г. Тула |
|
1 декабря 2022 г. |
Дело N А62-6356/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фахреевой Д.Р., при участии от истца - муниципального унитарного предприятия "Смоленсктеплосеть" - Радговской О.М. (доверенность от 15.08.2022 N 29), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Нахимовский", третьего лица - Насонова Геннадия Васильевича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества с ограниченной ответственностью "Нахимовский" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.08.2022 по делу N А62-6356/2021 (судья Красильникова В.В.),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Смоленсктеплосеть" (ОГРН 1026701448850, ИНН 6730020716) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Нахимовский" (ОГРН 1116732019359, ИНН 6732032410) (далее - ответчик) о взыскании 3 433 151 руб. 43 коп. неосновательного обогащения (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Насонов Геннадий Васильевич (г. Смоленск) (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.08.2022 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано неосновательное обогащение в сумме 2 934 749 руб. 88 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части взыскания расходов на содержание котельных в качестве неосновательного обогащения в размере 860 692 руб. 46 коп., полагая, что содержание котельных в период до ноября 2020 года осуществлял истец на основании постановлений администрации г. Смоленска, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в указанной части.
В обоснование своей позиции указывает на то, что ответчиком не были получены от жильцов дома денежные средства на содержание котельных, и он не обладает правом для их взыскания на настоящий момент. Считает, что взысканные расходы являются убытками истца, понесенными им в ходе исполнения незаконного нормативно-правового акта органа местного самоуправления. Полагает, что взысканные расходы не отвечают законодательно установленным признакам неосновательного обогащения. Также указывает, что истцом не подтверждены суммы фактических затрат на содержание котельных (фонд оплаты труда, цеховые и общехозяйственные расходы).
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит в ее удовлетворении отказать.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не направило.
Поскольку в порядке апелляционного производства ответчиком обжалована только часть решения суда, а другими лицами, участвующими в деле, не заявлено соответствующих возражений, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой ответчиком части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность судебного акта в обжалуемой части, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, многоквартирный дом N 27А по улице Николаева города Смоленска оборудован двумя автономными крышными газовыми котельными, которым присвоены диспетчерские номера N 47 и N 65.
Управляющей организацией данного дома является ответчик.
Постановлением администрации города Смоленска от 10.08.2007 N 2151-адм и постановлением администрации города Смоленска от 10.10.2017 N 2783-адм оборудование и помещение котельных N 47 и N 65 было передано в хозяйственное ведение истцу.
В связи с тем, что оборудование крышных котельных N 47 и N 65 передано предприятию на праве хозяйственного ведения, МУП "Смоленсктеплосеть" с момента закрепления оборудования за предприятием осуществляло поставку коммунальных ресурсов в виде отопления и горячего водоснабжения жильцам дома N 27А по улице Николаева города Смоленска.
До 01 марта 2019 года МУП "Смоленсктеплосеть" осуществляло продажу в ПАО "Квадра", как единой теплоснабжающей организации в городе Смоленске, вырабатываемой указанными крышными котельными тепловой энергии в рамках заключенного с ПАО "Квадра" договора на поставку тепловой энергии от 01.01.2014 N 2.
При данной схеме взаимоотношений ПАО "Квадра" приобретало у МУП "Смоленсктеплосеть" вырабатываемую крышными котельными тепловую энергию и в дальнейшем осуществляло ее перепродажу жильцам дома N 27А по улице Николаева города Смоленска.
Горячую воду, вырабатываемую крышными котельными, МУП "Смоленсктеплосеть" реализовывало жильцам указанного дома самостоятельно.
С 01 марта 2019 года ПАО "Квадра" письмом от 20.03.2019 N АВ-1014/0569 отказалось от приобретения у МУП "Смоленсктеплосеть" тепловой энергии от крышных котельных N 47 и N 65 и уведомило об исключении из договора на поставку тепловой энергии от 01.01,2014 N 2 указанных котельных в связи с тем, что крышные котельные относятся к общедомовому имуществу жильцов дома N 27А по улице Николаева города Смоленска и в данном случае ПАО "Квадра" не вправе как единая теплоснабжающая организация в городе Смоленске приобретать тепловую энергию от этих котельных и в дальнейшем перепродавать ее жильцам данного дома.
В связи с отказом ПАО "Квадра" с 01 марта 2019 года от приобретения у МУП "Смоленсктеплосеть" вырабатываемой крышными котельными тепловой энергии предприятие инициировало процедуру передачи крышных котельных на баланс управляющей организации дома N 27А по улице Николаева города Смоленска - ООО "Нахимовский".
