город Ростов-на-Дону |
|
01 декабря 2022 г. |
дело N А32-3739/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
производственной фирмы общества с ограниченной ответственностью
"Пиретта"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.10.2022 по делу N А32-3739/2022
по заявлению производственной фирмы общества с ограниченной
ответственностью "Пиретта"
к заинтересованному лицу администрации муниципального образования город
Горячий Ключ Краснодарского края
о признании незаконными отказов и обязании устранить допущенное нарушение прав,
при участии от производственной фирмы общества с ограниченной ответственностью "Пиретта": представитель Тимошенко-Соломатина А.Г. по доверенности от 09.08.2022;
от администрации муниципального образования город Горячий ключ посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Назарс В.В. по доверенности от 10.01.2022 N 1,
УСТАНОВИЛ:
производственная фирма общество с ограниченной ответственностью "Пиретта" (далее - заявитель, общество, ПФ ООО "Пиретта") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к администрации муниципального образования города Горячий Ключ (далее - заинтересованное лицо, администрация) с заявлением о признании незаконным письма N 101-6-12 6/21 от 11.11.2021, полученного от заместителя главы муниципального образования город Горячий ключ Краснодарского края Акалелова К.Б., (подготовленное в ответ на заявление ПФ ООО "Пиретта", зарегистрированное вх. N В-101/5024 от 27.10.2021) об отказе в установлении соответствия вида разрешенного использования "для производственной деятельности" земельного участка с кадастровым N 23:41:0103001:26 (расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Горячий Ключ, ст-ца Суздальская, площадью 52 0001 кв. м, сформированного и поставленного на кадастровый учет 14.05.2021) виду разрешенного использования земельного участка "12.2. Специальная деятельность", предусмотренного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412; обязании администрации муниципального образования гор. Горячий Ключ выдать ПФ ООО "Пиретта" решение об установлении соответствия вида разрешенного использования "для производственной деятельности" земельных участков с кадастровым N 23:41:0103001:384 (расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Горячий Ключ, ст-ца Суздальская, площадью 36 401 +/- 334 кв. м) и кадастровым N 23:41:0103001:385 (расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Горячий Ключ, ст-ца Суздальская, площадью 15 600 +/- 219 кв. м), образованных путем раздела земельного участка с кадастровым N 23:41:0103001:26 (расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Горячий Ключ, ст-ца Суздальская, площадью 52 0001 кв. м, сформированного и поставленного на кадастровый учет 14.05.2001) виду разрешенного использования земельного участка "12.2. Специальная деятельность", предусмотренного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412; признании незаконным решения администрации муниципального образования гор. Горячий Ключ Краснодарского края, изложенного в письме N 101-6-290/22 от 20.05.2022 по заявлению ПФ ООО "Пиретта", об отказе в установлении соответствия вида разрешенного использования "для производственной деятельности" земельных участков с кадастровым N 23:41:0103001:384 (расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Горячий Ключ, ст-ца Суздальская, площадью 36 401 +/- 334 кв. м) и кадастровым N 23:41:0103001:385 (расположенного по адресу: Краснодарский, край, гор. Горячий Ключ, ст-ца Суздальская, площадью 15 600 +/- 219 кв. м), образованных путем раздела земельного участка с кадастровым N 23:41:0103001:26, виду разрешенного использования земельного участка "12.2. Специальная деятельность", предусмотренного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412. (С учетом уточнений, заявленных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 2, л.д. 16-72).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.202 в удовлетворении заявленных требований отказано. Взыскана с ПФ ООО "Пиретта" в доход федерального бюджета госпошлина в размере 3 000 руб.
