г. Тула |
|
1 декабря 2022 г. |
Дело N А09-6985/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Волошиной Н.А. и Мосиной Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаевой А.Ю., в отсутствие заинтересованных лиц, участвующих в деле о банкротстве, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Алешиной Ирины Владимировны на определение Арбитражного суда Брянской области от 20.09.2022 по делу N А09-6985/2022 (судья Матулов Б.Н.), вынесенное по результатам рассмотрения заявления Алешиной Ирины Владимировны (ИНН 323500215787) о признании несостоятельным должником (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Алешина Ирина Владимировна обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании ее несостоятельным должником (банкротом).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 20.09.2022 заявление Алешиной Ирины Владимировны о признании несостоятельным должником (банкротом) признано обоснованным, в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина на срок до даты проведения судебного заседания по рассмотрению отчета финансового управляющего. Финансовым управляющим должника утверждена Костомаркина Яна Викторовна, являющаяся членом Некоммерческого партнерства - Союза Межрегиональной саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих "Альянс управляющих".
Не согласившись с принятым судебным актом, Алешина Ирина Владимировна обратилась с апелляционной жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просила обжалуемое определение отменить в части введения процедуры реструктуризации долгов и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования о введении процедуры реализации имущества должника.
В обоснование заявленных требований Алешина Ирина Владимировна ссылается на то, что она согласно справке о выплатах ежемесячно получает страховую пенсию по старости в размере 10 928 руб. 73 коп., а также федеральную социальную доплату ежемесячно в размере 1 539 руб. 91 коп.
Полагает, что имеющийся у должника сверхдоход в размере 993 руб. 64 коп. не позволяет возможным утвердить план реструктуризации долгов гражданина как на срок - не более трех лет, так и на срок не более чем два года.
По мнению Алешиной И.В., из системного толкования Закона о банкротстве не следует, что процедура реструктуризации всегда и в обязательном порядке вводится арбитражным судом.
Указывает, что введение процедуры реструктуризации ставит должника в трудное финансовое положение, поскольку Алешина И.В. вынуждена будет изыскивать денежные средства на оплату депозита и расходов на стадии реализации имущества, что заведомо является основанием для прекращения производства по делу.
Письменных отзывов на апелляционную жалобу в адрес суда апелляционной инстанции не поступило.
Заинтересованные лица, участвующие в деле о банкротстве, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.3 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.
Пунктом 2 статьи 33, пунктом 2 статьи 213.3 Закона о банкротстве установлено, что заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику-гражданину в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, должник не состоит в браке, лица, находящиеся на его иждивении отсутствуют.
В настоящее время Алешина И.В. не трудоустроена (л.д.23-24).
Согласно справке от 01.07.2022 (л.д.26-27), должник является пенсионером, с 03.05.2017 ей установлена пенсия по старости в размере 10 928, 73 руб.
С 01.01.2021 Алешина И.В. получает ежемесячно федеральную социальную доплату в размере 1 539, 91 руб.
Согласно описи имущества должника, составленной по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.08.2015 N 530 (л.д. 18-19), у заявителя имеется на праве собственности квартира площадью 47, 2 кв.м, расположенная по адресу: Брянская обл., г.Брянск, ул.Котовского, д.6, кв.37 (л.д.16-17).
Из представленных должником документов следует, что у Алешиной И.В. образовалась задолженность в общей сумме 4 648 570, 44 руб. (л.д.28-122).
Должник указанную выше задолженность не оспаривает.
Таким образом, Алешина И.В. не исполняет обязательства перед кредиторами более трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, в связи с чем у Алешиной И.В. имеются признаки неплатежеспособности и в отношении должника следует ввести процедуру банкротства.
Статьей 213.6 Закона о банкротстве предусмотрено, что по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина;
о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рас-смотрения;
о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.
В силу положений статьи 213.2 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости введения в отношении должника процедуры реализации имущества должника, а не реструктуризации долгов гражданина, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям:
гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;
гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;
план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
План реструктуризации может предусматривать снижение бремени обязательств для добросовестного должника с соблюдением баланса прав и законных интересов должника и кредиторов, заинтересованных, по общему правилу, в получении причитающегося с него, а не в списании долгов (признании их погашенными вследствие завершения процедур банкротства).
На стадии реструктуризации долгов, должник, чья добросовестность предполагается, вправе и обязан принять меры к поиску вариантов погашения своих долгов доступными в сложившейся ситуации способами, достичь с кредиторами соглашения о балансе взаимных интересов.
Пункт 8 ст.213.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ позволяет ввести процедуру реализации имущества, минуя процедуру реструктуризации долгов, лишь в случае, если гражданин не имеет источников дохода, и только с его согласия, либо, при отсутствии ходатайства, в отношении этого должника процедура реализации имущества может быть введена лишь в исключительных случаях.