Также ввиду того, что ПАО "Квадра" прекратило с 01 марта 2019 года приобретать у МУП "Смоленсктеплосеть" вырабатываемую крышными котельными N 47 и N 65 тепловую энергию, МУП "Смоленсктеплосеть" отказалось от оплаты поставляемых на данные котельные электрической энергии (поставщик - АО "АтомЭнергоСбыт") и природного газа (поставщик - ООО "Газпром межрегионгаз Смоленск").
В период с 2019 года по 2021 год в Арбитражном суде Смоленской области рассматривался ряд дел по исковым заявлениям АО "АтомЭнергоСбыт" к МУП "Смоленсктеплосеть" (дела N А62-7442/2019, А62-228/2020, А62-3313/2020, А62-7609/2020, А62-11373/2020) и ООО "Газпром межрегионгаз Смоленск" к МУП "Смоленсктеплосеть" (дела N А62-1275/2020, А62-4551/2020, А62-5345/2020, А62-5012/2020, А62-8269/2020, А62-65/2021), предметом спора по которым являлось взыскание с предприятия стоимости поставленной в период с марта 2019 года по октябрь 2020 года электрической энергии и природного газа по двум точкам поставки: котельная N 47 (г. Смоленск, ул. Николаева, 27А (корпус А) и котельная N 65 (г. Смоленск, ул. Николаева, 27А (корпус Б).
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Смоленской области по делам N А62-7442/2019, А62-1275/2020, А62-4551/2020 установлено, что крышные газовые котельные N 47, N 65 строились одновременно с многоквартирным домом N 27А по улице Николаева города Смоленска, являются частью автономной системы отопления и газоснабжения указанного дома, иного назначения не имеют, в связи с чем данные котельные являются частью общедомового имущества. При этом указанный статус общедомового имущества котельных возникает не в силу принятия собственниками помещений соответствующего решения, а в силу положений жилищного законодательства.
Как установлено в вышеуказанных решениях, в силу законодательно определенного статуса общедомового имущества крышное оборудование, возведенное при строительстве многоквартирного жилого дома N 27А по улице Николаева, не являющееся частью квартир и предназначенное для обслуживания более одного помещения в данном доме, является общим имуществом собственников указанного дома, право муниципальной собственности на указанное имущество в силу распорядительного акта органа местного самоуправления не может возникнуть, в связи с чем передача оборудования котельных на баланс МУП "Смоленсктеплосеть" не изменяет его правовой статус и не имеет правового значения для определения принадлежности данного имущества в качестве общедомового имущества.
Аналогичные выводы о том, что крышные котельные, расположенные в доме N 27А, относятся к общедомовому имуществу собственников помещений указанного дома, содержатся также в решении Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2020 по делу N А62-10947/2019, принятом по заявлению ООО "Нахимовский" о признании незаконным предписания главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 23.09.2019 N 0900/61/2019, которым ООО "Нахимовский" предписывалось произвести расчет размера платы согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) с марта 2019 года - за услугу по отоплению и с октября 2019 года - за услугу по горячему водоснабжению для жильцов дома N 27А по улице Николаева.
На основании решения Арбитражного суда Смоленской области от 04.02.2020 по делу N А62-7442/2019 и обращения МУП "Смоленсктеплосеть" в адрес органа местного самоуправления администрацией города Смоленска издано постановление от 27.08.2020 N 1880-адм, согласно которому из реестра муниципального имущества города Смоленска исключено оборудование крышных котельных N 47 и N 65, расположенных в доме N 27А по улице Николаева города Смоленска, а также прекращено право хозяйственного ведения МУП "Смоленсктеплосеть" на данное имущество.
Также согласно постановлению администрации города Смоленска от 27.08.2020 N 1880-адм МУП "Смоленсктеплосеть" необходимо передать, а ООО "Нахимовский" принять оборудование вышеназванных котельных по акту приема-передачи.
Во исполнение постановления администрации города Смоленска от 27.08.2020 N 1880-адм между МУП "Смоленсктеплосеть" и ООО "Нахимовский" 27 октября 2020 года подписаны акты приема-передачи помещений и оборудования крышных котельных N 47 и N 65, расположенных по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева, д. 27А.
Во исполнение постановления администрации города Смоленска от 27.08.2020 N 1880-адм МУП "Смоленсктеплосеть" прекратило с 01 сентября 2020 года начисление жильцам дома N 27А по улице Николаева города Смоленска стоимости оказанной коммунальной услуги по горячему водоснабжению (по отоплению начисление предприятием не производилось с 2014 года), а с 01 сентября 2020 года предприятие прекратило выставление жильцам указанного дома платежных документов на оплату коммунальной услуги по горячему водоснабжению, оказанной после 01.09.2020.
