г. Санкт-Петербург |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А26-6415/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбатовской О.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шахрзаевым М.И.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 23.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29184/2022) общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2022 по делу N А26-6415/2021, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о признании недействительным расчета арендной платы за лесной участок,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) о признании недействительным расчета арендной платы за лесной участок по договору аренды N 163-з от 24.12.2014 на сумму 1.016 802 руб., доведенный до арендатора уведомлением N 3439 от 04.09.2019.
В процессе рассмотрения дела истец заявил уточнения, не изменяя предмет и основания иска, просил признать недействительным расчет по договору аренды N 163-з от 24.12.2014, доведенный до арендатора уведомлением N 3439 от 04.09.2019, как в части изменения размера арендной платы, так и порядка внесения арендного платежа.
Решением от 20.07.2022 в иске отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, на основании протокола о результатах аукциона от 09.12.2014 N 2 между Министерством (арендодателем) и ООО "Грин лайн" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N 163-з от 24.12.2014 (далее - Договор), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок площадью 49 330 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:21:0000000:86, расположенного на территории Пряжинского лесничества (далее - Участок), в целях заготовки древесины.
Согласно п. 7.1 Договора срок действия настоящего Договора устанавливается с 01.01.2015 и составляет 25 лет.
На основании договора от 23.03.2018 переуступки права аренды лесного участка и дополнительного соглашения от 18.04.2018 к Обществу перешли права и обязанности арендатора по Договору.
Согласно пункту 2.1.1 Договора размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25.
Арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год. Форма уведомления (извещения) аналогична форме, указанной в приложении N 4 к договору, но не требует подписания со стороны арендатора (пункт 2.1.3 Договора).
Министерство в адрес Общества письмом от 04.09.2019 N 3439 направило уведомление о внесении арендной платы за 2019 год за объем рубок, произведенных в целях создания лесной инфраструктуры (срок уплаты 15.09.2019. Уведомление N 3439 получено Обществом 11.09.2019.
ООО "Карлис-Вяртсиля", полагая данное уведомление не соответствующим положениям Лесного кодекса Российской Федерации и условиям договора как по порядку начисления платы за использование древесины в целях создания лесной инфраструктуры, так и по срокам внесения платежа, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, основанным на применении пункта 2 статьи 154, статей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в иске, суд указал, что по условиям договора размер арендной платы зависит от объема использования лесов, в обязанности арендатора, вырубившего лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, входит внесение арендной платы за фактически вырубленную древесину, помимо заготовленной. При этом иначе как в соответствии с пунктом 2.1.1 договора рассчитать размер арендной платы не представлялось возможным.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
В статье 614 ГК РФ предусмотрена обязанность арендатора по внесению платы за пользование арендованным имуществом.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что к основным принципам лесного законодательства отнесена платность использования лесов (пункт 11 статьи 1 ЛК РФ).
В 2019 году в соответствии с Проектом освоения лесов допустимый объем заготовки древесины с целью создания объектов лесной инфраструктуры составил 9100 куб. м.
В пункте 4.3.2 договора стороны установили, что арендатор вправе осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в проекте освоения лесов, в лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.
Согласно изменениям в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины ООО "Карлис-Вяртсиля" в Пряжинском лесничестве Республики Карелия 2019-2021, получившим положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов (утверждено приказом министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия N 2312 от 19.12.2019), ООО "Карлис-Вяртсиля" в период с 2019 года по 2021 год вправе произвести рубку лесных насаждений на лесном участке при создании объектов лесной инфраструктуры в общем объеме 57.88 тыс. м. куб.
Предоставляя арендатору право создавать лесную инфраструктуру, арендодатель согласовал Проект освоения лесов с учетом объемов использования лесов, необходимых для создания таких объектов сверх расчетной лесосеки.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Общество осуществляло заготовку древесины при создании объектов лесной инфраструктуры в соответствии с проектом освоения лесов, представило в министерство лесные декларации об использовании лесов с указанной целью.
Размер арендной платы за объем рубок, произведенных в целях создания лесной инфраструктуры, указанный в спорном уведомлении, был рассчитан Министерством в соответствии с пунктом 2.1.1. Договора. В настоящем случае коэффициенты 1,5 и 9,25 подлежат применению для расчета арендной платы за весь объем использования лесов в рамках Договора, в том числе за объемы изъятия лесных ресурсов в целях создания лесной инфраструктуры.
В соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Поскольку по условиям договора размер арендной платы зависит от объема использования лесов, арендатор, вырубивший лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, обязан внести плату за фактически вырубленную древесину.
Представленный Министерством расчет арендной платы выполнен на основании статьи 73 ЛК РФ, пункта 2.1.1 договора, судом проверен и признан правильным, Обществом документально не опровергнут.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2022 по делу N А26-6415/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
О.В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6415/2021
Истец: ООО "Карлис-Вяртсиля"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия