г. Москва |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А40-104146/2022 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда С.М. Мухин, рассмотрев апелляционную жалобу ООО "БауТекс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2022 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-104146/2022,
по заявлению: ООО "БауТекс" (ИНН 7710346408)
к Центральной электронной таможне (ИНН 7708375722)
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "БауТекс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной электронной таможне (далее - административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2022 N 10131000/000239/2022.
Решением суда от 11.08.2022 заявление ООО БАУТЕКС оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ООО БАУТЕКС и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Дело рассмотрено судом в порядке ч.1 ст.272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях заявителя вмененного ему правонарушения, соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
Соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Основанием для обращения общества в арбитражный суд послужило постановление таможни от 29.04.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10131000/000239/2022, которым ООО "БауТекс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.16.2 настоящего Кодекса.
В настоящем случае основанием для привлечения общества к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства.
Из материалов дела усматривается, что 10.03.2022 ООО "БауТекс" на Центральный таможенный пост (центр электронного декларирования) Центральной электронной таможни под таможенную процедуру экспорт была подана декларация на товары N 10131010/100322/3145048, по которой к совершению таможенных операций представлен товар: "бесчелночный рапирный ткацкий станок, номинальная ширина 360 см, бывший в употреблении 1992 года выпуска, в комплекте с намоточным устройством и шпулярником, предназначен для изготовления стеклотканей, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, товар занимает 8 грузовых мест (5 мест упаковки, 3 места на деревянных поддонах)", производитель: LindauerDornierGMBH, марка: тип PS, модель: модель HTV 4/SD, количество: 1 шт., страна происхождения: Германия, вес брутто: 7100 кг, вес нетто: 7025 кг, заявленный код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС): 8446 63 000 0.
Товар заявлен к поставке в рамках внешнеторгового договора (контракта) N 616/52788109/200915 от 15.09.2020, заключенного с компанией BautexSP.Z.0.0 (Польша, покупатель) на условиях DAPPabianice (Инкотермс 2010).
Данный товар прибыл автодорожным транспортом (государственный регистрационный номер транспортного средства: WMA38266/WND07F2) в зону таможенного контроля Гусь-Хрустального таможенного поста Владимирской таможни по следующим товаросопроводительным документам: инвойс N 220310/5 от 10.03.2022.
Заявленный по ДТ N 10131010/100322/3145048 товар попадает в Перечень отдельных видов товаров, в отношении которых введен временный запрет на вывоз в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 N 311 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022 N 100" (далее - Постановление Правительства РФ N 311), в соответствии с которым товары могут быть выпущены (вывезены) при наличии сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 или иного сертификата, подтверждающего российское происхождение товара.
В ходе проведения документального таможенного контроля по ДТ N 10131010/100322/3145048 установлены следующее сведения о стране происхождения товара, заявленные в графе 34 декларации: Федеративная Республика Германия. Следовательно, товар N 1 по ДТ N 10131010/100322/3145048 попадает под запрет вывоза за пределы территории Российской Федерации. Основываясь на вышеизложенном, 11.03.2022 должностным лицом Центрального таможенного поста (центр электронного декларирования) Центральной электронной таможни принято решение об отказе в выпуске товара в соответствии подпунктом 9 пунктом 1 статьи 125 ТК ЕАЭС и Постановлением Правительства РФ N311.
27.03.2022 должностным лицом должностным лицом Центрального таможенного поста (центр электронного декларирования) Центральной электронной таможни в адрес декларанта направлено письмо N 21-12/836 от 27.03.2022 о предоставлении информации, необходимой для выявления обстоятельств дела об административном правонарушении.
05.04.2022 в адрес таможенного органа поступило информационное письмо N 40-Т от 05.04.2022 с пояснениями следующего содержания: "прошу произвести процессуальные действия без участия представителя ООО "БауТекс", с позицией таможни не согласны, по нашему мнению в действиях ООО "БауТекс" не содержится состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ". Обоснования указанной позиции в тексте письма не содержится.
Во исполнение подпункта "а" пункта 1 Указа Президента РФ от 08.03.2022 N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности" (далее - Указ Президента РФ N 100) до 31.12.2022 (включительно) введен запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации товаров, согласно перечням, определяемым Правительством РФ (Приложение к Постановлению Правительства РФ N 311).
Для целей применения указанного перечня следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено для удобства пользования.
В перечень отдельных видов товаров, в отношении которых введен временный запрет на вывоз, включен товар:
- Станки ткацкие; код ТН ВЭД ЕАЭС: 8446.