При этом МУП "Смоленсктеплосеть" не могло прекратить выработку крышными котельными тепловой энергии и горячей воды жильцам дома до момента передачи крышных котельных на баланс ООО "Нахимовский" (до 27 октября 2020 года), поскольку прекращение оказания жильцам дома коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению нарушило бы права потребителей на безопасное и благоприятное проживание, закрепленные в статьях 1 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Ввиду того, что МУП "Смоленсктеплосеть" не имело возможности отказаться от обслуживания крышных котельных N 47 и N 65 в период с марта 2019 года по октябрь 2020 года МУП "Смоленсктеплосеть" понесло затраты на приобретение электрической энергии, природного газа, ремонт и обслуживание оборудования котельных N 47 и N 65 в целях оказания жильцам дома N 27А по улице Николаева города Смоленска коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению на общую сумму 3 433 151 руб. 43 коп., из которой: 860 692 руб. 46 коп. - затраты на содержание и ремонт крышных котельных; 2 319 782 руб. 68 коп. - расходы на оплату природного газа (оплата произведена в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Смоленск", потребленного крышными котельными; 252 676 руб. 29 коп. - расходы на оплату электрической энергии (оплата в пользу АО "Атомэнергосбыт"), потребленной крышными котельными.
Данные расходы предприятию никем не возмещены.
Полагая, что данные расходы должны были быть понесены управляющей организацией ООО "Нахимовский", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в обжалуемой части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Эти правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
На основании статьи 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Недоказанность одного из перечисленных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13,08.2006 N 491, собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры; помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В состав общего имущества включаются внутри домовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорнорегулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, исходя из положений вышеназванных нормативно-правовых актов, крышные газовые котельные N 47 и N 65, расположенные по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева, д. 27А, осуществляющие отопление н горячее водоснабжение только одного данного дома, являются общедомовым имуществом.
В силу положений частей 2.3, 12 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Согласно положениям подпункта "д" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество собственников помещений многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс.
При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования.
Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Смоленской области по делам N А62-7442/2019, А62-1275/2020, А62-4551/2020 установлено, что крышные газовые котельные N 47, N 65 строились одновременно с многоквартирным домом N 27А по улице Николаева города Смоленска, являются частью автономной системы отопления и газоснабжения указанного дома, иного назначения не имеют, в связи с чем данные котельные являются частью общедомового имущества.
При этом указанный статус общедомового имущества котельных возникает не в силу принятия собственниками помещений соответствующего решения, а в силу положений жилищного законодательства.
В силу законодательно определенного статуса общедомового имущества крышное оборудование, возведенное при строительстве многоквартирного жилого дома N 27А по улице Николаева, не являющееся частью квартир и предназначенное для обслуживания более одного помещения в данном доме, является общим имуществом собственников указанного дома, право муниципальной собственности на указанное имущество в силу распорядительного акта органа местного самоуправления не может возникнуть, в связи с чем передача оборудования котельных на баланс МУП "Смоленсктеплосеть" не изменяет его правовой статус и не имеет правового значения для определения принадлежности данного имущества в качестве общедомового имущества.
Таким образом, как верно заключил суд первой инстанции, несмотря на ранее принятые администрацией города Смоленска постановления от 10.08.2007 N 2151-адм и от 10.10.2017 N 2783-адм о передаче оборудования и помещений котельных N 47 и N 65 в хозяйственное ведение МУП "Смоленсктеплосеть", истец не должен был нести расходы на содержание данных котельных и оплату потребленных котельными коммунальных ресурсов.
По справедливому суждению суда, ООО "Нахимовский", являющееся управляющей организацией дома N 27А по улице Николаева города Смоленска, должно было самостоятельно приобретать энергоресурсы для крышных котельных и самостоятельно оказывать жильцам дома коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению (аналогичные выводы содержатся в решении Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2020 по делу N А62-10947/2019).
Таким образом, на стороне ООО "Нахимовский" возникло неосновательное обогащение.
В отношении требования о взыскании неосновательного обогащения в сумме 860 692 руб. 46 коп. - затраты на содержание и ремонт крышных котельных судом установлено следующее.
