29 ноября 2022 г. |
Дело N А83-36/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2022
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузняковой С.Ю.,
судей Градовой О.Г., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя от Администрации города Симферополя Республике Крым - Быковская С.Ю. по доверенности от 25.03.2022 N 24/01-69/855, в отсутствие индивидуального предпринимателя Липской Татьяны Викторовны, индивидуального предпринимателя Дадашова Саадата Гняз Кызы; МКУ Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Липской Татьяны Викторовны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 августа 2022 по делу N А83-36/2022, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Липской Татьяны Викторовны о признании незаконным постановления Администрации города Симферополя Республике Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Дадашова Саадата Гняз Кызы; МКУ Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Липская Татьяна Викторовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Администрация) о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2021 N 7225 "О демонтаже (сносе) нестационарного торгового объекта, размещенного по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Лизы Чайкиной, в районе дома N3 А, принадлежащего ИП Липской Т.В.".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привечены индивидуальный предприниматель Дадашов Саадат Гняз Кызы, Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29 августа 2022 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратилась с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым требования заявителя удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что акт обследования нестационарного объекта составлен неуполномоченным лицом и с нарушением п.2.2 раздела 2 Порядка демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465. Кроме того, указывает, что павильон является объектом благоустройства, размещение которого предусматривается гражданско-правовым договором.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Администрации до начала судебного разбирательства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании ее представитель против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражала, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 25.11.2021 Администрацией вынесено постановление N 7225 "О демонтаже (сносе) нестационарного торгового объекта, размещенного по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, город Симферополь, ул. Лизы Чайкиной, в районе дома N3А, принадлежащего ИП Липской Т.В.", согласно которого решено произвести демонтаж (снос) нестационарного торгового объекта - павильона, изготовленного из легкой конструкции обшитой металлом, ориентировочной площадью 10 кв.м.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, предприниматель, указывая на нарушение ее прав как владельца нежилого здания (кафе с летней площадкой и магазина), а также ссылаясь на допущенные нарушения при проведении проверки, обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что нестационарный объект - павильон - размещен неправомерно, следовательно, в силу наличия правовых оснований для его демонтажа, оспариваемое постановление является законным.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381- ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381- ФЗ), в соответствии со ст. 10 которого размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 года N 402 утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, пунктом 9 которого предусмотрено, что органы местного самоуправления, определенные в соответствии с уставом муниципального образования с целью социально-экономического развития территорий, развития торгового предпринимательства и повышения обеспеченности территорий торговыми объектами, в том числе по результатам мониторинга состояния развития торговли, с учетом Требований к размещению, принимают решение о внесении изменений в Схему.
Таким образом, основание для размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым является внесение нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов (далее - нестационарные объекты), неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности) регламентируется Порядком демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" (далее - Порядок).
Пунктом 1.1 Порядка предусмотрено, что под неправомерно размещенными нестационарными объектами в настоящем Порядке следует понимать: а) нестационарные объекты, размещенные (установленные) вне или с нарушением утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта; б) нестационарные объекты в случае, если срок действия документов, являющихся основанием для их размещения, истек; в) нестационарные объекты, не демонтированные (не перемещенные) в соответствии с условиями договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта, по истечении срока размещения нестационарного объекта, установленного договором; г) нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Согласно п.п. 2.1., 2.2., 2.3. Порядка выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.
Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.
На основании п. 3.1., 3.2 Порядка, в течение пяти рабочих дней с даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию. Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 16.02.2017 N 1107 утверждено Положение об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Положение), в соответствии с п. 2.1., 2.2 которого нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии со Схемой НТО, утвержденной решением Симферопольского городского совета. Основанием для размещения НТО является Договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, заключенный Администрацией с хозяйствующим субъектом.
В п. 5.1. Положения указано, что нестационарные торговые объекты подлежат демонтажу в случае установки и эксплуатации НТО в нарушение требований настоящего Положения, в том числе в случае самовольного размещения НТО, а также нарушения условий Договора на размещение НТО.
