г. Вологда |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А05-5115/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 декабря 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Даниловой А.С.
при участии от частного учреждения здравоохранения "Поликлиника "РЖД-Медицина" города Котлас" Иньковой О.А. по доверенности от 15.08.2022, от Министерства здравоохранения Архангельской области Коробейникова Д.Е. по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу частного учреждения здравоохранения "Поликлиника "РЖД-Медицина" города Котлас" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 сентября 2022 года по делу N А05-5115/2022,
УСТАНОВИЛ:
частное учреждение здравоохранения "Поликлиника "РЖД-Медицина" города Котлас" (адрес: 165340, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, Вычегодский рабочий поселок, улица Ленина, дом 17; ОГРН 1042901304390, ИНН 2904014314; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства здравоохранения Архангельской области (адрес: 163004, Архангельская область, Архангельск город, Троицкий проспект, дом 49; ОГРН 1022900547207, ИНН 2901070303; далее - Министерство) о взыскании 2 730 900 руб. убытков в виде понесенных затрат по оплате услуг общества с ограниченной ответственностью "Центр лабораторной диагностики" по договору от 24.04.2020 N ЦЛД-22/01/2020 по проведению лабораторных исследований в рамках оказания медицинской помощи в период с 09.04.2021 по 30.11.2021.
Решением суда от 30 сентября 2022 года в удовлетворении иска отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Указывает, что соответствующие полномочия и обязанности в отношении лабораторной диагностики на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) возложены на Министерство Тарифным соглашением, которое является неотъемлемой частью Территориальной программы. Непринятие Министерством нормативного акта в форме постановления, устанавливающего порядок направления на диагностические (лабораторные) исследования на тестирование на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является противоправным бездействием Министерства, повлекшим возникновение убытков на стороне Учреждения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционный суд полагает, что жалоба Учреждения не подлежит удовлетворению.
Как установлено судом первой инстанции, Учреждение является участником обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на территории Архангельской области, включено в перечень медицинских организаций Архангельской области бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Архангельской области в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 22.12.2020 N 911-пп (далее - Территориальная программа).
Решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области N 6 к протоколу N 13 от 29.12.2020 утверждено Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Тарифное соглашение).
Тарифным соглашением утверждены тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в объеме, установленном Территориальной программой, и порядок их применения.
Приложением N 10 к Тарифному соглашению определен порядок оплаты медицинских услуг.
Согласно разделу 1 Приложения N 10 к Тарифному соглашению оплата диагностических (лабораторных) исследований, оказываемых в амбулаторных условиях, для которых базовой, и территориальной программами ОМС установлены отдельные нормативы, осуществляется за единицу объема медицинской помощи.
Пунктом 1 раздела 1 Приложения N 10 к Тарифному соглашению установлен перечень диагностических (лабораторных) исследований, оказываемых в амбулаторных условиях, в который включено тестирование на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Тарифным соглашением установлен тариф за одно лабораторное исследование (тестирование на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19)) на определение РНК коронавируса ТОРС (SARS-cov) в мазках со слизистой оболочки носоглотки методом ПЦР (без стоимости тест-систем) в размере 863 руб. 59 коп.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Приложения N 10 к Тарифному соглашению порядок направления на такие диагностические (лабораторные) исследования устанавливается нормативным правовым актом Министерства здравоохранения Архангельской области.
Распоряжением Министерства от 24.04.2020 N 250-рд (с изменениями от 29.04.2020 N 284-рд, от 04.08.2020 N 527-рд, от 17.08.2020 N 551-рд, от 03.11.2020 N 3737-рд, от 17.12.2020 N 866-рд, от 03.02.2021 N 57-рд) утвержден перечень государственных медицинских организаций Архангельской области, на базе которых выполняются лабораторные исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), а также перечень государственных медицинских организаций Архангельской области, прикрепленных к государственным медицинским организациям Архангельской области, на базе которых выполняются лабораторные исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).
Упомянутым распоряжением Учреждение в заявленный период не было маршрутизировано ни в одно из государственных медицинских организаций Архангельской области, на базе которых выполняются лабораторные исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).
В адресованных Министерству письмах от 26.05.2020 N 1802, от 14.07.2020 N 4259, от 22.12.2020 N 4260, от 13.04.2021 N 1105, от 17.06.2021 N 1771, от 22.07.2021 N 2082, от 09.11.2021 N 3298, от 22.11.2021 N 3410, истец просил принять меры по выделению объемов медицинской помощи на проведение лабораторных исследований на COVID-19 для Учреждения и определить порядок маршрутизации в лаборатории учреждений здравоохранения Архангельской области, проводящих ПЦР диагностику на COVID-19 (ГБУЗ АО "Котласская центральная городская больница им. св. Луки", Вельский филиал ГБУЗ АО "Архангельская станция переливания крови", частное учреждение здравоохранения "КП "РЖД-Медицина" города Архангельска"). Письменные запросы Учреждения оставлены Министерством без рассмотрения.
При оказании медицинской помощи Учреждением у пациентов осуществлялся забор биоматериала для проведения ПЦР диагностики РНК коронавируса (SARS-CoV2) МО.
Ввиду отсутствия полномочий на проведение исследований на COVID-19 с применением МАНК (методом ПЦР), Учреждением (заказчиком) и ООО "Центром лабораторной диагностики" (исполнителем) 24.04.2020 заключен договор N ЦЛД-22/01/2020 на оказание платных медицинских услуг, по условиям которого исполнитель обязался оказать платные медицинские услуги по проведению лабораторных исследований биологического материала работников заказчика по определению РНК коронавируса COVID-19 (SARS-Cov-2) методом ПЦР, а заказчик обязался оплачивать медицинские услуги (пункты 2.1, 2.2).