Согласно разъяснениям, представленным в материалы дела департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности (далее - департамент) в письме от 02.06.2022 N 1703/6 (и в приложении к указанному письму), в состав расходов, включаемых в необходимую валовую выручку МУП "Смоленсктеплосеть" при установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год департаментом были определены экономически обоснованные расходы на содержание, в том числе котельных N 47 и N 65.
При этом расходы, учтенные в тарифе предприятия на тепловую энергию для каждой котельной на 2019 год, рассчитаны с учетом расходов на тепловую энергию, отпускаемую на услугу отопление, и расходов на горячее водоснабжение в виде компонента на тепловую энергию на подогрев холодной воды.
Данные расходы, как указано в приложении к письму департамента от 02.06.2022 N 1703/6, распределяются между видами услуг на отопление и горячую воду (в виде компонента на тепловую энергию) пропорционально полезному отпуску данных услуг.
Расходы на содержание и обслуживание котельных N 47 и N 65 департаментом в тарифе МУП "Смоленсктеплосеть" на тепловую энергию и тарифе на горячую воду на 2020 год учтены не были в связи с планируемой передачей вышеуказанных котельных собственникам жилого дома.
В связи с представленными департаментом в письме от 02.06.2022 N 1703/6 разъяснениями, а также в целях избежания дальнейших споров с ООО "Нахимовский" относительно обоснованности включения истцом в требованиях к ответчику о взыскании сумм неосновательного обогащения, понесенных в 2019 году МУП "Смоленсктеплосеть" расходов на содержание крышных котельных, частично компенсированных жильцами дома N 27А по улице Николаева города Смоленска в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предприятие произвело перерасчет понесенных в 2019 году затрат на содержание крышных котельных N 47 и N 65 посредством исключения из затрат расходов, приходящихся на услугу по горячему водоснабжению.
Согласно произведенному МУП "Смоленсктеплосеть" перерасчету понесенных в 2019 году затрат на содержание крышных котельных N 47 и N 65 пропорционально полезному отпуску на отопление окончательный размер сумм затрат, понесенных истцом на содержание в период с марта 2019 года по октябрь 2020 года крышных котельных N 47 и N 65 и являющихся неосновательным обогащением со стороны ООО "Нахимовский", составляет сумму 860 692 руб. 46 коп.
При расчете истцом учтены фонд оплаты труда основных производственных рабочих, сумма страховых взносов от ФОТ, текущий и капитальный ремонт, цеховые и общехозяйственные расходы.
Истец указал, что в плане на 2019 года объем полезного отпуска тепловой энергии по котельным утвержден в объеме 315,799 тыс. гкал, в том числе на отопление - 239,166 тыс. гкал, на подогрев горячей воды - 76, 633 тыс. гкал. В соответствии с планом на услугу "отопление" приходится 75,73 % от общего объема полезного отпуска, на горячее водоснабжение - 24,27 %.
С учетом зложенного фактические расходы на содержание котельных N 47 и N 65 за 2019 год пересчитаны пропорционально проценту полезного отпуска на отопление.
Истец указал, что цеховые и общехозяйственные расходы являются косвенными расходами, сформированы за счет работы вспомогательных производственных служб предприятия и приходящиеся в соответствующей доли на нужды котельных N 47, 65.
В соответствии с пунктом 25 ФСБУ 5/2019 "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы"" (приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н), пунктами 8, 10 ПБУ 10/99 "Расходы организации приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н), пунктами 35, 36 Положения по планированию, учету, калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, учетной политикой МУП "Смоленсктеплосеть" вышеуказанные расходы включаются в себестоимость отдельных видов продукции в разрезе подразделений путем их распределения пропорционально заработной плате, основных производственных рабочих.
В обоснование понесенных затрат истом представлены в материалы дела следующие документы: информация о прочих расходах на содержание спорных котельных за период март 2019 - октябрь 2020 года, ведомость амортизации объектов основных средств, акт приемки выполненных работ от 31.05.2020 N 6, акты сдачи-приемки выполненных работ от 29.11.2019 N 23814, от 07.11.2019 N 22306, от 13.08.2019 N 156683, акт от 18.12.2019 N 198, требование-накладная, наряд, акт на списание спирта этилового, акт на списание хим. реактивов на производство анализов по химлаборатории и котельным, расчет потребляемых химреактивов, калькуляция на ежемесячное техническое обслуживание котельных N 47 и N 65, справка о расчете фонда оплаты труда и страховых взносов, приказ от 17.04.2019 N 176л/с о внесении изменений в штатное расписание, служебная записка о переводе котельных в автоматический режим работы от 17.04.2019, расчет цеховых и общехозяйственных расходов, отчет по ремонтным работам.