Судом первой инстанции указано, что обращаясь с намерением установить земельным участкам вид разрешенного использования - "12.2. Специальная деятельность", общество фактически реализует волю на изменение вида разрешенного использования, а не установление соответствия вида разрешенного использования классификатору. Общество, подменяя понятие "изменение вида разрешенного использования земельного участка" процедурой "установления соответствия вида разрешенного использования Классификатору" пытается в обход предусмотренных законом процедур изменить вид разрешенного использования земельного участка с "для производственной деятельности" на "12.2. Специальная деятельность", которая предусматривает размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработку, обезвреживание медицинских отходов.
Судом первой инстанции также установлено, что испрашиваемое разрешенное использование земельного участка не предусмотрено градостроительным регламентом в пределах границ соответствующей территориальной зоны (по правилам землепользования и застройки это территориальная зона "земли сельскохозяйственного назначения" и такой вид разрешенного использования как "6.0. Специальная деятельность" указанной территориальной зоной не предусмотрен).
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что правила землепользования и застройки муниципального образования не соответствуют генеральному плану муниципального образования. Согласно правилам землепользования и застройки, земельные участки расположены в территориальной зоне "земли сельскохозяйственного назначения", согласно сведениям генерального плана г. Горячий Ключ, земельные участки расположены в функциональных зонах "производственная зона", "зона лесов", зона сельскохозяйственных угодий". При этом действующие правила землепользования и застройки не соответствуют генеральному плану, который в силу положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части статьи 4, части 15 статьи 35 ГрК РФ является первичным по отношению к ПЗЗ, и требуют приведения их в соответствие.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПФ ООО "Пиретта" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ПФ ООО "Пиретта" сводятся к тому, что при обращении в администрацию с соответствующими заявлениями общество обоснованно руководствовалось частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, в связи с чем вывод суда об обходе обществом закона и подмене понятий "изменение вида разрешенного использования" и "приведение в соответствие виду разрешенного использования" не советует фактическим обстоятельствам дела, что привело к принятию им неверного решения. По мнению заявителя, обществом представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с действующим классификатором не меняет правовой режим объектов недвижимости, используемых с неизменной целью с момента их приобретения обществом, заинтересованным лицом доводы заявителя опровергнуты не были.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав стороны, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ПФ ООО "Пиретта" принадлежал на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка и строений на нем от 15.04.2013 земельный участок с кадастровым номером 23:41:0103001:26, площадью 52 000 кв. м, расположенный по адресу (местоположение): Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ст-ца Суздальская, (N рег. записи N 23-23-10/020/2013-412, дата регистрации 16.04.2013, свидетельство о государственной регистрации права серия 23-АЛ N 736596 от 07.05.2013) (т. 1, л.д. 45-48).
Первоначально ОАО НПО "Бурение" земельный участок предоставлен на основании постановления главы г. Горячий Ключ Краснодарского края N 3529 от 02.12.1996 площадью 5,2 га, границы земельного участка были определены в системе координат 1963 года (исходя из сведений архивного дела по отводу земельного участка, выданного Межмуниципальным отделом по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю).
До передачи ОАО НПО "Бурение" участок входил в состав земель, предоставленных ПКП "Эксбур" ТОО на основании государственного акта на право собственности, владения, пользования, зарегистрированного за N 409000220, постановления главы администрации г. Горячий Ключ N 345 от 22.02.1993.
В дальнейшем часть участка в размере 5,2 га была изъята у ПКП "Эксбур" ТОО и передана ОАО НПО "Бурение" вышеуказанным постановлением N 3529 от 02.02.1996; указанному земельному участку установлен вид разрешенного использования - "для производственной деятельности, под иными объектами специального назначения".
На основании договора купли-продажи земельного участка и строений на нем от 15.04.2013, заключенного между ОАО НПО "Бурение" и ПФ ООО "ПИРЕТТА", земельный участок с кадастровым номером 23:41:0103001:26, площадью 52 000 кв.м., расположенный по адресу (местоположение): Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ст-ца Суздальская, (N рег. записи N 23-23-10/020/2013-412, дата регистрации 16.04.2013, свидетельство о государственной регистрации права серия 23-АЛ N 736596 от 07.05.2013) приобретен заявителем.
