город Ростов-на-Дону |
|
30 ноября 2022 г. |
дело N А32-48112/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Полторак В.В. по доверенности от 31.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2022 по делу N А32-48112/2021
по иску Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края
(ИНН 2320180758, ОГРН: 1102366001880)
к ответчику муниципальному унитарному предприятию "Водосток"
(ИНН 2320201172, ОГРН 1122366005508)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - истец; департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному унитарному предприятию "Водосток" (далее - ответчик; предприятие) о взыскании денежных средств на оплату обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям предоставления субсидии, в размере 16 911 795 рублей 98 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2022 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2022 отменить и принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе департамент настаивал на обоснованности заявленных требований, указал, что в соответствии с пунктом 2.1.2. Соглашения произведена проверка предоставленных получателем платежных документов, и установлено несоответствие подтверждения целевого использования средств субсидии, так как согласно предоставленных платежных ордеров: платежный ордер N 17978 от 08.06.2021 на сумму 6 583 руб.97 коп.; платежный ордер N 17979 от 08.06.2021 на сумму 60 299 руб. 21 коп.; платежный ордер N 17978 от 08.06.2021 на сумму 6 950 407 руб. 12 коп.; платежный ордер N 17979 от 08.06.2021 на сумму 9 894 505 руб. 68 коп., на общую сумму 16 911 795 руб. 98 коп., оплата существующей задолженности по налоговым платежам произведена получателем за счет собственных средств до даты перечисления уполномоченным органом суммы субсидии получателю, а именно до 09.06.2021. Таким образом, как указал истец, получателем, допущено нецелевое использование средств бюджета города Сочи на сумму: 16 911 795 руб. 98 коп. Ссылаясь на часть 3 статьи 78 БК РФ, департамент указал, что получателем не были возвращены средства субсидии на сумму 16 911 795 руб. 98 коп. в связи с отсутствием документального подтверждения ее целевого использования.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя истца. Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.06.2021 между Департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (уполномоченный орган) и муниципальным унитарным предприятием города Сочи "Водосток" (получатель) было заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, из бюджета города Сочи.
Согласно п. 1.1 Соглашения целью предоставления субсидий является оказание финансовой помощи для предупреждения банкротства муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водосток" достижения результатов муниципальной программы города Сочи "Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства муниципального образования город-курорт Сочи".
Департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края платежным поручением от 09.06.2021 N 394 перечислена на расчетный счет муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водосток" субсидия в размере: 33 042 938 руб. 36 коп.
Согласно отчету о расходах от 17.06.2021, предоставленному получателем, на счет МУП города Сочи "Водосток" поступила из бюджета города Сочи сумма субсидии в размере 33 042 938 руб. 36 коп.:
- из них израсходовано на достижение целевых показателей предоставления субсидии, а именно оплату налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на сумму 32 003 820 руб. 89 коп.;
- из них возвращено в бюджет города Сочи на сумму 1 039 118 руб. 44 коп.
Кроме того, получателем в подтверждение целевого использования средств субсидии направлены в адрес уполномоченного органа реестр документов по использованию субсидии и копии платежных документов: платежный ордер N 17978 от 08.06.2021 на сумму 6 583 руб.97 коп.; платежный ордер N 17979 от 08.06.2021 на сумму 60 299 руб. 21 коп.; платежный ордер N 17978 от 08.06.2021 на сумму 6 950 407 руб. 12 коп.; платежный ордер N 17979 от 08.06.2021 на сумму 9 894 505 руб. 68 коп.; платежный ордер N 17978 от 09.06.2021 на сумму 12 246 руб. 61 коп.; платежный ордер N 17978 от 09.06.2021 на сумму 134 980 руб. 20 коп.; платежный ордер N 17978 от 09.06.2021 на сумму 677 069 руб. 53 коп.; платежный ордер N 17978 от 10.06.2021 на сумму 3 557 780 руб. 57 коп.; инкассовое поручение N 21231 от 10.06.2021 на сумму 10 610 713 руб. 00 коп.; платежное поручение N 655 от 15.06.2021 на сумму 99 235 руб. 00 коп.; платежное поручение N 675 от 21.06.2021 на сумму 1 039 118 руб. 44 коп.
