г. Тула |
|
2 декабря 2022 г. |
Дело N А62-9110/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.12.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фахреевой Д.Р., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Витрейд", заинтересованного лица - Центральной энергетической таможни, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.08.2022 по делу N А62-9110/2021 (судья Пудов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Витрейд" (ОГРН 1166733068853, ИНН 6713015307) (далее - заявитель, общество, ООО "Витрейд") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Центральной энергетической таможне (ОГРН 1027700272830, ИНН 7708011130) (далее - ответчик, административный орган, таможня, ЦЭТ) о признании незаконным и отмене постановления от 07.10.2021 N 10113000-573/2021 о назначении административного наказания по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.08.2022 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ЦЭТ просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции настаивает на возможности отнесения спорного товара к "тяжелым/средним дистиллятам, топливам жидким (мазутам), топливам жидким газойлям", классифицируемым в товарной позиции 2710 ТН ВЭД. Считает, что экспертное заключение от 20.05.2022 N 276/22 соответствует описанию товаров субпозиции 382200 ТН ВЭД ЕАЭС. Указывает, что ранее спорный товар был ввезен в Российскую Федерацию и оформлен декларантом по ДТ N 10313140/161219/0085010 по коду 2710 193 500 ТН ВЭД ЕАЭС, с чем согласился таможенный орган оформления. Указывает на отсутствие сертификатов, выданных национальным органом по метрологии, в соответствии с ГОСТ 8.315-97.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Витрейд" просит решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 20.12.2019 между ООО "Витрейд" (Россия, г. Смоленск) и ОАО "Мозырский НПЗ" (адрес местонахождения: 247760, Республика Беларусь, Гомельская область, г. Мозырь - 11) заключен внешнеторговый контракт N 03/1-19/29-1Z на поставку лабораторного оборудования и приборов, комплектующих к ним и запасных частей на общую сумму 5 900 000 руб., в рамках которого ООО "Витрейд" на основании спецификации к контракту от 20.12.2019 N 03/1-19/29-1Z, от 25.02.2020 N 4SK, счета-фактуры от 03.06.2020 N 102, товарной накладной N 102 от 03.06.2020 и международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 03.06.2020 осуществило перемещение в адрес ОАО "Мозырский НПЗ" товара: "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 73 - 75 ед. Т-32 ("Diesel Cetane Secondary Reference T Fuel") (фас. 200 л бочка)", в количестве 2 бочки (320 кг), стоимостью 1 120 000 руб. (товар N 1); "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 20 - 22 ед. U-32 ("Diesel Cetane Secondary Reference U Fuel") (фас. 200 л бочка)", в количестве 2 бочки (320 кг), стоимостью 1 120 000 руб. (товар N 2).
Вывоз товара осуществлялся автомобильным транспортом согласно договору от 02.02.2018 об оказании транспортных услуг, заключенному между ООО "Витрейд" и ИП Киселевым А.Г.
Дата фактического вывоза товара с территории Российской Федерации - 03.06.2020; место пересечения государственной границы Российской Федерации - КПП Кругловка, Смоленская область, Руднянский район.
В отношении указанной поставки обществом подана статистическая форма учета (регистрационный номер 10113000/010720/С694507, системный номер ED20200701111332147), заявлен код Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза - 3822 000 000.
В ходе проверочных мероприятий таможней установлено, что ООО "Витрейд" приобрело товар "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 73 - 75 ед. Т-32 ("Diesel Cetane Secondary Reference T Fuel") и "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 20 - 22 ед. U-32 ("Diesel Cetane Secondary Reference U Fuel") у ООО "Донхим" (адрес местонахождения: 344064, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пер. Технологический 8-ж) по договору поставки товаров от 06.05.2019 N 57 (спецификация от 25.05.2020 N 4).
Согласно декларации на товары (ДТ) N 10313140/161219/0085010, вышеуказанный товар был ввезен ООО "Донхим" на территорию Российской Федерации с территории Нидерландов и помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления"; код товара по Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза согласно 33 графы ДТ N 10313140/161219/0085010 - 2710 193 500 (тяжелые дистилляты, газойли, для химических превращений в процессах, кроме указанных в подсубпозиции 2710 19 310 0).