ПФ ООО "Пиретта" входит в сеть компаний "Пиретта", специализирующихся на услугах по обезвреживанию медицинских отходов на собственных производственных мощностях посредством термического уничтожения.
На указанном участке расположена производственная база заявителя, являющаяся площадкой по обезвреживанию медицинских отходов. Площадка снабжена специализированным холодильным хранилищем для медицинских отходов, а также имеет три действующие установки по термическому обезвреживанию медицинских отходов с соответствующей государственной экологической экспертизой.
Деятельность ПФ ООО "Пиретта" начата на основании письма министерства природных ресурсов Краснодарского края N 202-11773/13-11 от 10.10.2013.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Приказ от 01.09.2014 N 540) утвержден единый для всей территории РФ классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, уполномоченный на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
27.10.2021 на основании указанных положений обществом направлено заявление в администрацию от 26.10.2021 об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:41:0103001:26 "для производственной деятельности" виду разрешенного использования земельного участка, предусмотренному классификатором видов разрешенного использования земельных участков "12.2. Специальная деятельность".
В обоснование заявления общество сослалось на приказ Управления Россрестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", согласно которому "12.2. Специальная деятельность" - это размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки).
Письмом от 11.11.2021 N 101-6-126/21 администрация отказала обществу в изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка (т. 1, л.д. 29).
Основанием для отказа администрации послужило расположение участка на территории земель сельскохозяйственного назначения. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 17 главы 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования город горячий Ключ, утвержденным решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 06.02.2015 N 373, а также части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Не согласившись с отказом Администрации от 11.11.2021 N 101-6-126/21, Общество обратилось в суд с заявлением о признании данного отказа незаконным и обязании выдать решение об установлении соответствия вида разрешенного использования указанному участку "для производственной деятельности" виду разрешенного использования "12.2 Специальная деятельность".
По мнению заявителя, поскольку вид разрешенного использования "Специальная деятельность" появился с введением Приказа от 01.09.2014 г. N 540, Общество имеет право на установление соответствия вида разрешенного использования участка указанному виду.
В ходе рассмотрения настоящего дела земельный участок с кадастровым номером 23:41:0103001:26 разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами: 23:41:0103001:384 и 23:41:0103001:385. Исходному земельному участку присвоен статус "архивный".
Согласно сведениям из ЕГРН образованные участки с кадастровыми номерами: 23:41:0103001:384 и 23:41:0103001:385 имеют характеристики, соответствующие исходному земельному участку, в том числе вид разрешенного использования - "для производственной деятельности".
В связи с разделом участка заявитель направил в адрес администрации новое заявление (исх. N 175 от 19.04.2022) об установлении соответствия вида разрешенного использования земельных участка с кадастровыми номерами: 23:41:0103001:384 и 23:41:0103001:385 "для производственной деятельности" виду разрешенного использования земельного участка, предусмотренному классификатором видов разрешенного использования земельных участков "12.2. Специальная деятельность".
Письмом от 20.05.2022 исх. N 101-6-290/22 администрация отказала обществу в изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка (т. 2, л.д. 76).
Основанием для отказа послужило то, что проектом внесения изменений в генеральный план, предложения заявителя в части включения территории площадью 6,58 га, не учтены, в связи с чем, внесение изменений в правила землепользования и застройки в части расширения видов разрешенного использования спорных участков, не предоставляется возможным.
Несогласие с отказом администрации, выраженным в письме от 20.05.2022 исх.
N 101-6-290/22, послужило основанием для уточнения обществом требований, принятое судом к рассмотрению, согласно которым общество просило признать незаконным отказ администрации, выраженный в письме от 11.11.2021 N 101-6-126/21 в отношении исходного земельного участка и отказ администрации, выраженный в письме от 20.05.2022 исх. N 101-6-290/22 в отношении образованных участков, также общество просило обязать администрацию выдать обществу решение об установлении соответствия вида разрешенного использования "для производственной деятельности" земельных участков с кадастровым номерами 23:41:0103001:384 и 23:41:0103001:26 виду разрешенного использования земельного участка "12.2. Специальная деятельность".
