанность по составлению актов о повреждении вагонов формы ВУ-25.
07.04.2021 вагон выпущен из ремонта на основании уведомления форма ВУ-36МN 43. В результате неправильной эксплуатации вагонов, ООО "Архбум" был вынужден отремонтировать повреждённые колёсные пары, в связи с чем понёс расходы.
В результате обточки колесная пара N 1175-039346-2016 утратила 6 мм, N 0005-147298-2007 - 4 мм; N 1175-039342-2016 - 3 мм; N 1175-039275-2016 - 6 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО "Архбум" 01.11.2020 г.
19.03.2021 со станции отправления Джаббор Расулов Таджикская ж.д. на станцию назначения Исакогорка Северная ж.д. был принят к перевозке порожний вагон N 52672516 собственности ООО "Архбум" по накладной N 00278394 в технически исправном состоянии.
02.04.2021 г. ОАО "РЖД" на ст. Архангельск-город Северной ж.д. отцеплен в текущий ремонт вагон N 52672516 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке в ремонт формы ВУ-23-М N 111 по коду неисправности 107- выщербина обода колеса.
03.04.2021 в адрес начальника службы вагонного хозяйства Северной дирекции инфраструктуры - СП ИЛИ - филиала ОАО "РЖД" О.Б. Быкова направлена заявка на ремонт вышеуказанного вагона N 50/1-1784, в которой сообщалось, что к месту ремонта вышеуказанного вагона на комиссионный осмотр прибудет представитель ООО "Архбум".
04.04.2021 года на территории эксплуатационного вагонного депо Исакогорка Северной ж.д. представителем ООО "Архбум" представителем ООО "Архбум" Макаровой Д.А. проведена проверка соответствия кода отцепки и подтверждение неисправности у вагона N 52672516.
При осмотре вышеуказанного вагона были обнаружены:
- односторонний ползун глубиной 0.2 мм на колесной паре N 0005-184352-2014:
- односторонний ползун глубиной 0,4 мм на колесной паре N 0039-218180-1983:
- односторонний ползун глубиной 0,4 мм на колесной паре N 1175-084899-2018: В связи с чем. 04.04.2021 был запрошен акт о повреждении вагона формы ВУ-
17.04.2021 со станции отправления Силикатная Московская ж.д. на станцию назначения Исакогорка Северная ж.д. был принят к перевозке порожний вагон N 29124377 собственности ООО "Архбум" по накладной N ЭШ625561 в технически исправном состоянии.
21.04.2021 г. ОАО "РЖД" на ст. Исакогорка Северной ж.д. отцеплен в текущий ремонт вагон N 29124377 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке в ремонт формы ВУ-23-М N 1417 по коду неисправности 107- выщербина обода колеса.
22.04.2021 в адрес начальника ВЧДр Исакогорка направлена заявка на ремонт вышеуказанного вагона N 50/1-2124, в которой сообщалось, что к месту ремонта вышеуказанного вагона на комиссионный осмотр прибудет представитель ООО "Архбум".
Проведя визуальный осмотр, а также сравнительный анализ представленных вагоноремонтным депо фотоматериалов, акта браковки и фотоматериалов, представленных в качестве примера, специалистом составлено заключение о наличии на колесной паре N 1226-2358-2019 - одностороннего ползуна, в связи с чем 24.04.2021 был запрошен акт о повреждении вагона формы ВУ-25. (Квалификация специалиста: осмотрщик вагонов подтверждается Свидетельством N 19-04271 от 06.12.2019, выданным Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования" Московская академия народного хозяйства и государственной службы").
ОАО "РЖД" была нарушена обязанность по составлению актов о повреждении вагонов формы ВУ-25.
24.04.2021 вагон выпущен из ремонта на основании уведомления форма ВУ-36-М N 158. В результате обточки колесная параN 1226-2358-2019 утратила 7 мм.
В результате неправильной эксплуатации вагонов, ООО "Архбум" был вынужден отремонтировать повреждённые колёсные пары, в связи с чем понёс расходы.
В результате обточки поверхности катания поврежденные колесные пары утрачивают первоначальные технические характеристики.
В состав убытков ООО "Архбум" включаются убытки, возникающие в результате потери жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания колесных пар.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО "Архбум" 01.11.2020 г.
В целях соблюдения обязательного досудебного урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию, однако ответчик оставил данную претензию без удовлетворения.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что требования истца являются законными и обоснованными, расчеты произведены верно, в то время как ответчик доводы иска документально не опроверг.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Так, в силу п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.
Железная дорога, представляя собой совокупность инфраструктуры, локомотивов, а также непосредственно перевозочный процесс в целом, безусловно, является источником повышенной опасности. Это очевидно следует из текста ст. 21 Федерального закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 105 Устава железнодорожного транспорта при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
Представленные Ответчиком акты осмотра вагонов составлены работниками эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД" и содержат указание на факт обнаружения ими неисправностей колесных пар вагонов истца в виде "выщербин обода колеса", а также вывод, согласно которому такие неисправности возникли не по вине ответчика, а в результате естественного износа.
