город Ростов-на-Дону |
|
01 декабря 2022 г. |
дело N А32-29913/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от Банка России: Гаврилиной Г.П. по доверенности от 23.07.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Крым Капитал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2022 по делу N А32-29913/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Крым Капитал" (ИНН 9102001271, ОГРН 1149102001157)
к Южному главному управлению Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020)
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ломбард Крым Капитал" (далее - ООО "Ломбард Крым Капитал", общество, ломбард) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Крым к Центральному Банку Российской Федерации в лице Южного главного управления (далее - Банк России, Южное главное управление ЦБ РФ, банк) об оспаривании предписания от 03.12.2021 N Т3-2-11/30957.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 23.05.2022 дело N А83-3915/2022 передано по подсудности в Арбитражный суд Краснодарского края для его дальнейшего рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ломбард Крым Капитал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что ни в одном из нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ломбардов, не предусмотрена обязанность ломбарда утверждать документы по управлению рисками, составлять отчетность по ним и предоставлять указанную отчетность в Банк России. Требование предоставить отчетность выходит за пределы полномочий Банка России, является вмешательством в деятельность ломбарда и попыткой получения информации, являющейся коммерческой тайной, без надлежащих правовых оснований.
От ООО "Ломбард Крым Капитал" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Банка России просил приобщить к материалам дела положение об управлении рисками ООО "Ломбард Крым Капитал", которое удовлетворено судом с учетом положений абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Банка России возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", статьей 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон N 196-ФЗ) в соответствии с Указанием Банка России N 5361-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" направлен запрос Банка России от 17.11.2021 N Т3-2-9/29220 обществу с ограниченной ответственностью "Ломбард Крым Капитал" представить в срок не позднее 24.11.2021 в Южное главное управление Банка России первичную отчетность по рискам, определенную Положением об управлении рисками.
По результатам анализа представленного письма от 24.11.2021 N 558 банком установлено, что ООО "Ломбард Крым Капитал" не представило запрашиваемые документы и информацию (представлен реестр рисков).
Банк, посчитав, что общество не исполнило его запрос, вынес предписание от 03.12.2021 N Т3-2-11/30957, согласно которому общество обязано устранить выявленные нарушения в срок до 10.12.2021, а именно исполнить запрос.
Не согласившись с предписанием административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) и статьей 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон N 196-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России, в том числе за ломбардами.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 2.3 Закон N 196-ФЗ Банк России осуществляет следующие функции, в том числе, запрашивает и получает от ломбардов документы и информацию, необходимые для осуществления Банком России своих функций.
Учитывая, что в деятельности ломбарда неоднократно устанавливались факты нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе, которые несут последствия для потребителей финансовых услуг, Южное главное управление ЦБ РФ применялись меры надзорного реагирования: направлены предписания об устранении нарушений законодательства, письма надзорного характера, проведение встреч.
В рамках превентивного надзора в целях пресечения нарушений в дальнейшей деятельности в рамках встреч с ООО "Ломбард Крым Капитал" неоднократно указывалось на недостаточный уровень контроля и управления рисками в деятельности, на необходимость регламентации системы управления рисками и повышения ее качества.
По результатам рабочих встреч приказом директора ООО "Ломбард Крым Капитал" от 13.05.2021 N 33 утверждено Положение об управлении рисками ООО "Ломбард Крым Капитал".
Согласно п. 8.3 гл. 8 Положения об управлении рисками риск-менеджер на основании анализа отчётов ответственных сотрудников ежеквартально формирует Сводный отчет и представляет его в срок до 30 числа месяца включительно, следующего за отчётным кварталом.
Согласно письму банка от 17.11.2021 N Т3-2-9/29220 ООО "Ломбард Крым Капитал" представило в банк документы, по результатам рассмотрения которых банком установлен факт закрепления обществом обязанности в соответствии с пунктом 5 Приказа ООО "Ломбард Крым Капитал" от 14.06.2021 "О возложении обязанностей по управлению рисками" за ответственными сотрудниками в срок не позднее 30.09.2021 подготовить первичную отчетность по рискам, определенную Положением об управлении рисками.
На этом основании обществу в срок до 24.11.2021 указано представить в Южное главное управление ЦБ РФ отчет по управлению рисками.
По результатам рассмотрения представленных документов установлено, что ООО "Ломбард Крым Капитал" не представлены запрашиваемые документы и информация.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
В соответствии с частью 3 статьи 2.3 Закона о ломбардах Банк России получает от ломбардов необходимую информацию об их деятельности, а также осуществляет надзор за выполнением ломбардами требований, установленных Законом N 196-ФЗ, за исключением главы 3 настоящего Федерального закона, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.
С учетом названных положений, банком с целью анализа ситуации в деятельности ломбарда, реализации мероприятий, направленных на повышение уровня контроля и минимизацию рисков, ввиду наличия в рамках превентивного надзора, запрошен указанный отчет по управлению рисками.
Апелляционной коллегией не установлено нарушений прав и законных интересов общества согласно направленному запросу о предоставлении отчета.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемое предписание от 03.12.2021 N Т3-2-11/30957 исполнено обществом согласно уведомлению об исполнении предписания от 14.12.2021 (т. 1 л.д. 100).
При фактических обстоятельствах дела и действующем правовом регулировании, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание Банка России от 03.12.2021 N Т3-2-11/30957 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, правомерно возлагает на общество обязанность принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений действующего законодательства.
Ссылки общества на то, что требование банка о предоставлении отчетности выходит за пределы его полномочий, отклоняются судом. Указанный запрос направлен банком в целях контроля устранения ранее выявленных неоднократных нарушений законодательства Российской Федерации с учетом уже принятых обществом действий по принятию Положения об управлении рисками.
В рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия), что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2022 по делу N А32-29913/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29913/2022
Истец: ООО "Ломбард Крым Капитал"
Ответчик: ГУ ЦБ РФ в лице Южного ЦБ РФ, Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации