г. Самара |
|
01 декабря 2022 г. |
дело N А72-9452/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 сентября 2022 года по делу NА72-9452/2022 (судья Котельников А.Г.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (ИНН 7328036191, ОГРН 1027301581603) к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (ИНН 7326999197, ОГРН 1137300000122) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СМУ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (далее - ответчик) о взыскании 3 225 600,24 руб. неосновательного обогащения (средства фонда капитального ремонта многоквартирных домов N 19, N 31, N 42, N 49 по ул. Мостостроителей и N 4 по ул. Рабочей г. Ульяновска), 58 757,51 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.09.2021 по 31.03.2022.
Решением от 21.09.2022 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что по многоквартирным домам N 19, 49 по ул. Мостостроителей, N 4 по ул. Рабочей протоколы направлены в Фонд с нарушением срока установленного пунктом 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку протоколы не соответствовали требованиям статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр., они не могли являться основанием для изменения способа формирования фонда капитального ремонта.
Также ответчик не согласен с решением в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, Средства, полученные Фондом от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов Фонда не допускается, следовательно, взыскание с Фонда процентов за пользование чужими денежными средствами нанесет ущерб его основной деятельности. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 N 51-П утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области с 01.12.2014.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 01.07.2016 N 310-П Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области был наделен полномочиями регионального оператора.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ и пунктов 12, 16, 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Истец является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами г. Ульяновска на основании решения внеочередного собрания собственников помещений в МКД от 27.01.2021 - управление многоквартирным домом N 49 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска;
на основании решения внеочередного собрания собственников помещений в МКД от 30.11.2020 - управление многоквартирным домом N 31 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска;
на основании решения внеочередного собрания собственников помещений в МКД от с 11.08.2020 - управление многоквартирным домом N 42 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска;
на основании решения внеочередного собрания собственников помещений в МКД от 26.02.2021 - управление многоквартирным домом N 19 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска;
на основании решения внеочередного собрания собственников помещений в МКД от 28.02.2021 - управление многоквартирным домом N 4 по ул. Рабочая г. Ульяновска.
Как следует из протоколов общих собраний собственников помещений МКД, собственники помещений данных многоквартирных домов приняли решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта - на специальном банковском счете, о выборе владельца специального банковского счета - ООО "СМУ", о выборе кредитной организации - Банк ВТБ (ПАО).
ООО "СМУ" открыло специальные банковские счета в филиале Центральный г. Москвы Банка ВТБ (ПАО):
в отношении взносов на капитальный ремонт МКД N 49 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - N 40705810621240097912;
в отношении взносов на капитальный ремонт МКД N 31 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - N 40705810821240097767;
в отношении взносов на капитальный ремонт МКД N 42 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - N 40705810120240000251;
в отношении взносов на капитальный ремонт МКД N 19 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - N 40705810321240097911;
в отношении взносов на капитальный ремонт МКД N 4 по ул. Рабочая г. Ульяновска - N 40705810921240097913.
Согласно части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальных счетах вышеуказанных многоквартирных домов вступили в силу:
в отношении МКД N 49 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - 01.02.2022;
в отношении МКД N 31 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - 01.12.2021;
в отношении МКД N 42 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - 01.09.2021;
в отношении МКД N 19 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - 01.03.2022;
в отношении МКД N 4 по ул. Рабочая г. Ульяновска - 01.03.2022.
О принятии собственниками помещений указанных МКД решений об изменении способа формирования фонда капитального строительства ООО "СМУ" письмами уведомило Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области.
После вступления в силу данных решений ответчик обязан был в течение 5 дней перечислить на специальные банковские счета МКД денежные средства капитального ремонта, поступившие от собственников помещений МКД за предыдущие периоды.
Поскольку ответчик не исполнил добровольно данную обязанность, ООО "СМУ" направило Фонду претензию с требованием перечислить денежные средства фонда капитального ремонта вышеуказанных МКД на специальные счета, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Согласно представленному Фондом в материалы дела отчету о собранных денежных средствах по услуге "капитальный ремонт", с собственников вышеуказанных многоквартирных домов были собраны денежные средства в общей сумме 3 225 600, 24 руб.:
в отношении МКД N 49 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - 622 377,80 руб.;
в отношении МКД N 31 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - 399 799,45 руб.;
в отношении МКД N 42 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - 496 094,03 руб.;
в отношении МКД N 19 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - 529 386,96 руб.;
в отношении МКД N 4 по ул. Рабочая г. Ульяновска - 1 308 567,81 руб.;
Истец согласился с представленными ответчиком сведениями о задолженности по взносам на капитальный ремонт, в связи с чем, увеличил исковые требования до указанной суммы.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 данного Кодекса.
Частью 3 статьи 170 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В силу пункта 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы (часть 4 статьи 173 Жилищного кодекса РФ).
На основании части 5 этой же статьи решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Поскольку ответчик не перечислил истцу добровольно денежные средства, собранные с собственников в счет оплаты взносов за капитальный ремонт по МКД N 42, N 31, N 49, N 19 по ул. Мостостроителей и N 4 по ул. Рабочая г. Ульяновска, на его стороне возникло неосновательное обогащение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом доказано неосновательное обогащение, образовавшееся на стороне ответчика в связи с неперечислением денежных средств в заявленном истцом размере, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца 3 225 600 руб.
Также истец заявил к взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 58 757,51 руб. за нарушение установленного частью 5 статьи 173 ЖК РФ срока перечисления денежных средств, собранных с собственников МКД по взносам на капитальный ремонт (5 дней после вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора), из которых:
в отношении МКД N 49 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - 9 335,65 руб. за период с 01.02.2022 по 31.03.2022;
в отношении МКД N 31 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - 11 561,32 руб. за период с 01.12.2021 по 31.03.2022;
в отношении МКД N 42 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - 23 031 руб. за период с 01.09.2021 по 31.03.2022;
в отношении МКД N 19 по ул. Мостостроителей г. Ульяновска - 4 271,36 руб. за период с 01.03.2022 по 31.03.2022;
в отношении МКД N 4 по ул. Рабочая г. Ульяновска - 10 558.17 руб. за период 01.03.2022 по 31.03.2022.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Ответчик расчет истца не оспорил, контррасчет не представил.
Учитывая, что факт нарушения ответчиком сроков перечисления на специальные счета МКД собранных взносов на капитальный ремонт подтвержден материалами дела, требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в указанном размере судом первой инстанции также правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Истцом соблюдены положения статей 170, 173 ЖК РФ, решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете направлено ответчику в установленный срок и последним получено, в связи с чем, у него возникла обязанность о перечислении истцу собранных денежных средств. Поскольку денежные средства не были перечислены, на его стороне образовалось неосновательное обогащение. За пользование чужими денежными средствами истец также обоснованно начислил проценты.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 сентября 2022 года по делу N А72-9452/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9452/2022
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