г. Саратов |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А57-6633/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Велес" Аксёновой С.А., действующей на основании доверенности от 22.07.2022, представителя Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области Зацепиной С.А., действующей на основании доверенности от 10.11.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велес" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 августа 2022 года по делу N А57-6633/2022 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Велес" (410050, г. Саратов, ул. Молодёжная, д. 4, ОГРН 1166451060093, ИНН 6453145894),
заинтересованное лицо: Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Университетская, зд. 45/51, стр. 1, ОГРН 1086455001632, ИНН 6455048180),
о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Велес" (далее - ООО "Велес", общество, заявитель) с заявлением:
о признании незаконным бездействия Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (далее - Комитет, уполномоченный орган), выразившегося в непринятии решения о регулировании численности лисицы в охотничьих угодьях "Воровской лес" и "Сторожевое";
о возложении на Комитет обязанности принять решение о проведении мероприятий по регулированию численности лисицы на территории охотничьего угодья "Воровской лес" и добыче 9 особей лисицы на территории данного охотничьего угодья;
о возложении на Комитет обязанности принять решение о проведении мероприятий по регулированию численности лисицы на территории охотничьего угодья "Сторожевое" и добыче 13 особей лисицы на территории данного охотничьего угодья.
Решением суда первой инстанции от 23 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Велес" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Комитет возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 04 ноября 2022 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что между Комитетом, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и ООО "Велес" заключены охотхозяйственные соглашения от 22.02.2018 N 03-20/13 (по охотничьему угодью "Воровской лес") и от 30.07.2019 N 03-20/47 (по охотничьему угодью "Сторожевое") (т.1 л.д.15-26).
По указанным соглашениям охотпользователь ООО "Велес" обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Комитет обязуется предоставить право на добычу (отлов или отстрел) охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно соглашению (пункт 1.1 соглашений).
27 декабря 2021 года ООО "Велес" обратилось в Комитет с обращением (исх. N 178) о принятии решения по регулированию численности лисы в период с 01 января 2022 года по 01 апреля 2022 года, ссылаясь на рост её численности, начиная с 2017 года (т.1 л.д.27).
Испрашиваемое обществом решение Комитетом принято не было.
Полагая, что Комитетом допущено незаконное бездействие, выраженное в непринятии соответствующих решений по регулированию численности лисицы в охотничьих угодьях "Воровской лес" и "Сторожевое", общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в рассматриваемом случае допущенного бездействия со стороны Комитета на момент обращения заявителя в арбитражный суд, поскольку сроки принятия такого решения на момент обращения ещё не наступили. Нарушения прав и законных интересов общества судом не установлено.
Согласно доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции не учёл положения пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) и не дал оценку тому обстоятельству, что бездействие Комитета могло повлечь за собой возникновение негативных последствий в отношении прав и законных интересов неограниченного круга лиц и причинение ущерба животному миру. Письмо ООО "Велес" от 27.12.2021 содержало необходимые сведения о превышении предельного количества лисиц, обитающих на территории его охотничьих угодий, однако было оставлено Комитетом без внимания.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (далее - отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов) регулируются Законом об охоте. Действие данного Закона распространяется на отношения, связанные с содержанием и разведением охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (статья 4 Закона об охоте).
Согласно части 1 статьи 16 Закона об охоте охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов осуществляется при проведении мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, указанных в статье 48 настоящего Федерального закона, в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона об охоте регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания.
Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 3 статьи 48 Закона об охоте).
Приказом Минприроды России от 13.01.2011 N 1 утверждён Порядок принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его формы (далее - Порядок N 1).
Согласно пункту 4 Порядка N 1 (в редакции на момент обращения - 27.12.2021) основанием для принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов является превышение показателей максимальной численности охотничьих ресурсов (особей на 1000 га охотничьих угодий), установленных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях", и (или) угроза возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" утратил силу с 01 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496. Приказом Минприроды России от 25.11.2020 N 965 утверждены новые нормативы.