Аналогичный правовой подход изложен в определениях ВС РФ от 22.02.2017 N 310-ЭС16-20850 по делу N А08-9325/2015, от 09.01.2018 N 310-ЭС17-15386, постановлениях АС Центрального округа от 25.05.2017 по делу N А68-3364/2016, от 29.01.2020 по делу N А64-3752/2019.
Таким образом, положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусматривают, что дело о банкротстве гражданина должно начинаться с восстановительной процедуры, в частности, процедуры реструктуризации долгов гражданина (п.1 ст.213.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ), при этом право заявлять ходатайство о введении процедуры реализации имущества гражданина на стадии рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом предоставлено только должнику с учетом его имущественного положения.
Тем самым, Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ устанавливает презумпцию введения процедуры реструктуризации долгов.
На стадии проверки обоснованности заявления о признании банкротом преждевременно делать вывод о невозможности удовлетворения требований кредиторов должника путем реструктуризации долгов, исходя из размера требований кредиторов и срока реализации плана реструктуризации долгов.
Из заявления должника и представленных к нему документов следует, что в настоящее время должник не осуществляет трудовую деятельность.
Кроме того, Алешина И.В. является трудоспособной, нашла возможность внести на депозит суда фиксированную сумму вознаграждения финансового управляющего в размере 25 000 руб. за проведение процедуры банкротства.
Таким образом, надлежащего документального подтверждения того, что Алешина И.В. не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным п.1 ст.213.13 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, в материалы дела не представлено.
В материалы дела также не представлены доказательства, свидетельствующие о неисполнимости в будущем (на протяжении трех лет) плана реструктуризации долгов, ввиду отсутствия полных и достоверных сведений об имуществе должника, в связи с чем, суду невозможно провести полноценный анализ финансового состояния Алешиной И.В. и прийти к выводу о невозможности восстановления ее платежеспособности.
Вместе с тем, невозможность представления плана реструктуризации долгов либо нецелесообразность (невозможность) его утверждения должна быть установлена в ходе процедуры реструктуризации с учетом мнения финансового управляющего, конкурсных кредиторов и должника.
Указанный вывод также подтверждается судебной практикой, в том числе постановлениями АС Центрального округа от 23.08.2017 по делу N А14-2843/2016, от 16.03.2022 по делу N А14-3181/2021.
Существо процедуры реструктуризации долгов заключается в том, чтобы аккумулировать все имущество должника (принять меры по розыску имущества, по формированию конкурсной массы) с целью наиболее полного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с планом реструктуризации долгов. В рамках данной процедуры финансовый управляющий принимает меры по формированию конкурсной массы должника-гражданина, обращается в суды с заявлениями об оспаривании сделок должника, направляет запросы в регистрирующие органы, негосударственные фонды, работодателю гражданина с целью установления имущества, принадлежащего должнику, определения размера ежемесячного дохода от трудовой и (или) предпринимательской, иной деятельности.
Само обстоятельство отсутствия у должника денежных средств, необходимых для погашения образовавшейся задолженности, может быть достоверно установлено в ходе процедуры реструктуризации долгов.
Размер дохода должника не является безусловным основанием для введения процедуры реализации имущества, минуя процедуру реструктуризации долгов.
Указанный вывод отражен в постановлениях АС Центрального округа от 16.03.2022 по делу N А14-3181/2021, от 29.12.2021 по делу N А35-9749/2020.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ не устанавливает минимального размера дохода, при котором не может быть представлен план реструктуризации долгов гражданина, вводит требование о наличии любого дохода, принимая во внимание, что в результате работы арбитражного управляющего возможно обнаружение дополнительных источников дохода, а также имущества должника, которое он мог скрыть.
Доказательств того, что введение реструктуризации не позволит осуществить цели процедуры банкротства, в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на основании статей 213.2, 213.11 Закона о банкротстве в целях восстановления платежеспособности должника и погашения задолженности перед кредиторами необходимо ввести в отношении должника - Алешиной И.В. процедуру банкротства - реструктуризацию долгов гражданина.
Доводы должника, изложенные в апелляционной жалобе, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы должника и отмены или изменения определения Арбитражного суда Тульской области от 15.12.2021 в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Брянской области от 20.09.2022 по делу N А09-6985/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6985/2022
Должник: Алешина Ирина Владимировна
Кредитор: Алешина Ирина Владимировна
Третье лицо: АО "Тинькофф Банк", ГУП "Брянсккоммунэнерго", НПС СОПАУ "Альянс Управляющих", ООО "АЕ ГРУПП", ООО "АСВ", ООО МКК "Микрокапитал Руссия", ООО МКК "Скорость финанс", ООО МФК "Лайм-Займ", ООО МФК "Центр финансовой поддержки", ООО "РСВ", ООО "Фабула", ООО "Феникс", ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", ПАО Сбербанк, ПАО "Сбербанк России" в лице Брянского отделения N8605, ПАО "Совкомбанк", Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, ф/у Костомаркина Я.В.
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7404/2022