г. Санкт-Петербург |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А56-65190/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33080/2022) Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2022 по делу N А56-65190/2022 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Строительно-монтажное эксплуатационное управление "Заневка"
к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное эксплуатационное управление "Заневка" (далее - Общество, СМЭУ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет, ЛенРТК) от 23.05.2022 о назначении административного наказания по делу N 4/22-1.2 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 100 000 руб. штрафа.
Решением суда от 26.09.2022, принятым в порядке упрощенного производства, оспариваемое постановление Комитета признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, заключающей договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области и осуществляющей получение платы за подключение (технологическое присоединение), рассчитываемой, в том числе, на основании утвержденных органом регулирования тарифов.
Между Обществом и ООО "СЗ "Инвестторг 6-1" 25.12.2018 заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства: многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Кудрово, квартал 6, участок 6-1 с кадастровым номером земельного участка 47:07:1044001:618 (далее - Договор) (в редакции протоколов согласования разногласий от 17.01.2019, 04.04.2019).
Оплата за подключение (технологическое присоединение), предусмотренная Договором, произведена ООО "СЗ "Инвестторг 6-1" в полном объеме.
На момент заключения Договора и выдачи технических условий от 20.12.2018 N 2235 на присоединение, действовали тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения СМЭУ на территории муниципального образования Заневское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 2013-2018 годы, утвержденные приказом ЛенРТК от 28.08.2013 N 134-п.
Комитет пришел к выводу, что СМЭУ, осуществляя подключение абонентов к централизованным система водоснабжения и водоотведения, в рамках утвержденной инвестиционной программы дополнительно взимало плату за услуги, именуемые как врезка водопровода в существующую сеть и врезка канализации в существующую сеть, сверх установленных приказом ЛенРТК от 28.08,2013 N 134-п тарифов на подключение.
Так, 26.11.2021 между СМЭУ и ООО "СЗ "Инвестторг 6-1" заключен договор подряда N 46/21-СМР (далее - Договор от 26.11.2021).
Согласно пункту 1.1. Договора от 26.11.2021 СМЭУ обязалось выполнить комплекс строительно-монтажных работ по устройству врезки в сети хозяйственно-бытовой канализации и водопровода для подключения объекта: "Многоквартирный. жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями и встроенно-пристроенной автостоянкой", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив "Кудрово" уч. 2, кадастровый номер земельного участка 47:07:1044001:618.
Пунктом 2.1. вышеназванного договора стоимость работ определена в размере 2 750 762,40 руб.
Во исполнение указанного договора платежным поручением от 14.12.2021 ООО "СЗ "Инвестторг 6-1" в адрес СМЭУ перечислены денежные средства в размере 2 750 762,40 руб.
В дальнейшем между ООО "СЗ "Инвестторг 6-1" и СМЭУ заключено дополнительное соглашение от 10.01.2022 N 1 к указанному договору, согласно которому стоимость работ составила 2 515 690,80 руб.
Рассмотрев материалы проверки соблюдения Обществом требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части соблюдения требований порядка ценообразования, первый заместитель прокурора Ленинградской области 13.04.2022 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Комитет пришел к выводу, что Общество, являясь гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, на основании подготовленного локального сметного расчета и в целях получения дополнительных денежных средств (сверх ранее полученной платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения на основании договора от 25,12.2018) заключило с Обществом договор подряда N 46/21-СМР на выполнение строительно-монтажных работ по устройству врезки в сети хозяйственно-бытовой канализаций и водопровода, который послужил основанием для перечисления 15.12.2021 Обществом и поступления в тот же день в период с 09 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. (точное время не установлено) на банковский счет СМЭУ дополнительной платы в размере 2 750 762,40 рублей.
Постановлением заместителя председателя Комитета от 23.05.2022 о назначении административного наказания по делу N 4/22-1.2 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Комитета, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушений, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой, образует не только занижение регулируемых государством цен, включающих тарифы, расценки, ставки и тому подобное, но и иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частями 13, 14 статьи 18 Закона N 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологические присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения (объекта капитального строительства заявителей до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения объекта капитального строительства заявителя.
Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителей иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Оспариваемым постановлением Обществу вменяется осуществление подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения по тарифам, не установленным уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов.
Обжалуемое постановление содержит вывод Комитета о том, что плата за технологическое присоединение с учетом инвестиционной программы и утвержденного для заявителя тарифного решения, включала в себя полный комплекс организационных и технических действий (мероприятий) со стороны заявителя, то есть ставку платы за подключаемую нагрузку и ставку платы за протяженность, и, как следствие взимание дополнительной платы за врезку ООО "СМЭУ "Заневка" незаконно. То есть Комитет пришел к выводу о нарушении заявителем порядка ценообразования.
