г. Москва |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А40-87772/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей О.Н. Лаптевой, А.И. Трубицына
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 сентября 2022 года по делу N А40-87772/22 по иску Публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ОГРН: 1056164000023) к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" о взыскании задолженности и пени
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: извещен, представитель не явился
от ответчика: от Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - Богомаз Е.О. по доверенности от 01.01.2022, от Министерства обороны Российской Федерации - Лебедев Д.В. по доверенности от 11.10.2022
от третьего лица: извещен, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное Управление Жилищно-социальной инфраструктуры (Комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 43 747 рублей 17 копеек, пени за период с июня 2020 года по январь 2022 года в размере 6 062 рублей 82 копеек (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, было привлечено Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.09.2022 исковые требования удовлетворены. В удовлетворении заявленных требований Публичного Акционерного общества "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" к Министерству Обороны Российской Федерации отказано.
Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации не согласились с принятым решением и обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы, заявители ссылаются на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 28.11.2022 ответчики доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представители истца и третьего лица не явились, извещены. От истца поступил отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие не явившихся участников процесса по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалоб, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2022 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в соответствии с выписками из ЕГРН выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области за ФГАУ "Росжилкомплекс" на праве оперативного управления закреплены жилые помещения, расположенные по 12 адресам.
Ответчиком предоставлены договора социального найма, однако сроки предоставления спорных помещений в наём истекли, условия о пролонгации отсутствуют.
Ответчиком по ряду спорных помещений предоставлены договора социального найма, с учетом представленных документов истец уточнил исковые требования.
Согласно, уточненным исковым требованиям задолженность составляет 43 747,17 рублей.
По общему правилу собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьями 296. 298 Гражданского кодекса определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе и электроэнергии ложится на ФГАО "Росжилкомплекс"
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение, в данной ситуации с момента возникновения права оперативного управления.
Расчет задолженности производится следующим образом: если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета расчет производится по нормативу, согласно п. 42 354 ПП от 06.05.2011 года при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В случае если жилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета, расчет производится по переданным показаниям, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета (счетчика} за расчетный период, определение размера платы осуществляется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления в течение 3-х расчетных периодов подряд. Затем начисления за потребленную электроэнергию производятся по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента (п. 59 и п. 60 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов": утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354).
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории Ростовской области утверждены Постановлением Региональной службы по тарифам РО от 12.10 2017 N 47/1.
Таким образом, обязанность по оплате коммунальных ресурсов в том числе электроэнергии возлагается на собственника, в данном случае ФГАО "Росжилкомплекс" (право оперативного управления).
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Федеральный закон N 307 от 03.11.2015, закрепивший данную норму, вступил в силу 05.12.2015 г. На основании этого, должнику начислены пени в общей сумме 6 062 рублей 82 копеек (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" пени рассчитаны по ставке действующей на 27.02.2022 9,5%).
Расчет истца судом проверен и признан судом верным
Претензия исх. N 5355 от 25.02.2022 об оплате потребленной электрической энергии, направленная в адрес ответчика, осталась без удовлетворения.
Доказательств оплаты ответчиком ФГАУ "Росжилкомплекс" в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд признает требование о взыскании с ответчика долга в размере 43 747 рублей 17 копеек, неустойки в размере 6 062 рублей 82 копеек.
Кроме того, истцом понесены расходы за пользование почтовыми услугами в размере 89 рублей 50 копеек, что подтверждается материалами дела.
В настоящем споре исковые требования заявлены истцом, как юридическим лицом, к должнику - автономному учреждению, в связи с чем, правовые основания для привлечения к субсидиарной ответственности Минобороны России, с учетом положений ст. 123.22 ГК РФ, отсутствуют, что исключает наличие правовых оснований для удовлетворения настоящего иска к Минобороны России.
Доводы апелляционных жалоб заявителей не опровергают выводов суда первой инстанции по существу заявленных требований и подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с выписками из ЕГРН выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области за ФГАО "Росжилкомплекс" на праве оперативного управления закреплены жилые помещения, расположенные по 14 (четырнадцати адресам) адресам.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком по ряду спорных помещений предоставлены договора социального найма, с учетом представленных документов, истец уточнил исковые требования. Согласно, уточненным исковым требованиям задолженность составляет 43 747,17 рублей, при этом задолженность согласно представленному контррасчету составляла 54 281 рубль 56 копеек.
В соответствии с абзацем 15 пункта 2 названных Правил N 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
На основании пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из толкования названной нормы закона следует, что лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, осуществляет полномочия собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе и электроэнергии ложится на ФГАО "Росжилкомплекс".
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение, в данной ситуации с момента возникновения права оперативного управления.
Расчет задолженности производится следующим образом: если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета, расчет производится по нормативу, согласно п. 42 354 ПП от 06.05.2011 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В случае если жилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета, расчет производится по переданным показаниям, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета (счетчика) за расчетный период, определение размера платы осуществляется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления в течение 3-х расчетных периодов подряд. Затем начисления за потребленную электроэнергию производятся по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента (п. 59 и п. 60 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354).
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории Ростовской области утверждены Постановлением Региональной службы по тарифам РО от 12.10.2017 N 47/1.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод при недоказанности факта законного проживания по спорным адресам физических лиц, обязанность по оплате коммунальных ресурсов в том числе электроэнергии возлагается на собственника, в данном случае ФГАО "Росжилкомплекс (право оперативного управления).
Кроме того, ответчик утверждает, что оплату за потребленную электроэнергию должна осуществлять управляющая компания, однако между ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и ФГКУ "ЦЖКУ" Министерства Обороны РФ, которое осуществляло управление в спорный период заключен договор энергоснабжения на содержание общего имущества многоквартирного дома (СОИД).
Объемы электроэнергии, потребляемой в поквартирной группе, оплачиваются собственниками. Иными словами, истец не имеет права взыскивать с управляющих компаний объем электроэнергии, потребленной в квартире, находящейся в оперативном управлении ответчик в силу требований с. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Квитанции об оплате задолженности ежемесячно направляются истцом по адресам, указанным в исковом заявлении.
Кроме того, ответчик указывает на незаконное начисление пени ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Так, согласно указанному постановлению начисление пени с 06.04.2020 по 01.01.2021 является незаконным, однако начисление пени по всем спорным адресам не затрагивает период 06.04.2020 по 01.01.2021, пени начислены после окончания действия Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 424:
-б-р Измайловский, д. 1 кв. 65 пени начислены с 10.01.2021 по 09.08.2022;
-б-р Измайловский, д.З, кв. 8 пени начислены с 10.01.2022 по 12.04.2022;
-ул. Уланская, д. 5 кв. 146 пени начислены с 09.02.2022 по 12.04.2022;
-ул. Уланская, д.7 кв.254 пени начислены с 10.01.2021 по 10.10.2021;
-ул. Горшкова, 8 кв. 27 пени начислены с 12.05.2021 по 12.04.2022;
-ул. Горшкова, 8 кв. 12 пени начислены с 12.05.2022 по 12.04.2022.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 сентября 2022 года по делу N А40-87772/22 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87772/2022
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