Пунктом 5 Порядка N 1 установлено, что решение о регулировании численности принимается на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утверждённым Приказом Минприроды России от 27.07.2021 N 512 (далее - Порядок N 512), государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - Государственный мониторинг) является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью охотничьих ресурсов и объёмами их изъятия (далее - учёт охотничьих ресурсов); распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов.
Согласно пункту 7 Порядка N 512 учёт численности (планирование, полевые работы и расчёт численности) охотничьих ресурсов, видов или групп видов охотничьих ресурсов осуществляется в сроки (периоды времени), предусмотренные методиками учёта и (или) научными подходами учёта.
Учёт численности охотничьих ресурсов в закреплённых охотничьих угодьях, указанных в подпункте 4.1.2 пункта 4 настоящего Порядка, может осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, совместно с представителем уполномоченного органа (пункт 11 Порядка N 512).
Пунктом 16 Порядка N 512 определено, что данные Государственного мониторинга формируются уполномоченным органом ежегодно, по состоянию на 1 апреля.
В силу пункта 6 Порядка N 1 уполномоченные органы анализируют поступающие данные, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, и при выявлении превышения показателей максимальной численности охотничьих ресурсов в течение тридцати календарных дней принимают решение о регулировании численности. В случае возникновения угрозы и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания полученные данные в течение трёх рабочих дней после их поступления анализируются, и принимается решение о регулировании численности.
Из материалов дела следует, что в обращении от 27.12.2021 N 178 ООО "Велес" просил Комитет принять решение о регулировании численности лисицы в охотничьих угодьях "Воровской лес" и "Сторожевое", закреплённых за обществом, в период с 1 января до 1 апреля 2022 года (т.1 л.д.27).
Доводы апелляционной жалобы об игнорировании обращения общества от 27.12.2022 опровергнуты материалами дела.
На данное обращение Комитетом дан ответ от 19.01.2022 N 03-12/98, в соответствии с которым в настоящее время проводится сбор сведений о численности животных, отнесённых к охотничьим ресурсам. После проведения анализа собранной информации будет принято решение о необходимости проведения мероприятий по уменьшению их численности или об отсутствии таковой. В случае если у общества имеются данные о современном состоянии численности лисицы, Комитет просил предоставить материалы учёта и расчёт её численности. На данный момент времени основания для проведения регулирования численности лисицы отсутствуют (т.1 л.д.113).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие предоставление в Комитет материалы учёта и расчёта численности лисицы. Имеющиеся в материалах дела ведомости расчёта численности зверей на территории охотничьих угодий "Воровской лес" и "Сторожевое" составлены в марте 2022 года (т.1 л.д.60-98).
Апелляционная коллегия согласна с судом первой инстанции, что на момент обращения ООО "Велес" в Комитет (27.12.2021) и в арбитражный суд (01.04.2022) данные о численности охотничьих ресурсов ещё не были сформированы Государственным мониторингом, а в отсутствие у Комитета таких данных решение о регулировании численности лисицы в спорных угодьях объективно не могло быть принято, сроки принятия такого решения на момент поступления обращения заявителя не наступили.
Таким образом, нарушение Комитетом требований законодательства по принятию решения о регулировании численности охотничьих ресурсов на основании поступившего обращения охотпользователя в рассматриваемом случае отсутствует.
Исходя из положений пункта 16 Порядка N 512 и пункта 6 Порядка N 1, решение о регулировании численности охотничьих ресурсов принимается в течение тридцати календарных дней послед поступления данных Государственного мониторинга.
Судебная коллегия отмечает, что 27 мая 2022 года Комитетом принят приказ N 01-24/35 о регулировании численности охотничьих ресурсов на территории Саратовской области, которым предписано проведение мероприятий по регулированию 2229 особей лисы в период с 27 мая по 1 сентября 2022 года в охотничьих угодьях Саратовской области и установлен объём добычи лисицы: в охотничьем угодье "Воровской лес" - 13 особей, в охотничьем угодье "Сторожевое" - 12 особей (т.1 л.д.99-102).
Сроки принятия такого решения Комитетом не нарушены.
Таким образом, в период с 27 мая по 1 сентября 2022 года у ООО "Велес" имелась возможность проводить регулирование численности лисы, в связи с чем, нарушение прав и законных интересов общества также не установлено.