Вместе с тем, 03 декабря 2018 года в адрес ООО "СМЭУ "Заневка" от ООО "СЗ "Инвестторг 6-1" поступило заявление на выдачу технических условий и заключение договора на присоединении к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения (исх. N 130 от 27.11.2018).
В связи с чем, в адрес ООО "СЗ "Инвестторг 6-1" были направлены ТУ от 20.12.2018 N 2235, договор на подключение (техническое присоединение) к системе холодного водоснабжения N 25/12/20180-ВС от 25.12.2018 и договор на подключение (технологическое присоединение) к системе водоотведения N 25/12/20180-ВО от 25.12.2018 (далее - Договоры).
В соответствии с пунктом 1.1. Договоров ООО "СМЭУ "Заневка" приняло на себя обязательства по выполнению действий по подготовке централизованной системы водоснабжения и водоотведения к подключению (технологическому присоединению) и в соответствии с Техническими условиями от 20.12.20 N 2235 (далее - ТУ) подключить объект Застройщика к централизованным системам инженерно - технического обеспечения, а Застройщик внести плату за подключение и выполнить ТУ являющиеся неотъемлемой частью Договоров.
Согласно пункту 4.1. Договоров предусмотрено, что ООО "СМЭУ "Заневка" в целях обеспечения подключения обязуется выполнить мероприятия предусмотренные приложением N 2 к Договорам, а именно осуществить действия по созданию (реконструкции) сетей предусмотренные "Инвестиционной программой по развитию, модернизации, системы коммунального водоснабжения на территории МО "Заневское сельское поселение Всеволожского района Ленинградской области на 2013-2018 гг." и "Инвестиционные программы по развитию, модернизации, системы коммунального водоотведения на территории МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского района Ленинградской области на 2013-2018 гг.".
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что размер платы за подключение в соответствии с заключенными заявителем договорами и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.10.2020 по делу N А56-55784/2019 определен только за подключаемую нагрузку.
На момент заключения договоров составляющая платы за подключение в виде ставки за протяженность в отношении ООО "СЗ "Инвестторг 6-3" последнему в оплату не вменялась.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 406) утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 82 Основ ценообразования размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 83 Основ ценообразования тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.
Таким образом, необходимыми составляющими для определения мероприятий, входящих в состав работ для утверждения ставки за протяженность с целью включения их в инвестиционные программы или для обращения за установлением индивидуальной платы за подключение, являются длина трубопровода, подлежащего прокладке от централизованной системы водоснабжения и водоотведения до точки подключения, ее диаметр и способ прокладки.
Согласно пункту 118 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания) ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль.
Из смысла пунктов 83 и 85 Основ ценообразования, раздела X Методических указаний следует, что размер ставки тарифа на подключаемую нагрузку включает в себя исключительно расчетный объем расходов на календарный год на подключение объектов абонентов, исходя из расчетного объема подключаемой нагрузки, то есть не связанных с расходами на подключение объектов, а направляемых на осуществление мероприятий по поддержанию и (или) увеличению мощности (пропускной способности) используемых централизованных систем водоснабжения, их реконструкцию и модернизацию, а сама плата за подключаемую нагрузку имеет накопительный характер.
Согласно пункту 15 статьи 18 Закона N 416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.6 Договоров плата за работы по присоединению внутриплощадочных сетей Объекта в точке подключения к централизованной системе холодного водоснабжения Организации водопроводно-канализационного хозяйства в состав платы не включена. Присоединение выполняется на основании отдельного договора.
Пунктом 5.7 Договоров предусмотрена возможность изменения размера платы за подключение (технологическое присоединение) по соглашению сторон.
17.11.2021 Обществом в адрес ООО "СЗ "Инвестторг 6-3" направлено дополнительное соглашение, предусматривающее строительство подводящих сетей и плату ставки за протяженность, утвержденной Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике по Ленинградской области от 09.09.2021 N 99-п и действующей на момент согласования точек подключения.
От заключения указанного дополнительного соглашения ООО "СЗ "Инвестторг 6-3" отказалось с указанием на то, что строительство подводящих сетей будет осуществлено им самостоятельно, и просило направить договор на осуществление технологического присоединения (врезку).
24.11.2021 года ООО "СМЭУ "Заневка" направило в адрес ООО "СЗ "Инвестторг 6-1" дополнительное соглашение с согласованием точек подключения, согласованием условия строительства подводящих сетей силами застройщика и с нулевой ставкой за протяженность. Указанное дополнительное соглашение исполнено и подписано застройщиком.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Обществом не допущено нарушения действующего законодательства.
Учитывая изложенное, в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Комитета.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 сентября 2022 года по делу N А56-65190/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-65190/2022
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ЗАНЕВКА"
Ответчик: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области