В соответствии с заключением отдела товарной номенклатуры происхождения товаров и торговых ограничений ЦЭТ (служебная записка ОТНПТ и ТО ЦЭТ от 25.05.2021 N 10-08/429) перемещенный ООО "Витрейд" с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь товар классифицируется в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС.
На 2020 год в отношении нефтепродуктов товарной подсубпозиции 2710 193 500 ТН ВЭД ЕАЭС в индикативном балансе был предусмотрен вывоз в объеме 0,26 тыс. т в адрес организаций, в число которых ОАО "Мозырский НПЗ" не входит.
Усмотрев в действиях ООО "Витрейд" признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, уполномоченный по ОВД отдела административных расследований ЦЭТ 23.09.2021 составил протокол об административном правонарушении N 10006000-573/2021.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника таможни вынес постановление от 07.10.2021 N 10006000-573/2021 о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 названного Кодекса, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 данного Кодекса.
Объектом указанного правонарушения являются порядок и условия перемещения товаров через государственную границу Российской Федерации в части, касающейся соблюдения запретов и ограничений.
Объективную сторону составляет несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению запретов (ограничений) путем представления в таможенный орган соответствующих разрешительных документов.
Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
К числу указанных международных договоров, в частности, относятся договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор и Союз соответственно) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), а также иные международные договоры, составляющие право Союза.
При этом положения ТК ЕАЭС имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора (абзац первый пункта 3 статьи 6 Договора и пункт 4 статьи 1 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 25 Договора устанавливает, что в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств - членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных данным Договором.
Согласно статье 80 Договора в целях эффективного использования совокупного энергетического потенциала и оптимизации межгосударственных поставок энергетических ресурсов уполномоченные органы государств - членов разрабатывают и согласовывают: индикативный (прогнозный) баланс газа Союза; индикативный (прогнозный) баланс нефти Союза; индикативные (прогнозные) балансы нефтепродуктов Союза.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь 12.01.2007 заключено соглашение о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (далее - Соглашение от 12.01.2007), которым установлены правила осуществления поставок нефтепродуктов с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь.
Протоколом от 10.10.2018 статья 1 Соглашения от 12.01.2007 дополнена пунктом 3, предусматривающим составление индикативных балансов нефтепродуктов по следующей номенклатуре отдельных позиций товарной группы 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза: бензины автомобильные (коды 2710 124 110 - 2710 125 900 ТН ВЭД ЕАЭС), топливо дизельное (коды 2710 194 210 - 2710 194 800 ТН ВЭД ЕАЭС, за исключением кодов 2710 194 260 и 2710 194 290 ТН ВЭД ЕАЭС); мазут топочный (коды 2710 195 101, 2710 195 501, 2710 196 201, 2710 196 401, 2710 196 601, 2710 196 801 ТН ВЭД ЕАЭС).
По иным товарам, классифицируемым в отдельных позициях товарных группы 27 (коды 2709 00 - 2715, за исключением кода 2711 210 000 и кодов, указанных в абзаце первом данного пункта), а также группы 29 (коды 2902 200 000, 2902 300 000, 2902 410 000 - 2902 440 000) ТН ВЭД ЕАЭС, компетентные органы государств сторон до 1 октября каждого текущего года согласовывают на следующий календарный год протоколы с указанием вида и количества товаров, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей Республики Беларусь.
Соглашение от 12.01.2007 дополнено также статьей 1.1, устанавливающей с 01.11.2018 запрет на вывоз из Российской Федерации в Республику Беларусь российских нефти и иных товаров согласно перечню кодов товаров ТН ВЭД ЕАЭС - приложение к Соглашению (коды 2709 00 - 2715 (за исключением 2711 21 000 0), 2902 20 000 0, 2902 30 000 0, 2902 41 000 0 - 2902 44 000 0), за исключением: нефти сырой и нефтепродуктов в объемах, предусмотренных индикативными балансами; товаров в объемах, предусмотренных протоколами, согласно пунктам 3 и 6 статьи 1 данного Соглашения.
В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании" российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В изъятие из указанного общего правила в целях обеспечения единообразного подхода при совершении таможенных операций в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Республику Беларусь, до внесения изменений в пункт 3 статьи 1.1 Соглашения от 12.01.2007 товары, классифицируемые в товарных позициях 2706 000 000, 2707, 2709 00 - 2715 000 000, 2901, 2902 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию путем подачи декларации на товары (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан"" (в ред. от 28.09.2017); письмо ФТС России от 07.05.2020 N 01-10/24518 "О направлении информации").
