г. Владимир |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А43-3007/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 30.11.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фединской Е.Н.,
судей Богуновой Е.А., Новиковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.06.2022 по делу N А43-3007/2022,
по иску товарищества собственников жилья "Нижнепечерская, 15" (ИНН 5260390471, ОГРН 1145260009850) к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН 5261098663, ОГРН 1155261002720)
с участием третьего лица, - ТСЖ "Нижнепечерская 8" (ИНН 5260390489, ОГРН 1145260009840)
о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N НЖ/294/18 от 27.11.2018,
при участии представителей сторон: от ответчика - Щелина Н.Ю., по доверенности от 10.01.2022 N 5 сроком действия по 31.12.2022, диплом от 23.02.2002 N 12-17, свидетельство о заключении брака от 01.06.2007; иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Нижнепечерская, 15" (далее - ТСЖ "Нижнепечерская,15", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ООО "Нижэкология-НН", ответчик) о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N НЖ/294/18 от 27.11.2018 следующего содержания:
1. В преамбуле договора и по тексту договора слово "Исполнитель" заменить словом "Потребитель".
2. Изложить пункт 1 договора в следующей редакции: "Вывоз ТКО осуществляется из двух контейнеров зеленого цвета, которые установлены на контейнерной площадке, указанной в приложении N 1 к договору.
Вывоз отходов от использования товаров (далее - вторичное сырье) из сетчатого контейнера желтого цвета обеспечивается Потребителем самостоятельно.
Вывоз крупногабаритных отходов (далее - КГО) обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации Региональным оператором по заявке Потребителя".
3. Пункт 15 договора изложить в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, а также графика вывоза ТКО, определенного в приложении 1 к договору.
Учет объема КГО производится в соответствии с габаритными размерами (длина, высота, ширина) специальной площадки для складирования КГО".
4. Пункт 16 договора дополнить предложением следующего содержания: "В выходные и праздничные дни нарушения обязательств по настоящему договору Региональным оператором фиксируются видеокамерой с составлением председателем ТСЖ или уполномоченным им лицом акта и в течение 3 рабочих дней направляется "Региональному оператору".
Региональный оператор обязан производить уборку мест погрузки ТКО, в том числе, при нарушении графика вывоза ТКО".
5. Пункт 22 договора изложить в следующей редакции:
"В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от потребителей коммунальных услуг уплаты пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки".
6. Изменить приложение N 1 к договору, изложив его в следующей редакции: "1. Место накопления твердых коммунальных отходов - контейнерная площадка по адресу: г.Н.Новгород, ул. Нижне-Печерская, д.15.
Место складирования КГО (крупногабаритных отходов) - специальная площадка по адресу: г.Н.Новгород, ул. Нижне-Печерская, д.15.
График вывоза твердых коммунальных отходов: - ежедневно
График вывоза КГО - по заявке Потребителя.
День недели
Количество контейнеров
Объем контейнера м3
Объем ТКО м3
понедельник
2
1,1
2,2
Вторник
2
1,1
2,2
Среда
2
1,1
2,2
Четверг
2
1,1
2,2
Пятница
2
2,2
Суббота
2
2,2
Воскресенье
2
2,2
итого
14
15,4
Во всем, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, действуют положения Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27 ноября 2018 года N НЖ/294/18".
7. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу со дня вступления решения Арбитражного суда Нижегородской области по настоящему делу в законную силу.
8. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой стороны.