Таким образом, вопреки позиции апеллянта, факт несения истцом расходов на содержание спорных котельных подтвержден материалами дела.
Доказательств, опровергающих указанный факт, вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела ответчиком не представлено.
Ходатайства о проведении экспертизы ответчиком не заявлено.
При этом, вопреки позиции апеллянта, судом первой инстанции справедливо заключено, что в рассматриваемом случае истец, в отличие от ответчика, не имеет возможности представления документов по содержанию конкретных котельных (договоры на оказание услуг, платежных поручений и т.п.), поскольку основным видом деятельности истца является производство, передача и распределение пара и горячей воды, дополнительным видом - обеспечение работоспособности котельных, то есть истец самостоятельно осуществляет работы по содержанию и ремонту котельных.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что произведенный истцом расчет понесенных затрат на содержание крышных котельных N 47 и N 65 пропорционально полезному отпуску на отопление в сумме 860 692 руб. 46 коп., является обоснованным, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования в указанной части.
Вопреки доводам апеллянта, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что действительно, постановлением администрации города Смоленска от 10.08.2007 N 2151-адм и постановлением администрации города Смоленска 10.10.2017 N 2783-адм оборудование и помещение котельных N 47 и N 65 было передано в хозяйственное ведение МУП "Смоленсктеплосеть".
В тоже время в соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ, частью 1 статьи 36, частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, крышные газовые котельные N 47 и N 65, расположенные по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева, д. 27А, являются частью общего имущества собственников указанного многоквартирного дома, обязанность по содержанию которых, приобретению энергоресурсов на которые, а также оказание коммунальных услуг, с использованием которых является исключительной обязанностью управляющей организации (ООО "Нахимовский").
В этой связи, несмотря на то, что крышные котельные были закреплены администрацией города Смоленска за МУП "Смоленсктеплосеть", данные нормативные акты не имели правового значения, в том числе и для ООО "Нахимовский".
То обстоятельство, что включение оборудования крышных котельных в реестр муниципальной собственности и передача их администрацией города Смоленска в хозяйственное ведение МУП "Смоленсктеплосеть", не имеет правового значения для ООО "Нахимовский", поскольку собственниками вышеуказанного дома соответствующее решение не принималось, что, в свою очередь, установлено в решении Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2020 по делу N А62-10947/2019.
Таким образом, ООО "Нахимовский" не выполняло закрепленные законодательством за управляющей организацией обязанности по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома в виде крышных котельных и обязанности по использованию крышных котельных в целях оказания жильцам дома коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Вместе с тем все риски и ответственность за неисполнение ООО "Нахимовский" обязанностей по приобретению энергоресурсов на крышные котельные и оказание жильцам дома коммунальных услуг не могут быть возложены на МУП "Смоленсктеплосеть", которое в силу фактически сложившихся обстоятельств на протяжении длительного времени было вынуждено нести расходы на приобретение энергоресурсов и расходы на обслуживание крышных котельных.
Довод апеллянта о том, что взысканные расходы не отвечают законодательно установленным признакам неосновательного обогащения, отклоняется судебной коллегией, поскольку противоречит действующим нормативным положениям.
Так, на основании статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из разъяснений информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" следует, что неосновательное обогащение должно соответствовать трем обязательным признакам: должно иметь место приобретение или сбережение имущества; данное приобретение должно быть произведено за счет другого лица и приобретение не основано ни на законе, ни на сделке (договоре), то есть происходит неосновательно.
В рассматриваемом случае МУП "Смоленсктеплосеть" обратилось с требование о взыскании с ООО "Нахимовский" неосновательного обогащения, выразившегося в неосновательном сбережении ответчиком денежных средств, которые оплачены истцом вместо ответчика в связи с необходимостью содержания крышных газовых котельных N 47 и N 65.
Ссылка общества на то, что судом первой инстанции не дана оценка всем доводам ответчика, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 170 АПК РФ описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной части решения в соответствии с подпунктом 2 части 4 статьи 170 АПК РФ должны быть указаны, в частности, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Мотивировочная часть обжалуемого судебного акта соответствует требованиям статьи 170 АПК РФ, отражает доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения.
При этом то обстоятельство, что в обжалуемом судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки.
Иных доводов, способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.08.2022 по делу N А62-6356/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6356/2021
Истец: МУП "СМОЛЕНСКТЕПЛОСЕТЬ"
Ответчик: ООО "НАХИМОВСКИЙ"
Третье лицо: Насонов Г В