Доводы заявителя об угрозе распространения болезней и нанесения ущерба здоровью граждан в результате непринятия Комитетом решения о регулировании численности лисицы в охотничьих угодьях "Воровской лес" и "Сторожевое" со ссылкой на объявление карантина 28.01.2022 отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
В случае возникновения угрозы и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания полученные данные в течение трёх рабочих дней после их поступления анализируются, и принимается решение о регулировании численности (абзац 2 пункта 6 Порядка N 1 в редакции по состоянию на 27.12.2021).
На момент обращения ООО "Велес" с заявлением, на территории охотничьих угодий "Воровской лес" и "Сторожевое" ограничительные мероприятия (карантина) установлены не были, конкретные особи, являющиеся угрозой, отсутствовали.
В соответствии с картой общедоступных и закреплённых охотничьих угодий Саратовской области (https://huntmap.ru/karta) охотничьи угодья "Воровской лес" и "Сторожевое" расположены в Красноармейском и Аткарском районах Саратовской области.
В то время как постановлением Губернатора Саратовской области от 28.01.2022 N 28 карантин по заболеванию бешенством животных был объявлен в 250 м севернее с. Расловка 1-я муниципального образования "Город Саратов".
Пунктом 4.1 охотхозяйственных соглашений от 22.02.2018 N 03-20/13 и от 30.07.2019 N 03-20/47 установлены требования к размещению максимального количества охотничьих ресурсов, в том числе и лисицы, которое составляет 30 особей по охотничьему хозяйству "Сторожевое" и 14 особей по охотничьему хозяйству "Воровский лес".
Следовательно, поддержание охотничьих ресурсов в пределах установленных значений является обязанностью охотпользователя ООО "Велес".
В 2019 году в рамках регулирования численности лисицы ООО "Велес" было предписано добыть на территории охотничьего угодья "Воровской лес": по приказу Комитета от 28.12.2018 N 01-24/60 - 4 особи (т.1 л.д.128-131); по приказу Комитета от 14.06.2019 N 01-24/46 - 2 особи (т.1 л.д.125-127).
При этом согласно выписке из охотхозяйственного реестра по состоянию на 01.01.2020 фактическое количество добытых ООО "Велес" особей лисицы составило 2 из 6 необходимых в соответствии с приказами Комитета от 28.12.2018 N 01-24/60 и от 14.06.2019 N 01-24/46 (т.1 л.д.122).
В 2020 году в соответствии с приказом Комитета от 30.06.2020 N 01-24/43 в рамках регулирования численности лисицы ООО "Велес" было предписано добыть 10 особей на территории охотничьего угодья "Воровской лес" и 18 особей на территории охотничьего угодья "Сторожевое" (т.1 л.д.117-121).
При этом согласно выписке из охотхозяйственного реестра по состоянию на 01.01.2021 фактическое количество добытых ООО "Велес" особей лисицы составило: на территории охотничьего угодья "Воровской лес" - 2 из 10 необходимых, на территории охотничьего угодья "Сторожевое" - 6 из 18 необходимых.
Таким образом, мероприятия по регулирования численности лисицы в 2019 и в 2020 годах не были выполнены ООО "Велес" в полном объёме.
Как отмечает Комитет в своём отзыве на апелляционную жалобу, указанные мероприятия не были выполнены обществом и в 2022 году. У ООО "Велес" имелась и обязанность, и возможность проводить регулирование численности, как в рамках регулирования, проводимого на основании приказов Комитета (2019, 2020, 2022 год), так и самостоятельно в рамках спортивно-любительской охоты.
Апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что невыполнение охотпользователем своих обязательств в рамках заключённых охотсоглашений и в рамках исполнения приказов Комитета о регулировании численности охотничьих ресурсов не свидетельствует о бездействии Комитета, повлёкшего возникновение угрозы причинения вреда неопределённому кругу лиц и животному миру.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 августа 2022 года по делу N А57-6633/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6633/2022
Истец: ООО "Велес"
Ответчик: Комитет охотничего хозяйства и рыболовства Саратовской области