9. Адреса, реквизиты и подписи сторон:
Региональный оператор ТСЖ "Нижнепечерская,15"
Юридический адрес:
Юридический адрес:
603105, г.Н.Новгород, ул. Ошарская, д.95 П3
603087, г.Н.Новгород, ул. Нижне-Печерская, д.17
Фактический адрес
Фактический адрес
603105, г.Н.Новгород, ул. Ошарская, д.95 П3
603087, г.Н.Новгород, ул. Нижне-Печерская, д.17
Тел./Факс 265-39-89
Тел./Факс 278 27 80 8 920 254 30 83
Банк: ПАО АКБ "АВАНГАРД"
Банк: Волго-Вятский банк ПАО Сбербанк
к/с 30101810000000000201 БИК 044525201
к/с 30101810900000000331 БИК 042202603
ИНН 5261098663 КПП 526201001
ИНН 5260390471 КПП 526001001
ОГРН 1155261002720чОКПО 48320961
ОГРН 1145260009850
Email office@N izhecologia-N N .ru
Email limiN aoksaN a@rambler.ru
Исполнительный директор Председатель правления ТСЖ
А.В. Паршин О.И. Лимина"
Решением от 14.06.2022 Арбитражный суд Нижегородской области требования удовлетворил частично, изложив пункты 1,15 и Приложение N 1 к договору в редакции истца. В удовлетворении требований относительно изложения 16 и 22 пункта договора в редакции истца было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Нижэкология-НН" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что суд при вынесении решения вышел за пределы исковых требований, изложив его только в дополненной редакции истца, необоснованно исключив из договора ранее согласованную редакцию, относительно которой у сторон разногласий не имелось. Более того, данный вопрос не являлся предметом исковых требований потребителя. Заявитель отмечает, что заключенный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N НЖ/294/18 от 27.11.2018 должен строго соответствовать типовой форме договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156. Также заявитель обращает внимание, что судом не дана оценка доводам ответчика о нарушении потребителем порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов. По мнению заявителя, предлагая изложить пункт 15 договора на оказание услуг по обращению с ТКО в редакции "исходя из количества и объема контейнеров", ТСЖ "Нижнепечерская, 15" производит расчет стоимости услуг регионального оператора без учета объема не только раздельно накопленных ТКО, но и без учета объема крупногабаритных отходов. При этом важно отметить, что учет крупногабаритных отходов должен производиться в соответствии с объемами площадки (длина, ширина и высота). Истец же, вопреки вышеизложенному, объемы площадки (места) накопления крупногабаритных отходов не указывает.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует арбитражному суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Истец и третье лицо явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предметом апелляционного обжалования со стороны Регионального оператора являются пункты 1, 15 и Приложение N 1 к договору.
Повторно оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу норм статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
На основании пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1.1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие основных положений, закрепленных Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных (далее - Правила N 354).
На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил N 354 обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах, является одним из видов коммунальных услуг.
Согласно части 15.1 статьи 161 ЖК РФ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО).
Таким образом, пункт 1 договора следует изложить в следующей редакции: "По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора".
В отношении пункта 15 и Приложения N 1 к договору судом установлено следующее.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 1156 в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Согласно пунктам 4.2, 4.3 постановления Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области" при организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета. Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета. Решение о раздельном накоплении ТКО, образующихся в МКД, принимается на общем собрании собственников помещений в МКД.
Пунктом 4.3 указанного порядка предусмотрено, что принятое решение о раздельном накоплении ТКО обязательно к реализации для потребителей, органов местного самоуправления, региональных операторов по обращению с ТКО. В целях организации транспортирования ТКО принятое решение о раздельном накоплении ТКО направляется региональному оператору по обращению с ТКО в течение 10 дней.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Типовой формы, утвержденной Правилами N 1156, потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Исходя из положений вышеуказанных норм, принимая во внимание, что Правилами N 505 предусмотрена возможность определения объемов при раздельном накоплении исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, при наличии принятого собственниками решения о раздельном накоплении ТКО, которое является обязательным для реализации в силу вышеуказанной нормы, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеются предусмотренные законом основания для внесения изменений в договор NНЖ/294/18 от 27.11.2018 в связи с существенным изменением обстоятельств.
При организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета (далее - сетчатый контейнер). Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета (пункт 4.2 Порядка N 407).
В пункте 39 Правил N 1156 определено, что в целях обеспечения утилизации ТКО потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации ТКО с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации ТКО, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Из пояснений сторон следует, что ТСЖ заключило договор на утилизацию вторичных материальных ресурсов (отходов от использования товаров, накапливаемые в сетчатом контейнере желтого цвета) с ООО "МАРС-ОВ".
Решениями РСТ по Нижегородской области для ООО "Нижэкология-НН" утверждены: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении.
В целях осуществления расчетов по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в случае осуществления потребителями раздельного накопления ТКО, к смешанным ТКО, накапливаемым потребителями в контейнерах зеленого цвета, применяется единый тариф регионального оператора, а к морфологическим компонентам ТКО, накапливаемым в специальном сетчатом контейнере желтого цвета, применяется единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении.
По информации ТСЖ "Нижнепечерская, 15" на контейнерной площадке установлено два зеленых контейнера для накопления смешанных отходов и один желтый (сетчатый) контейнера. Поскольку ТСЖ "Нижнепечерская, 15" передает ООО "Нижэкология-НН" только отходы, накапливаемые в контейнерах зеленого цвета, расчеты между сторонами должны производиться с применением единого тарифа регионального оператора.