Контроль за соблюдением Положения при размещении и эксплуатации НТО осуществляют структурные подразделения Администрации в соответствии с муниципальными правовыми актами и полномочиями, в частности Управление торговли и бытового обслуживания населения Администрации города Симферополя Республики Крым осуществляет учет НТО и контроль за их размещением на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в соответствии со Схемой НТО; организует мероприятия по выполнению настоящего Положения (п.6.1.1 Положения).
В соответствии с постановлением Администрации города Симферополя от 16.06.2017 N 1995 "О регулировании вопросов, связанных с демонтажем (сносом) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований" создана Комиссия по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований, а также утверждено Положение о Комиссии, которая является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом Администрации, осуществляющим рассмотрение, а также согласование вопросов, отнесенных к ее компетенции и реализации полномочий в части рассмотрения фактов размещения самовольных построек, а также объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, нормативными и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Судом установлено, что в целях осуществления контроля за размещением НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в соответствии со схемой НТО сотрудником Управления торговли и бытового обслуживания населения Администрации Прокопчук К.В. выявлен нестационарный торговый объект -павильон, изготовленный из легкой конструкции обшитой металлом, размером приблизительно 10 кв.м, размещённый по адресу: г. Симферополь, ул. Лизы Чайкиной, 3а, собственником которого является ИП Липская Т.В.
По результатам мероприятия составлен акт от 30.08.2021 N 199, который направлен на рассмотрение Комиссии по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Поскольку Схемой размещения НТО муниципального образования городской округ Симферополь, утвержденной решением Симферопольского городского совета от 02.08.2015 N 361, размещение данного объекта не предусмотрено, Комиссия составила заключение от 15.09.2021 N 20, о том что НТО 10 кв.м, размещен неправомерно и подлежит демонтажу в связи с отсутствием правовых оснований для его размещения.
На основании указанного заключения 25.11.2021 Администрацией принято постановление за N 7225, согласно которому необходимо произвести демонтаж (снос) нестационарного торгового объекта (павильон, изготовленный из легкой конструкции обшитой металлом), ориентировочной площадью 10 кв.м, размещенного по адресу: РФ, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Лизы Чайкиной, в районе дома N За, принадлежащего ИГ1 Липской Т.В., без правовых оснований.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушений процедуры принятия оспариваемого постановления, в том числе при составлении акта обследования N 199.
Также предприниматель указывает о наличии заключенного между ней и Администрацией договора аренды земельного участка от 31.01.2018 N 17-218, площадью 381 кв.м, расположенного по адресу г. Симферополь, ул. Лизы Чайкиной За, кадастровый номер 90:22:010201:38 и договора о благоустройстве территории площадью 206 кв. м, прилегающей к объекту недвижимости предпринимателя и что указанные обстоятельства дают право на размещение объекта нестационарной торговли.
Однако, в соответствии с п. 2.5. Положения, размещение НТО на земельных участках муниципальной или государственной собственности, находящихся в пользовании физических или юридических лиц, допускается по договору с пользователем земельного участка при условии размещения НТО в соответствии со Схемой размещения НТО.
При этом Схемой размещения НТО муниципального образования городской округ Симферополь, утвержденной решением Симферопольского городского совета от 02.08.2015 N 361, размещение спорного объекта не предусмотрено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку у предпринимателя отсутствуют законные основания для размещения нестационарного торгового объекта - павильона площадью 10 кв.м, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Лизы Чайкиной За, оспариваемое постановление Администрации не нарушает права и законные интересы заявителя, а значит отсутствует необходимая совокупность условий, установленная частью 1 статьи 198 АПК РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 150 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 августа 2022 по делу N А83-36/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Липской Татьяны Викторовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-36/2022
Истец: Липская Татьяна Викторовна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Дадашова Саадат Гняз, Дадашова Саадат Гняз Кызы, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Чернов Николай Андреевич