В соответствии с частью 2 статьи 110 ТК ЕАЭС таможенная декларация в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, подается до их убытия с таможенной территории Союза, если иное не предусмотрено ТК ЕАЭС.
Сохранение таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства - члены Союза.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару.
Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 была утверждена (действовала до 01.01.2022) единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД, ТН ВЭД ЕАЭС).
Классификация товаров согласно ТН ВЭД осуществляется в соответствии с основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ).
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки. ОПИ с 1 по 5 предназначены для определения товарной позиции, ОПИ 1 применяется в первую очередь, причем ОПИ 2 - 5 применяются в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, следовательно, если товарная позиция определена с помощью ОПИ 1, следует переходить к определению товарной субпозиции с помощью ОПИ 6 в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношения к субпозициям.
Согласно ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с ОПИ 2а), 2б), 3а), 3б), 3в), 4, 5.
В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД применяются пояснения к ТН ВЭД, которые базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе, представляющие собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества содержания всех товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы, причем, это толкование имеет международно-правовое значение.
Пояснения к ТН ВЭД содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения к ТН ВЭД, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Судом установлено и следует из материалов дела, что предметом заключенного 20.12.2019 между ООО "Витрейд" и ОАО "Мозырский НПЗ" внешнеторгового контракта N 03/1-19/29-1Z являлась поставка лабораторного оборудования и приборов, комплектующих к ним и запасных частей. В статистической форме учета (регистрационный номер 10113000/010720/С694507, системный номер ED20200701111332147), поданной обществом в связи с поставкой в адрес получателя 2 бочек товара "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 73 - 75 ед. Т-32 ("Diesel Cetane Secondary Reference T Fuel") и 2 бочек товара "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 20 - 22 ед. U-32 ("Diesel Cetane Secondary Reference U Fuel"), заявлен код ТН ВЭД - 3822 000 000.
Согласно тексту товарной позиции 3822 000 000 ТН ВЭД в нее включаются реагенты диагностические или лабораторные на подложке, готовые диагностические или лабораторные реагенты на подложке или без нее, кроме товаров товарной позиции 3002 или 3006; сертифицированные эталонные материалы.
В соответствии с примечаниями 2(А) и (Б) к группе 38 "Прочие химические продукты" в товарной позиции 3822 термин "сертифицированные эталонные материалы" означает эталонные материалы, снабженные сертификатом, в котором приведены показатели сертифицированных свойств, методы, используемые для определения этих показателей, погрешность измерения каждого показателя, и пригодные для аналитических, калибровочных или эталонных целей.
За исключением товаров группы 28 или 29 при классификации сертифицированных эталонных материалов товарная позиция 3822 имеет преимущество перед любой другой товарной позицией Номенклатуры.
Согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, рекомендованным к применению Коллегией Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 2, в данную товарную позицию также включаются сертифицированные эталонные материалы.
Реагенты данной товарной позиции на подложке или в виде препаратов включают более одного компонента.
Реагенты данной товарной позиции должны быть однозначно используемыми только в качестве диагностических или лабораторных реагентов. Должен быть указан их состав, маркировка, инструкции по применению in vitro или лабораторному применению, шкала сравнения для теста или образцы (например, представленные на подложке или на носителе).
За исключением товаров группы 28 или 29 при классификации сертифицированных эталонных материалов товарная позиция 3822 имеет преимущество перед любой другой товарной позицией Номенклатуры.
Сертифицированные эталонные материалы данной товарной позиции - это эталонные материалы, приготовленные для калибровки прибора, оценки метода измерения или определения неизвестных величин. Эти могут состоять из: (а) материалов подложки, содержащих добавленные анализируемые вещества в точно определенной концентрации; (б) несмешанных материалов, некоторые компоненты которых имеют точно определенную концентрацию (например, содержание белка и жира в молочном порошке); (в) природных или синтетических материалов, некоторые свойства которых точно определены (например, предел прочности на растяжение, удельный вес).
Эти эталонные материалы должны быть снабжены сертификатом, заверенным властями, в котором приведены показатели свойств сертифицированных материалов, методы, используемые для определения этих показателей, и погрешности измерений каждой величины.