Уполномоченным органом в соответствии с пунктом 2.1.2 Соглашения произведена проверка предоставленных получателем платежных документов и установлено несоответствие подтверждения целевого использования средств субсидии, так как согласно предоставленных платежных ордеров: N 17978 от 08.06.2021 на сумму 6 583 руб.97 коп.; N 17979 от 08.06.2021 на сумму 60 299 руб. 21 коп.; N 17978 от 08.06.2021 на сумму 6 950 407 руб. 12 коп.; N 17979 от 08.06.2021 на сумму 9 894 505 руб. 68 коп., на общую сумму 16 911 795 руб. 98 коп., оплата существующей задолженности по налоговым платежам произведена получателем за счет собственных средств до даты перечисления уполномоченным органом суммы субсидии получателю, а именно до 09.06.2021.
Уполномоченным органом в адрес получателя направлено требование от 23.09.2021 N 8544/32.01-16 о частичном возврате средств субсидии на сумму 16 911 795 руб. 98 коп. в связи с отсутствием документального подтверждения ее целевого использования.
Денежные средства от получателя в счет погашения переплаты выделенной субсидии уполномоченному органу не поступили, что послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи.
Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств при условии ее целевого и своевременного использования, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Возврат субсидии возможен при использовании средств нецелевым образом как мера бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 135 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
В статье 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 07.06.2021 N 1069 утвержден Порядок предоставления субсидий на оказание финансовой помощи в целях предупреждения банкротства муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водосток" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1.8 Соглашения в случае установления факта(ов) нарушения получателем целей и условий предоставления субсидии, или получения от органа муниципального финансового контроля информации о факте(ах) указанных нарушений, а также в случае не достижения значений результатов предоставления субсидии, установленных порядком, направляет получателю требование об устранении факта(ов) нарушения получателем целей и условий предоставления субсидии в размере и сроки, определенные в указанном требовании, в соответствии с Порядком.
Согласно пунктам 2.2.7- 2.2.7.1.1 получатель субсидии обязан предоставлять в уполномоченный орган не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения субсидии отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, согласно приложению N 5 к настоящему соглашению, являющемуся неотъемлемой частью соглашения.
В случае невозврата субсидии в добровольном порядке взыскание данной суммы осуществляется департаментом в судебном порядке.
Согласно пункту 2.2.6 соглашения, получатель обязался обеспечить в соответствии с Порядком возврат в текущем финансовом году в течение 15 (пятнадцати) первых рабочих дней остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, в случае принятия уполномоченным органом решения об отсутствии потребности в указанных средствах.
Пунктом 3.4. соглашения предусмотрено, что получатель несет ответственность за целевое использование средств субсидии, соблюдение условий и порядка предоставления субсидии, соблюдения принятых обязательств с целью реализации заключенного соглашения.
Приложением 2 к соглашению установлено наименование расходов: субсидии на оказание финансовой помощи в целях предупреждения банкротства муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водосток; а также результат предоставления субсидии: погашение задолженности по налогу на имущество - 100 %.
Согласно отчету о расходах от 17.06.2021, предоставленному получателем, МУП города Сочи "Водосток" поступила из бюджета города Сочи сумма субсидии в размере 33 042 938 руб. 36 коп.: из них израсходовано на достижение целевых показателей предоставления субсидии, а именно оплату налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на сумму 32 003 820 руб. 89 коп.; из них возвращено в бюджет города Сочи на сумму 1 039 118 руб. 44 коп.