В рамках договора полученный в результате забора мазка биологический материал передавался Учреждением в ООО "Центр лабораторной диагностики" (г. Вологда). Стоимость оплаченных Учреждением услуг за проведенные исследования в период с 09.04.2021 по 30.11.2021 составила 2 730 900 руб.
Распоряжением Министерства от 29.11.2021 N 649-рд в распоряжение Министерства от 24.04.2020 N 250-рд "О проведении лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в государственных медицинских организациях Архангельской области" внесены изменения, а именно Учреждение включено в перечень медицинских организаций Архангельской области, прикрепленных к государственным медицинским организациям Архангельской области, на базе которых выполняются соответствующие лабораторные исследования.
Полагая, что оказанные Учреждением медицинские услуги по проведению лабораторной диагностики методом ПЦР на COVID-19 входят в программу ОМС и оказаны в соответствии с Территориальной программой, в нарушение положений Тарифного соглашения (Приложение 10) распоряжением Министерства от 24.04.2020 N 250-рд для Учреждения до 30.11.2021 не был установлен порядок направления на диагностические (лабораторные) исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), соответственно расходы по оплате услуг ООО "Центр лабораторной диагностики" по проведению лабораторных исследований в размере 2 730 900 руб. являются убытками, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленное требование, признал его необоснованным, в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции с изложенными в решении выводами согласен.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с этим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 5 Территориальной программы при оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной, лечащий врач определяет показания и объемы диагностических и лечебных мероприятий для пациента с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи. Лабораторные, диагностические и инструментальные исследования проводятся пациенту при наличии медицинских показаний по направлению лечащего врача по месту оказания первичной, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощи, в сроки, установленные Территориальной программой.
При наличии медицинских показаний и в случае невозможности проведения лабораторных, диагностических и инструментальных исследований в медицинской организации по месту оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной, администрация медицинской организации обязана организовать проведение лабораторных, диагностических и инструментальных исследований пациенту бесплатно в соответствии с Территориальной программой в медицинских организациях, оказывающих данные услуги (абзац тридцатый).
Как предусмотрено пунктами 26 и 27 Территориальной программы, медицинская помощь на территории Архангельской области оказывается за счет средств ОМС в рамках территориальной программы ОМС в соответствии с базовой программой ОМС на увеличение стоимости Территориальной программы в целях увеличения количества лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).
Согласно пункту 5 (абзац тридцать первый) лабораторные, диагностические и инструментальные исследования (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковые исследования сердечно сосудистой системы, эндоскопические диагностические исследования, патологоанатомические исследования биопсийного (операционного) материала и молекулярно-генетические исследования с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) проводятся пациенту при наличии медицинских показаний по направлению лечащего врача, оформленному в единой форме, и с регистрацией выданного направления в листе ожидания в информационной системе "Портал госпитализации Архангельской области" (сервис управления очередями).
Абзацами 32-33 пункта 5 Территориальной программы, действовавшими до 15.04.2021 (исключены из Территориальной программы постановлением Правительства Архангельской области от 12.04.2021 N 185-пп) было определено, что ежедневно врачу, оказывающему первичную специализированную медико-санитарную помощь, предоставляются сведения о возможных объемах отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, патологоанатомические исследования биопсийного (операционного) материала и молекулярно-генетические исследования с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии), предоставляемых в конкретных медицинских организациях. Порядок направления на такие исследования устанавливается нормативным правовым актом Министерства.
Таким образом, порядок направления на лабораторные исследования устанавливается Министерством только в отношении 5 видов таких исследований: компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковые исследования сердечно сосудистой системы, эндоскопические диагностические исследования, патологоанатомические исследования биопсийного (операционного) материала и молекулярно-генетические исследования с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии.
Указанный порядок утвержден постановлением Министерства от 31.03.2020 N 03-пз.
Соответствующие полномочия (и обязанность) Министерства в отношении лабораторной диагностики на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) Территориальной программой не установлены.
Распоряжение Министерства от 24.04.2020 N 250-рд "О проведении лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в государственных медицинских организациях Архангельской области", которым определялся перечень медицинских организаций Архангельской области, прикрепленных к государственным медицинским организациям, на базе которых выполняются соответствующие лабораторные исследования, не является нормативным правовым актом, на который имеется ссылка в Приложении N 10 к Тарифному соглашению.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу осуществляется на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Как установлено пунктом 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, в случае превышения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, медицинская организация обязана обратиться в Комиссию с предложением о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи.
Убытки являются формой гражданско-правовой ответственности, и взыскание их возможно при наличии определенных условий, в том числе наличия вины и причинно-следственной связи между наступившими последствиями и противоправным поведением ответчика.
В рассматриваемой ситуации истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о противоправных действиях Министерства, его вины в причинении убытков, наличия причинно-следственной связи между его действиями (бездействием) и возникшими расходами истца в сумме 2 730 900 руб.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось. В иске отказано правомерно.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 сентября 2022 года по делу N А05-5115/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу частного учреждения здравоохранения "Поликлиника "РЖД-Медицина" города Котлас" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5115/2022
Истец: здравоохранения "Поликлиника "Ржд-Медицина" города Котлас"
Ответчик: Министерство здравоохранения Архангельской области
Третье лицо: Министерство финансов Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9606/2022
25.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1158/2023
01.12.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9606/2022
30.09.2022 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5115/2022