Решениями РСТ по Нижегородской области для ООО "Нижэкология-НН" утверждены единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении.
Расчет единого тарифа осуществляется в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 N 1638/16.
На территории Нижегородской области органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами является РСТ Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования тарифы могут дифференцироваться по муниципальным образованиям, видам ТКО, а также технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации.
Такая дифференциация должна соответствовать принципу, предусмотренному пунктом 2 статьи 24.9 Закона 89-ФЗ (компенсации экономически обоснованных расходов).
Таким образом, законодательством Российской Федерации установлена возможность дифференциации тарифов в зависимости от видов ТКО, в том числе при их раздельном накоплении.
В соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по морфологическим компонентам с целью выделения вторичных материальных ресурсов и складирование разделенных морфологических компонентов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО, предусмотренные пунктом 4.2 настоящего Порядка.
При организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета (далее - сетчатый контейнер). Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета (п. 4.2. Порядка).
Руководствуясь данными нормами права решениями Региональной службы по тарифам Нижегородской области, ООО "Нижэкология-НН" в установленном законом порядке утверждены: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (при раздельном накоплении).
При этом единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении, установленные решениями РСТ Нижегородской области, подлежат применению в отношении фракций ТКО, отсортированных и накопленных в сетчатом контейнере желтого цвета, предусмотренном Порядком накопления отходов, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407, для раздельного накопления следующих морфологических компонентов ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль, что подтверждается письмом Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 14.02.2021 N Исх-516-69723/20.
Таким образом, в целях осуществления расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случае осуществления потребителями раздельного накопления твердых коммунальных отходов, к смешенным ТКО накапливаемым потребителями в зеленых контейнерах применяется единый тариф регионального оператора, а к морфологическим компонентам ТКО, накапливаемым в специальном сетчатом контейнере желтого цвета применяется единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (при раздельном накоплении).
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.12.2021 по делу N А43-1614/2021 (ТСЖ "Народная, 50" и ООО "Нижэкология-НН").
Поскольку ТСЖ "Нижнепечерская, 15" передает ООО "Нижэкология-НН" отходы, накапливаемые в контейнерах зеленого цвета, расчеты между сторонами должны производиться с применением единого тарифа регионального оператора.
Пунктом 8 Правил N 505 установлено, что при раздельном накоплении и сборе сортированных ТКО, несортированных ТКО, крупногабаритных отходов, коммерческий учет ТКО, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО, осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческого учета расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Материалами дела подтверждается осуществление ТСЖ "Нижнепечерская, 15" раздельного накопление ТКО, следовательно, коммерческий учет ТКО должен производиться в зависимости количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, пункт 15 договора следует изложить в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов".
Поскольку в состав ТКО входят как смешанные отходы, так и крупногабаритные отходы, неизбежно образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, а ТКО из желтого контейнера (сортированные отходы) вывозятся иным лицом, правовых оснований для включения указанного контейнера в объем обязательств Регионального Оператора по вывозу ТКО (раздел таблицы - объем принимаемых региональным оператором твердых коммунальных отходов) не имеется.
В отношении учета объема, периода вывоза КГО установлено следующее.
В пункте 2 Правил N 1156 установлено, что крупногабаритные отходы (КГО) - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с Правилами N 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 2 Правил N 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов в местах их накопления: сортированных твердых коммунальных отходов; несортированных твердых коммунальных отходов; крупногабаритных отходов.
В силу пунктов 3.1 Правил N 407 накопление крупногабаритных отходов, кроме отходов строительства и сноса, осуществляется следующим образом: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования КГО.
КГО должны располагаться в месте накопления ТКО, определенном в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Для определения объема накопления КГО в случае использования бункера учитывается объем данного бункера, в случае накопления КГО на специальных площадках для складирования КГО объем накопленных ТКО определяется в соответствии с габаритными размерами (длина, высота, ширина) специальной площадки для складирования КГО (пункт 3.2 Правил N 407).
Из материалов дела усматривается, что на основании определения суда от 19 октября 2022 года сторонами был осуществлен совместный осмотр с полномочными представителями сторон места специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов, расположенной по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Ниже-Печерская, д.15 и определен объем накопления КГО 1,6 м3 (длина - 1,15 м, ширина - 0,88 м, высота - 1,58 м), в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области N 407 от 05.08.2018, который зафиксирован в акте от 10.11.2022.
Данный акт от 10.11.2022 является относимым и допустимым доказательством в силу статьей 67, 68 АПК РФ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в приложении N 1 к договору следует указать объем специальной площадки для накопления КГО 1,6 м3, что соответствует нормам действующего законодательства.