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований.
Предметом настоящего спора является правомерность отказов администрации, выраженных в письмах от 20.05.2022 исх. N 101-6-290/22, от 11.11.2021 N 101-6-126/21.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований доля ее удовлетворения в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно частям 1, 2 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 и действует с 24.12.2014.
В силу пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Исходя из нормы части 13 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ, приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие Классификатору представляет собой выявление в Классификаторе и установление земельному участку наиболее близкого аналога его текущего разрешенного использования, которое правообладатель участка имеет право сохранять неограниченно долго на основании части 8 статьи 36 ГрК РФ.
В силу пункта 3 статьи 5 ЗК РФ, правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В рамках указанных норм Администрация имеет полномочия по приведению в соответствие Классификатору видов разрешенного использования.
При этом законодателем разграничена процедура изменения разрешенного использования земельного участка и процедуру установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Горячий Ключ, утвержденными решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 06.002.2015 N 373, земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:0103001:384 и 23:41:0103001:385 расположены на территории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно карте функциональных зон генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ, утвержденного решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 06.09.2013 N 243, земельный участок с кадастровым номером 23:41:0103001:384 частично расположен в производственной зоне, частично в зоне сельскохозяйственных угодий, частично в зоне лесов. Земельный участок с кадастровым номером 23:41:0103001:385 расположен частично в производственной зоне, частично в зоне лесов.
Установление соответствия между видами разрешенного использования земельных участков в соответствии с частью 13 статьи 34 закона N 171-ФЗ, не должно приводить к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур. При установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору этот вид не изменяется.
Публичные власти лишь дополнительно подтверждают юридический факт легальности прежнего вида разрешенного использования, не предусмотренного в федеральном классификаторе, но установленного ранее, до его вступления в силу, прежний вид разрешенного использования не изменяется, но уточняется (при изменении вида разрешенного использования прежний его вид изменяется на иной вид, который функционально отличается от прежнего вида). То есть в пределах своих полномочий, орган местного самоуправления не устанавливает новый и не изменяет ранее установленный вид разрешенного использования земельного участка, а приводит его в соответствие действующему классификатору, в настоящее время утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540. Аналогичным образом в рамках данной процедуры орган местного самоуправления не изменяет вид разрешенного использования земельного участка в зависимости от фактического использования земельного участка (устанавливает соответствие).
В соответствии с генеральным планом МО город Горячий Ключ указанные земельные участки находятся в производственной зоне (на карте функциональных зон городского округа отмечена коричневым цветом). Зона специального назначения на карте функциональных зон выделена сиреневым цветом.
В соответствии с генпланом размещение в границах города Горячий Ключ опасных объектов (в т.ч. производственных и специальных) запрещено.
Общество состоит на учете в качестве объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду II категории.
В соответствии со статьей 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду относятся ко 2 категории негативного воздействия.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью до 40 тыс. т/год являются объектами II класса опасности.
Материалами дела установлено, что на момент начала осуществления обществом деятельности по оказанию услуг по обезвреживанию медицинских отходов на собственных производственных мощностях посредством термического уничтожения на принадлежащем обществу земельном участке с кадастровым номером 23:41:0103001:26, земельный участок относился к категории земель "Промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения", в отношении которого был установлен вид разрешенного использования "Для производственной деятельности, под иными объектами специального назначения", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.04.2021, а также сведениями публичной кадастровой карты по состоянию на 21.09.2021.