В подтверждение обоснованности отнесения товара к товарной позиции 3822 000 000 обществом в материалы дела было представлено письмо компании "Хемпойнт" с переводом на русский язык, согласно которому данная компания является дистрибьютором тонких и специализированных реагентов для концерна "Chtvron Phillips Chemicals International NV".
Товар производства указанного концерна "Diesel Cetane Ref Fuel RF" и "Diesel Cetane Ref Fuel RF U-32" - это лабораторные реагенты, сертифицированные эталонные материалы для оценки физических свойств дизельных топлив по методу D613-18 "Standart test method for cetane number of diesel fuel oil" и ГОСТ Р 52709-2007 (2019) путем сравнения характеристик его сгорания в испытательном лабораторном двигателе с характеристиками сгорания смесей вышеуказанного эталонного топлива с известными значениями цетановых чисел при испытании в стандартных лабораторных условиях.
Данные лабораторные реагенты используются исключительно в производственных лабораториях и только в качестве лабораторных реагентов.
Также обществом представлен акт экспертизы от 08.04.2021 N 0489900156, проведенной в отношении топлива контрольного с низким цетановым числом "Diesel Cetane Check Fuel Low", идентификации товара для целей классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно акту экспертизы товары "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 20 - 22 ед. U-32 ("Diesel Cetane Secondary Reference U Fuel")" и "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 73 - 75 ед. Т-32 ("Diesel Cetane Secondary Reference Т Fuel")" являются стандартами, сертифицированными эталонными материалами, лабораторными реагентами, применяемыми для калибровки прибора, оценки метода измерения и определения цетанового числа при исследовании состава дизельных топлив, используются исключительно только в производственных лабораториях, согласно ГОСТ Р 52709-2019 состоят из смеси более двух веществ, в сертификатах качества, прилагаемых к ним, указан их состав, маркировка и таблица смешения. Указанные товары не применяются для дальнейших химических превращений, не применяются в других сферах экономической деятельности и народного хозяйства, а применяются исключительно в качестве лабораторных реагентов при проведении лабораторных исследований по определению цетанового числа при контроле качества производимого дизельного топлива в заводских лабораториях, соответствуют описанию товаров субпозиции 382200 ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, экспертом отмечено, что товары не подлежат использованию как самостоятельные продукты при заправке дизельных и газотурбинных двигателей наземной техники ввиду того, что по таким важным физическим показателям как цетановое число, температура вспышки не соответствуют показателям ГОСТ 305-2013 и предназначены исключительно для смешивания друг с другом в лабораторных условиях для получения смеси с четко выверенным цетановым числом для проведения лабораторных исследований по определению цетанового числа при контроле качества производимого дизельного топлива в заводских лабораториях.
В оспариваемом постановлении поставленный обществом в адрес ОАО "Мозырский НПЗ" товар - 2 бочки вторичного эталонного топлива Т-32 и 2 бочки вторичного эталонного топлива U-32 классифицирован таможней на уровне 4-х знаков в товарной позиции 2710 - нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты: нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов.
Согласно Рекомендациям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (вместе с "Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)" в товарную позицию 2710 включаются: (А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные путем перегонки или переработки сырой нефти, или сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые); (Б) Аналогичные нефтепродукты, в которых масса неароматических составных частей превышает массу ароматических; (В) Продукты, описанные выше в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества для того, чтобы эти продукты стали пригодными для использования в определенных целях при условии, что они содержат 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, в качестве основных составляющих, и что они не включаются в более специфическую товарную позицию товарной номенклатуры.
Основные физико-химические и эксплуатационные показатели топлива приведены в ГОСТ 305-2013 "Топливо дизельное. Технические условия" (введен в действие для добровольного применения с 01.01.2015 для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1871-ст), который, в частности, предусматривает, что дизельное топливо должно иметь показатель цетанового числа не менее 45.
Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1871-ст на территории Российской Федерации с 01.07.2020 введен также ГОСТ 32511-2013 "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия", предусматривающий для дизельного топлива марки ЕВРО показатель цетанового числа не менее 51.