В пункте 12 Правил N 1156 предусмотрено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 39 Правил N 1156 в целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
С учетом указанного периодичность вывоза КГО принимается судом в редакции - "по заявке", как не противоречащая вышеуказанным положениям Правил N 1156.
Относительно установления периодичности вывоза ТКО и КГО с учетом температурного режима судом отмечается, что в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °С и выше - не более 1 суток; плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток. В связи чем неуказание температурного режима в дополнительном соглашении не нарушает права потребителя и регионального оператора, поскольку в дополнительном соглашении установлены: периодичность вывоза ТКО ежедневно, вывоз КГО по заявке потребителя с соответствии с положениями Правил N 1156.
С учетом изложенного Приложение 1 к договору "Информация по предмету договора" принята судом апелляционной инстанции в следующей редакции:
1.Объем и место накопления твердых коммунальных отходов.
N N п.п
Наименование объекта (адрес многоквартирного дома)
Объем (куб.м.) принимаемых твердых коммунальных отходов в год
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов
Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов
Место накопления крупногабаритных отходов
1
г. Н.Новгород, ул. Нижне-Печерская, д. 15
В соответствии с п. 15 договора с учетом количества и объема контейнеров,
установленных в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, а именно:
- для накопления смешанных твердых коммунальных отходов - 2 шт. объемом 1.1 куб.м. каждый;
Ежедневно
г.Н.Новгород ул.
Нижне-Печерская,
д. 15
- для накопления крупногабаритных твердых коммунальных отходов - 1 специальная площадка объемом 1,6 куб.м.
Периодичность вывоза КГО - по заявке потребителя
Специальная площадка объемом 1,6 куб.м., находящаяся но адресу:
г. Н. Новгород, ул.Нижне-Печерская, д. 15
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение суда - изменению в части изложения пунктов 1, 15 и Приложения N 1 к договору на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В остальной части законность и обоснованность судебного акта при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялись.
Нарушений норм процессуального права, являющихся на основании части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы при неполном (частичном) удовлетворении требований распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при частичном удовлетворении требования неимущественного характера расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.
Рассматриваемый спор носит неимущественный характер без отнесения на стороны определенных имущественных последствий, правила о пропорциональном распределении судебных расходов в данном случае не применяется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2017 N 306-ЭС16-827 по делу N А65-1920/2015).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области 14.06.2022 по делу N А43-3007/2022 в обжалуемой части изменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" -удовлетворить.
Внести изменения в договор на оказание услуг по обращению с ТКО N НЖ/294/18 от 27.11.2018. Заключить дополнительное соглашение к договору N НЖ/294/18 от 27.11.2018 в следующей редакции:
-Пункт 1 договора изложить в следующей редакции: "По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора";
- Пункт 15 договора изложить в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов".
Приложение N 1 к договору "Информация по предмету договора" изложить в следующей редакции:
1.Объем и место накопления твердых коммунальных отходов.
N N п.п
Наименование объекта (адрес многоквартирного дома)
Объем (куб.м.) принимаемых твердых коммунальных отходов в год
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов
Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов
Место накопления крупногабаритных отходов
1
г. Н.Новгород, ул. Нижне-Печерская, д. 15
В соответствии с п. 15 договора с учетом количества и объема контейнеров,
установленных в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, а именно:
- для накопления смешанных твердых коммунальных отходов - 2 шт. объемом 1.1 куб.м. каждый;
Ежедневно
г.Н.Новгород ул.
Нижне-Печерская,
д. 15
- для накопления крупногабаритных твердых коммунальных отходов - 1 специальная площадка объемом 1,6 куб.м.
Периодичность вывоза КГО - по заявке потребителя
Специальная площадка объемом 1,6 куб.м., находящаяся но адресу:
г. Н. Новгород, ул.Нижне-Печерская, д. 15
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН 5261098663, ОГРН 1155261002720) в пользу товариществу собственников жилья "Нижнепечерская, 15" (ИНН 5260390471, ОГРН 1145260009850) 6000 рублей расходов по государственной пошлине за рассмотрение иска.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Нижнепечерская, 15" (ИНН 5260390471, ОГРН 1145260009850) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН 5261098663, ОГРН 1155261002720) 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-3007/2022
Истец: ТСЖ "Нижнепечерская. 15"
Ответчик: ООО "Нижэкология-НН"
Третье лицо: ТСЖ Нижнепечерская 8