Таким образом, товар, заявленный в ДТ N 10131010/100322/3145048, попадает в перечень отдельных видов товаров, в отношении которых введен временный запрет на вывоз, согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ N 311
В соответствии с подпунктом 10 пункта 14 статьи 2 ТК ЕАЭС, под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (пункт 1 статьи 7 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 140 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при условии соблюдения запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 35 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Исходя из смысла пунктов 1 - 3 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется и в электронной форме.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Пунктом 3 статьи 84 определено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС.
За несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов (статья 400 ТК ЕАЭС).
Важно отметить, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
Объектом рассматриваемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникшие в процессе вывоза с таможенной территории ЕАЭС или Российской Федерации товара по ДТ N 10131010/100322/3145048, в отношении которого установлены и применяются запреты, установленные Постановлением Правительства РФ N311.
Объективная сторона административного правонарушения нашла свое выражение в помещении обществом под таможенную процедуру экспорта при таможенном декларировании по ДТ N 10131010/100322/3145048 товара (страна происхождения: Федеративная Республика Германия, код по ТН ВЭД ЕАЭС: 8446300000), запрещенного Постановлением Правительства РФ N 311 к вывозу с территории Российской Федерации, что послужило основанием для несоблюдения запретов, установленных указанным нормативным правовым актом.
Одним из условий помещения под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст.7 настоящего Кодекса (ст.140 ТК ЕАЭС).
Согласно п.4 ст.128 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
На основании п.2 ст.7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 311"О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022 N 100", как следует уже из его названия, было принято во исполнение ранее изданного Указа Президента РФ от 08.03.2022 N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности". Пункт 1 последнего содержит следующее нормативное положение: "в целях обеспечения безопасности Российской Федерации и бесперебойного функционирования промышленности постановляю:
Обеспечить до 31 декабря 2022 г. применение следующих специальных экономических мер:
а) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации;
б) ограничение на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации".
При этом Правительство Российской Федерации было наделено полномочием по определению особенностей применения мер, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента РФ N 100, в отношении некоторых видов продукции и (или) сырья, а также в отношении отдельных юридических лиц и (или) физических лиц (пункт 3 Указа Президента РФ N 100). Правительству Российской Федерации было поручено в 2-дневный срок определить перечни иностранных государств, необходимые для применения мер, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента РФ N 100 (пункт 4 Указа Президента РФ N 100). Анализируемый нормативный правовой акт вступил в силу со дня его официального опубликования (с 08.03.2022). Следовательно, общество могло и должно было предполагать ужесточение законодательства в области запрета на вывоз за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья в самое ближайшее время после принятия Указа Президента РФ N 100.
В дополнительных пояснениях к заявлению об оспаривании Постановления ЦЭлТ об АП N 239 общество обращает внимание суда на необходимость установления точной даты публикации Постановления Правительства РФ N311.
В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ N 311 установлено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
10.03.2022 данный документ был опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru). Соответственно, именно с этого дня запрет на вывоз отдельных категорий товаров с территории Российской Федерации вступил в законную силу.
С использованием интерфейса API на сайте http://publication.pravo.gov.ru может быть установлено точное время публикации Постановления Правительства РФ N 311 - 10.03.2022 00:00 (параметр PublishDateShort).
Как усматривается из полученных в ходе административного расследования документов и сведений, в настоящем случае обществом при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС и подаче ДТ не были выполнены установленные требования законодательства по соблюдению запретов и ограничений.
Факт выявленного в действиях общества правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении N 10131000-239/2022 от 13.04.2022; копией ДТ N 10131010/100322/3145048; копией инвойса N 220310/5 от 10.03.2022; копией технической документации на товар; копией идентификационного заключения от 10.03.2022, а также другими документами и обстоятельствами дела в совокупности.
Общество, имея правовые основания и реальную возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению установленных законодательством Российской Федерации и ЕАЭС требований, могло воспользоваться своими правами, предусмотренными ст.84 ТК ЕАЭС.
Между тем заявитель в настоящем случае не представил доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению указанных требований действующего таможенного законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Заявитель надлежащим образом был уведомлен о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, положения ст.ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, таможней также соблюден.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией, предусмотренной ст.16.3 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для снижения административного штрафа либо его замены на предупреждение (п. 3 ст. 3.1, п.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Вопреки доводам общества оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и ч части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, судом правомерно не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о законности оспариваемого постановления.
Изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о правомерности вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела в первой инстанции, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию общества с изложенными в решении выводами суда первой инстанции. При этом данные доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда, а также не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2022 по делу N А40-104146/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-104146/2022
Истец: ООО БАУТЕКС
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