Как указал истец, ответчиком допущено нецелевое использование средств бюджета на сумму 16 911 795,98 рублей. Уполномоченным органом в соответствии с пунктом 2.1.2 Соглашения произведена проверка предоставленных получателем платежных документов, и установлено несоответствие подтверждения целевого использования средств субсидии, так как согласно предоставленных платежных ордеров: N 17978 от 08.06.2021 на сумму 6 583 руб.97 коп.; N 17979 от 08.06.2021 на сумму 60 299 руб. 21 коп.; N 17978 от 08.06.2021 на сумму 6 950 407 руб. 12 коп.; N 17979 от 08.06.2021 на сумму 9 894 505 руб. 68 коп., на общую сумму 16 911 795 руб. 98 коп., оплата существующей задолженности по налоговым платежам произведена получателем за счет собственных средств до даты перечисления уполномоченным органом суммы субсидии получателю, а именно до 09.06.2021.
При этом, как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, на основании требований МРИ ФНС N 7 по Краснодарскому краю N 19617 и 18684 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за МУП города Сочи "Водосток" числилась общая задолженность в сумме 54 030 707,89 рублей. Из них налог на имущество - 44 546 746,00 рублей.
Решениями МРИ ФНС России N 7 по Краснодарскому краю N 5152 от 24.05.2021 и N 4481 от 03.05.2021 произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов за счет денежных средств, а также электронных денежных средств МУП города Сочи "Водосток" на счетах в банках в пределах сумм, указанных в требованиях. 18.05.2021 Межрайонной ИФНС России N7 по Краснодарскому краю было вынесено постановление N 3121.
20.05.2021 судебным приставом-исполнителем Центрального РОСП города Сочи вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 59114/21/23072-ИП на основании постановления N 3121 от 18.05.2021. В рамках исполнительного производства вынесено требование и применены меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках.
18.06.2021 Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю направлено письмо в адрес МУП города Сочи "Водосток" с информацией о погашении задолженности по налогам и обязательным платежам.
04.05.2022 МУП города Сочи "Водосток" направлен запрос в Межрайонную ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю с просьбой подтвердить списание денежных средств на основании решений налогового органа со счетов МУП города Сочи "Водосток" в рамках исполнения требований N 19617 от 05.05.2021 и N 18684 от 13.04.2021 с разбивкой по датам списания, до полного погашения долга.
Межрайонная ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю письмом N 22-19/15348 от 10.06.2022 представила развернутую информацию по датам исполнения требований, из которого следует, что последней датой поступления денежных средств в рамках погашения требований является 10.06.2021.
Арест со счетов снят постановлениями об отмене постановлений об обращении взыскания на ДС от 11.06.2021.
Таким образом, счета МУП города Сочи "Водосток" были арестованы в период с 18.05.2021 по 11.06.2021, ввиду чего возможность распоряжаться поступающими на них денежными средствами у ответчика фактически отсутствовала.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что МУП города Сочи "Водосток" было лишено возможности распоряжаться денежными средствами на своих счетах, и не могло распределять платежи по оплате того или иного налога.
Предприятием также был представлены сведения о движении денежных средств с 08.06.2021 по 21.06.2021.
Судом апелляционной инстанции не принимаются приведенные департаментом возражения, так как доказательств как нецелевого использования средств субсидии не представлено, соответствующая сумма расходов при этом документально обоснованна.
Применение к получателю субсидии мер ответственности в виде ее возврата допустимо лишь в случае существенного нарушения последним предусмотренных соглашением обязательств, в результате совершения умышленных недобросовестных действий (бездействия), противоречащих смыслу и направленности такого соглашения.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не установил оснований для переоценки вывода о необоснованности требования о взыскании с предприятия полученных средств субсидии, нецелевое использование которых не доказано и при достижении результатов предоставления субсидии.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2022 по делу N А32-48112/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48112/2021
Истец: Департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМО ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ
Ответчик: МУП "Водосток", МУП г. Сочи "Водосток"