г. Москва |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А41-64061/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи : Семушкиной В.Н.,
судей : Погонцева М.И., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Кононихиной Е.О.,
при участии в заседании:
от ИП Макарова Алексея Николаевича - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации городского округа Воскресенск Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ППК "Роскадастр" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Воскресенск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.02.2024 по делу N А41-64061/23,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Макаров Алексей Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Воскресенск Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения от 27.06.2023 N 1740 об отказе в представлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", обязании Администрации принять решение о предварительном согласовании земельного участка, площадью 3 238 кв.м, кадастровый квартал 50:29:0040706 на котором расположено здание с кадастровым номером 50:29:0040245:231, площадью 324,9 кв.м, по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Хорлово, Промлощадка, принадлежащее заявителю на праве собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению N Р-001-3765298763-72359109 (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.02.2024 по делу N А41-64061/3 требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение Администрации городского округа Воскресенск Московской области от 27.06.2023 N 1740 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" и обязал Администрацию городского округа Воскресенск Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в соответствии с заявлением лица N Р001-3765298763-72359109 вопроса о принятии решения о предварительном согласовании земельного участка, площадью 3238 кв. м., кадастровый квартал 50:29:0040706, на котором расположено здание с кадастровым номером 50:29:0040245:231, площадью 324,9 кв.м. по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Хорлово, Промплощадка, принадлежащее ИП МАКАРОВУ АЛЕКСЕЮ НИКОЛАЕВИЧУ на праве собственности в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению N Р001-3765298763-72359109. В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация городского округа Воскресенск Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, площадь испрашиваемого заявителем земельного участка в 3238 кв.м. не соответствует требованиям, предъявляемым к пощади образуемых земельных участков в производственной зоне, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки г.о. Воскресенск МО, утв. Постановлением Администрации г.о. Воскресенск МО от 30.06.2021 года N 2870 для вида разрешенного использования земельного участка "Производственная деятельность" установлены предельные минимальные размеры земельных участков - 10.000 кв.м. Заявителем не представлены доказательства, обосновывающие площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости, а также доказательства соответствия площади земельного участка, который может быть образован в Производственной зоне.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель является собственником нежилого здания с кадастровым номером 50:29:0040245:231, площадью 324, 9 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Хорлово, Промлощадка.
Заявитель через портал государственных услуг Московской области обратился в Администрацию с заявлением N P001-3765298763-72359109 о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", приложив Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой площадь образуемого земельного участка площадью 3238 кв.м, на кадастровом квартале 50:29:0040706, согласно координат, указанных в схеме расположения земельного участка.
27.06.2023 Администрацией городского округа Воскресенск Московской области принято решение N 1740 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
В качестве оснований для отказа в решении указано на несоответствие документов, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации. Разъяснение причин отказа: заявителем нарушен порядок приобретения объекта недвижимости капитального строительства (отсутствие документов, подтверждающих соответствие площади и границ образованного земельного участка первичной землеотводной документации). К заявлению на предоставление услуги не приложена землеотводная документация, обосновывающая конфигурацию и площадь испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что действия по отказу в предоставлении земельного участка нарушают права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным решения от 27.06.2023 N 1740 об отказе в представлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", суд первой инстанции исходил из необоснованности указанных в решении обстоятельств, явившихся основанием для отказа.
Вместе с тем, поскольку возможность принятия решения органом местного самоуправления по данному вопросу не исчерпана, суд пришел к выводу о том, что надлежащим способом устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя является возложение на Администрацию обязанности рассмотреть в соответствии с заявлением лица N Р001-3765298763-72359109 вопрос о принятии решения о предварительном согласовании земельного участка, площадью 3238 кв. м., кадастровый квартал 50:29:0040706, на котором расположено здание с кадастровым номером 50:29:0040245:231, площадью 324,9 кв.м. по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Хорлово, Промплощадка, принадлежащее предпринимателю на праве собственности в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению N Р001-3765298763-72359109.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч.1 ст. 198 и ч.4 ст. 200 АПК РФ, для признания оспариваемых действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения ими на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с указанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется за плату без проведения торгов. Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в пункте 1 определены требования к форме заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (подпункт 1); схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 2).
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 N П/0321 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее - Приказ N П/0321).
Из буквального толкования указанного перечня, обязательными документами к предоставлению при обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, являются: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН; а также сообщение заявителя содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю. При этом документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН, предоставляется в случае наличия соответствующих прав на земельный участок.
Иные документы, поименованные в пункте 6 Приказа N П/0321, запрашиваются уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Судом первой инстанции установлено, что право собственности на здание площадью 324 кв.м. возникло у заявителя на основании Заочного решения Воскресенского городского суда от 14.01.2010 по делу N 2-363/10 (л.д. 51). При этом, из представленного Администрацией акт осмотра земельного участка от 16.06.2023 года (л.д. 43) следует, что на земельном участке расположение нежилое здание, участок расположен в границах населенного пункта.
С учетом изложенного, отсутствие землеотводной документации, обосновывающей конфигурацию и площадь испрашиваемого земельного участка, не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку такое основание не предусмотрено пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее Форме, формату или Требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. Указанный перечень является исчерпывающим.
Однако, ни одно из перечисленных выше оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в оспариваемом решении Администрацией не указано.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое решение администрации является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа восстановления нарушенного права предприниматель просил суд обязать Администрацию принять решение о предварительном согласовании земельного участка, площадью 3 238 кв.м, кадастровый квартал 50:29:0040706 на котором расположено здание с кадастровым номером 50:29:0040245:231, площадью 324,9 кв.м, по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Хорлово, Промлощадка, принадлежащее заявителю на праве собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению N Р-001-3765298763-72359109.
Способ восстановления нарушенного права определяется судом
В силу пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос.
Поскольку в данном случае возможность принятия решения органом местного самоуправления по данному вопросу не исчерпана, возложение на Администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в соответствии с заявлением лица N Р001-3765298763-72359109 вопроса о принятии решения о предварительном согласовании земельного участка, площадью 3238 кв. м., кадастровый квартал 50:29:0040706, на котором расположено здание с кадастровым номером 50:29:0040245:231, площадью 324,9 кв.м. по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Хорлово, Промплощадка, принадлежащее предпринимателю на праве собственности в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению N Р001-3765298763-72359109, является надлежащим способом устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
Доводы жалобы Администрации городского округа Воскресенск Московской области представляют собой повторение возражений, которые ранее представлены заинтересованным лицом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, однако они получили надлежащую правовую оценку суда при вынесении обжалуемого судебного акта.
Приведенные доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они не могут являться основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. В связи с чем, апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12.02.2024 по делу N А41-64061/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64061/2023
Истец: ИП Макаров Алексей Николаевич, Макаров Алексей Николаевич
Ответчик: Администрация городского округа Воскресенск Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 7725131814, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОСКРЕСЕНСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