В соответствии с пунктом 9 таблицы 1 приложения 2 к Приказу Роснедвижимости от 09.06.2007 N П/0152, действовавшего на момент начала осуществления заявителем деятельности на нем, в число разрешенных видов деятельности на исходном земельном участке с расположенными на нем нежилыми объектами капитального строительства входила деятельность мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка "Для производственной деятельности, под иными объектами специального назначения" и вид разрешенного использования "12.2. Специальная деятельность", действующего Классификатора буквально не воспроизводит предусмотренные классификатором виды разрешенного использования земельных участков, но являются сопоставимыми и предусматривают использование земельных участков для производственных целей, в том числе для осуществления деятельности мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что материалы дела не содержат доказательств того, что деятельность заявителя по термическому уничтожению медицинских отходов до введения в действие Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, подлежала отнесению к иному виду разрешенного использования нежели как "для производственной деятельности".
Учитывая изложенное, следует признать ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае фактически обществом заявлены требования об изменении вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур.
Между тем ошибочный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что испрашиваемое разрешенное использование земельного участка не предусмотрено градостроительным регламентом в пределах границ соответствующей территориальной зоны (по ПЗЗ это территориальная зона "земли сельскохозяйственного назначения" и такой вид разрешенного использования как "6.0. Специальная деятельность" указанной территориальной зоной не предусмотрен).
Одним из оснований к отказу в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору служит факт того, что испрашиваемое разрешенное использование земельного участка не предусмотрено градостроительным регламентом в пределах границ соответствующей территориальной зоны (по ПЗЗ это территориальная зона "земли сельскохозяйственного назначения" и такой вид разрешенного использования как "6.0. Специальная деятельность" указанной территориальной зоной не предусмотрен).
Также, основанием к отказу в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору является то обстоятельство, что правила землепользования и застройки муниципального образования не соответствуют генеральному плану муниципального образования.
В тоже время правила землепользования и застройки муниципального образования не соответствуют генеральному плану муниципального образования. Согласно ПЗЗ, земельные участки расположены в территориальной зоне "земли сельскохозяйственного назначения", согласно сведениям генерального плана г. Горячий Ключ, земельные участки расположены в функциональных зонах "производственная зона", "зона лесов", зона сельскохозяйственных угодий".
В соответствие с частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части статьи 4, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанными документом территориального планирования.
Администрацией указано, что 12.07.2022 г. администрацией размещена заявка на подготовку проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город Горячий Ключ с отчетом о научно исследовательской работе, на проведение торгов в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. По предварительным срокам, направление проекта внесения изменений в ПЗЗ в Совет муниципального образования город Горячий Ключ (представительный орган местного самоуправления, уполномоченный орган на принятие таких изменений) планируется до 31 декабря 2022 года.
При этом в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.06.2019 по делу N 301-КГ18-25680, А43-47603/2017 установлено со ссылкой на ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, что законодательство о кадастром учете и регистрации прав на сегодняшний день не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании земельного участка, соответствующем виду разрешенного использования объекта капитального строительства, но не предусмотренным градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны. Вместе с тем подзаконное регулирование не содержит в себе порядка действий в указанной ситуации, что не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 03.06.2019 по делу N А43-47603/2017 указала при этом, что из пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, частей 8 - 10 статьи 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Поскольку факт наличия указанных исключений материалами дела не установлен, а также принимая во внимание, что генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности, следует признать, что закрепленное законодательством право использования земельных участков под объектами, правомерно возведенным на земельном участке, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, без ограничения срока подтверждает правомерность использовании обществом земельных участков с кадастровыми номерами: 23:41:0103001:384 и 23:41:0103001:385 с видом разрешенного использования земельных участков "Для производственной деятельности" для осуществления деятельности по термическому уничтожению медицинских отходов (мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий).
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что оспаривание первоначального отказа (до разделения земельного участка) не влечет восстановление прав заявителя.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствует совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований заявителя.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2022 по делу N А32-3739/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3739/2022
Истец: ООО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "ПИРЕТТА", ООО ПФ "Пиретта"
Ответчик: Администрация МО город Горячий Ключ, Администрация муниципального образования город Горячий ключ Краснодарского края