В соответствии с Положением об организации расшифровки параметров движения локомотива, утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 19.02.2019 N 296/р (далее - Положение), скоростемерная лента или файл поездки основного устройства безопасности является основным документом, который позволяет объективно давать оценку работе локомотивных бригад, эксплуатации тягового подвижного состава, локомотивных устройств безопасности и используется во всех случаях расследований нарушений безопасности движения, случаев задержек поездов, сбоев в работе устройств безопасности, отказов технических средств и событий. Скоростемерная лента фиксирует, в том числе, нарушения, связанные с управлением тормозами локомотива. В материалы рассматриваемого дела НЕ представлены расшифровки носителей информации.
Причина неисправности спорных вагонов определена осмотрщиком вагонов эксплуатационного вагонного депо ОАО "РЖД" при техническом обслуживании поездов согласно классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005). Владельцы вагонов не присутствуют при осмотре вагонов на предмет их технической исправности в перевозочном процессе (в частности, при приемке вагонов к перевозке от третьих лиц с путей необщего пользования, в пути следования на промежуточных станциях, при прибытии вагона на станции назначения и т.п.), то есть не присутствуют при отцепках вагонов в случае обнаружения неисправностей (законом такой обязанности для владельцев вагонов не предусмотрено), в связи с чем лишены возможности заявить о своем несогласии с причиной отцепки (характером неисправности) непосредственно в момент отцепки вагона.
В документах, оформляемых при проведении текущего отцепочного ремонта вагона (в частности, в актах браковке узлов и деталей и расчетно-дефектных ведомостях) заявление возражений по коду отцепки также не предусмотрено.
Согласно п. 1.6. Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, Неисправность грузового вагона определяется осмотрщиком вагонов ВЧДЭ при техническом обслуживании. Перевод вагона в нерабочий парк, осуществляется по кодам неисправностей, в соответствии с классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов (К ЖА 2005 05)", утверждённому Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций с изменениями и дополнениями (или на основании иного документа, принятого на его замену) с вводом в единую базу данных сообщение 1353 - электронный аналог уведомления о ремонте вагона формы ВУ-23-М. По итогам расследования составляется Акт-рекламация.
Довод ответчика о том, что в настоящее время на территории Российской Федерации не подлежат применению акты МПС СССР, устанавливающие, что "выщербины" и "ползуны" на колесах грузовых вагонов могут появляться из-за действий перевозчика, при этом отсутствуют какие-либо нормативные документы, устанавливающие презумпцию ответственности перевозчика за повреждение колесных пар грузовых вагонов, отклонен судом при принятии решения правомерно.
В частности, ответчик в отзыве на иск признал, что до 26.08.2019 в РФ действовали "классификаторы неисправностей вагонных пар", изданные МПС СССР и ОАО "РЖД". Эти документы являлись ненормативными актами и содержали классификацию неисправностей колесных пар в зависимости от причин возникновения неисправности.
Факт причинения ответчиком убытков в результате ненадлежащего исполнения своих обязательств истцом документально подтвержден. Ответчик имел возможность принять участие в расследовании и установлении причин возникновения неисправностей.
Все отцепки вагонов были произведены до заключения сторонами договора.
Ответчик в жалобе заявляет о пропуске истцом срока исковой давности исходя из специального срока - 1 год, предусмотренного ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 125 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Данный довод ответчика является необоснованным и подлежит отклонению по следующим основаниям.
Правовым обоснованием исковых требований, помимо ст. 105 Устава железнодорожного транспорта РФ, является также ст.ст. 15, 393, 1064, 1096 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть иск заявлен на основании причинения внедоговорного вреда, к которому применяется общий срок исковой давности (ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По вагонам, указанным в иске, Истец выступает не стороной Договора перевозки, а законным владельцем имущества (вагонов), которые были повреждены ОАО "РЖД".
Отношения сторон могут быть квалифицированы только как деликтные обязательства в порядке ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку по всем вагонам, указанным в иске, обнаружение неисправностей колесных пар произошло после завершения договора перевозки, то есть на момент фиксации повреждений истец уже утратил статус участника договора перевозки.
Соответственно, в связи с тем, что отношения истца и ответчика невозможно квалифицировать как отношения сторон по договору перевозки, специальный годичный срок исковой давности, предусмотренный ст. 125 УЖТ РФ и ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации не применим, поскольку в данном случае истец выступает не как сторона перевозки, а как собственник вагона (ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Кодекса).
Истец узнал о повреждении перевозчиком принадлежащих истцу вагонов при составлении актов осмотра поврежденных колесных пар в апреле-мае 2021 года. Исковое заявление подано в суд первой инстанции 15.06.2022, то есть в пределах трехгодичного срока исковой давности, и не является пропущенным.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение об удовлетворении иска.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.09.2022 по делу N А40-135324/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135324/2022
Истец: ООО "АРХБУМ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"