город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2022 г. |
дело N А32-19261/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации муниципального образования г. Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.10.2022 по делу N А32-19261/2022
по исковому заявлению администрации Краснодарского края
к ответчику муниципальному автономному общеобразовательному
учреждению муниципального образования г. Краснодар лицей N 12 имени Антона
Семеновича Макаренко
при участии третьих лиц: администрации муниципального образования
г. Краснодар; департамента муниципальной собственности и городских земель
администрации муниципального образования г. Краснодар
о понуждении,
при участии:
от администрации Краснодарского края посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Труханович С.А. по доверенности от 18.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
администрация Краснодарского края (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению муниципального образования город Краснодар лицей N 12 имени Антона Семеновича Макаренко (далее - ответчик, МАОУ МО г. Краснодар лицей N 12 им. А.С. Макаренко) о понуждении к исполнению требований охранного обязательства.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация МО г. Краснодар), департамент муниципальной собственности и городских земель (далее - департамент).
Решением от 20.10.2022 Арбитражный суд Краснодарского края обязал муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар лицей N 12 имени Антона Семеновича Макаренко:
- в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу по разработке и представлению в региональный орган охраны объектов культурного наследия на согласование научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дневное убежище для бесприютных детей", 1906-1907 годы, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 8, лит. А. с пристройками;
- в течение 1 (одного) года с момента согласования региональным органом охраны объектов культурного наследия научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дневное убежище для бесприютных детей", 1906-1907 годы, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 8, лит. А. с пристройками, выполнить комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация МО г. Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что истцом не доказана согласованность сроков проведения работ, требуемых для сохранения спорного объекта культурного наследования с законным владельцем данного объекта, что является основанием для отмены обжалуемого решения.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Краснодарского края указала на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель администрации Краснодарского края не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 29.04.2021 приказом администрации Краснодарского края N 207-кн в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Дневное убежище для бесприютных детей", 1906-1907 годы, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 8, лит. А. с пристройками (далее - ОКН), утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - охранное обязательство).
В соответствии с требованиями охранного обязательства собственник или иной законный владелец обязан организовать разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия к 4 кварталу 2021 года, выполнить комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной научно - проектной документацией к 3 кварталу 2023 года.
Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости ОКН является объектом недвижимого имущества - нежилым зданием с пристройками - школой с кадастровым номером 23:43:0120008:594, общей площадью 4021,2 кв. м, находящимся на праве оперативного управления МАОУ МО г. Краснодар лицей N 12 им. А.С. Макаренко.
Письмом управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 04.05.2021 N 78-12-6737/21 в порядке пункта 12 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" копия охранного обязательства была направлена в адрес ответчика для исполнения (письмо от 04.05.2021 N 78-12-6737/21, заказной реестр N 411).
Научно-проектная документация на проведение работ по сохранению ОКН до настоящего времени в управление не представлена, работы по сохранению объекта культурного наследия не проведены.
Таким образом, требования охранного обязательства законным владельцем ОКН не исполняются.
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Повторно изучив материалы дела, апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Закона 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно статье 4 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
В статье 10 Федерального закона N 73-ФЗ поименованы федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
Исходя из положений пункта 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона N 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности) при содержании и использовании объекта культурного наследия обязаны осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Порядок проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регламентирован статьей 45 Закона N 73-ФЗ, согласно которому работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).
Пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В данном случае объект принадлежит ответчику на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 9.2 Закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия).
Согласно пункту 6 части 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
В соответствии с пунктом 2 Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.01.2016 N 28, разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.
Административные процедуры, предусмотренные статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, такие как: получение в уполномоченном государственном органе задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение указанных работ, утверждение отчетной документации о выполнении работ по сохранению, а также их приемка, являются гарантией обеспечения сохранности памятника и сохранения его культурно-исторического облика. Сроки и порядок проведения указанных административных процедур детально регламентированы федеральным и региональным нормативно-правовыми актами.
Статьями 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Доказательств, достоверно подтверждающих, что законным владельцем ОКН (МАОУ МО г. Краснодар лицей N 12 им. А.С. Макаренко) исполняются требования охранного обязательства, материалы дела не содержат.
Правовая позиция ответчика, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции в материалы дела не представлена.
При таких обстоятельствах ссылка заявителя апелляционной жалобы на неисполнимые требования по срокам проведения работ по сохранению объекта культурного наследия являются необоснованными, не соответствуют требованиям статьи 65 АПК РФ.
С учетом изложенного коллегия полагает, что судом первой инстанции сделан правомерный вывод о понуждении ответчика к исполнению требований охранного обязательства в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу по разработке и представлению в региональный орган охраны объектов культурного наследия на согласование научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дневное убежище для бесприютных детей", 1906-1907 годы, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 8, лит. А. с пристройками.
Вместе с тем, понуждая ответчика выполнить комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 1 (одного) года с момента согласования региональным органом охраны объектов культурного наследия научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дневное убежище для бесприютных детей", 1906-1907 годы, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 8, лит. А. с пристройками, судом первой инстанции не учтено следующее.
Статьей 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ установлены требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
Согласно части 2 указанной статьи состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Согласно требованиям охранного обязательства, утвержденного приказом администрации Краснодарского края от 29.04.2021 N 207-кн, собственник или иной законный владелец обязан организовать разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия к 4 кварталу 2021 года, выполнить комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной научно-проектной документацией к 3 кварталу 2023 года.
Из обстоятельств дела следует, что фактически ответчиком нарушены сроки только в части выполнения проектной документации, в то время как срок к исполнению работ по сохранению ОКП не наступил.
При этом, по мнению апелляционного суда, данный срок является разумным и достаточным для исполнения охранного обязательства в данной части с учетом принятого решения судом по пункту 1 охранного обязательства.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о понуждении к исполнению обязательства, которое еще не наступило, являются преждевременными. Правовые основания для удовлетворения иска в данной части у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы администрации Краснодарского края о том, что отсутствие в установленный охранным обязательством срок (4 квартал 2021 года) разработанной и утвержденной проектной документации по сохранению объекта культурного наследия не позволяет исполнить очередные этапы сохранения объекта культурного наследия судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку имеют исключительно предположительный характер. Доказательств внесения изменений в охранное обязательство собственника не представлено.
На основании изложенного судебное решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2022 по делу N А32-19261/2022 подлежит изменению, как принятое при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2022 по делу N А32-19261/2022 изменить, изложив абзац первый резолютивной части судебного акта в следующей редакции:
"Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар лицей N 12 имени Антона Семеновича Макаренко:
- в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу по разработке и представлению в региональный орган охраны объектов культурного наследия на согласование научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дневное убежище для бесприютных детей", 1906-1907 годы, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 8, лит. А. с пристройками.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать."
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19261/2022
Истец: Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия, Управление Государственной охраны объектов культурного наследия
Ответчик: МБОУ МО г.Краснодар лицей N12, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар Лицей N12 им. Антона Семеновича Макаренко
Третье лицо: Администрация Краснодарского края, Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования г. Краснодар