В пункте 1.1 ГОСТа Р 52709-2019 "Топлива дизельные. Определение цетанового числа" указано, что данный стандарт устанавливает метод определения цетанового числа - характеристики воспламеняемости дизельного топлива в единицах условной шкалы цетановых чисел с использованием стандартного одноцилиндрового четырехтактного форкамерного дизельного двигателя с непрямым впрыском топлива и переменной степенью сжатия.
В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТа Р 52709-2019 цетановое число (cetane number) определяется как количественный показатель воспламеняемости дизельного топлива, полученный сравнением данного топлива с эталонными топливами при испытаниях с применением стандартизованного двигателя.
Полагая, что для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД товара необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения товара, ООО "Витрейд" заявило ходатайство о назначении физико-химической экспертизы, которое судом первой инстанции было удовлетворено.
Проведение экспертизы поручено Бордаеву Эдуарду Баатровичу, эксперту автономной некоммерческой организации "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований".
Согласно заключению эксперта от 20.05.2022 N 276/22, продукт "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 20 - 22 ед. U-32 ("Diesel Cetane Secondary Reference U Fuel")" не может использоваться в качестве обычного моторного топлива (дизеля) по показателю "Цетановое число" (должно быть не менее 45).
В сертификате анализа вторичного эталонного топлива Т-32 указано, что 95 % смеси приготовляется при температуре 687,5о F (367,17о С), в то время как согласно ГОСТ 305-2013 температура перегонки не должна превышать 360о С.
Таким образом, продукт "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 73 - 75 ед. Т-32 ("Diesel Cetane Secondary Reference Т Fuel")" не может использоваться в качестве обычного моторного топлива (дизеля) по показателю "Фракционный состав".
Указанные физико-химические и эксплуатационные показатели топлива U-32 и Т-32 исключают возможность его двойного применения (для использования и в качестве эталонного топлива, и в качестве обычного моторного топлива).
Оценив изложенные обстоятельства в совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленное обществом письмо компании "Хемпойнт" и акт экспертизы, которые согласуются с заключение судебной экспертизы, подтверждают использование вторичного эталонного топлива Т-32 и U-32 исключительно для оценки физических свойств дизельных топлив в испытательном лабораторном двигателе.
Об указанном назначении товара свидетельствуют также предмет заключенного между ООО "Витрейд" и ОАО "Мозырский НПЗ" внешнеторгового контракта от 20.12.2019 N 03/1-19/29-1Z - поставка лабораторного оборудования и приборов, комплектующих к ним и запасных частей, объем поставки - 4 бочки по 200 л и отсутствие ОАО "Мозырский НПЗ" в перечне (списке) организаций-импортеров нефтепродуктов.
Доводы таможни, продублированные в апелляционной жалобе, об отнесении спорного товара к "тяжелым/средним дистиллятам, топливам жидким (мазутам), топливам жидким газойлям", классифицируемым в товарной позиции 2710 ТН ВЭД, правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В соответствии с правилом 3 (а) ОПИ в случае, если в силу правила 2 (б) ОПИ или по каким-либо иным причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Описание, данное в товарной позиции 3822 000 000, является более конкретным, так как содержит указание не на любые нефтепродукты, а на сертифицированные эталонные материалы, используемыми только в качестве диагностических или лабораторных реагентов.
В сертификатах качества, прилагаемых к ним, указаны их состав, маркировка и таблица смешения, что является более конкретным описанием товара.
Следовательно, как справедливо заключил суд первой инстанции, код товара согласно его описанию в представленных обществом документах и его отличительным признакам - применение в качестве лабораторных реагентов при проведении лабораторных исследований по определению цетанового числа при контроле качества производимого дизельного топлива в заводских лабораториях, соответствуют критериям товаров, описанным в товарной позиции 3822, и не соответствуют тексту товарной позиции 2710 ТН ВЭД.
Доводы апеллянта относительно результатов проведенной по настоящему делу судебной физико-химической экспертизы от 20.05.2022 N 276/22, с точки зрения определения физико-химических характеристик товара, отклоняются судебной коллегией, поскольку вопросы, касающиеся классификации товара по ТН ВЭД, перед экспертом Борбаевым Э.Б. не ставились и в его заключении не отражены.
Достоверность сведений, отраженных в заключении эксперта, таможней, вопреки положениям статьи 65 АПК РФ, не опровергнута.
Заключение эксперта лишь свидетельствует о том, что общество правильно описало товар в сопроводительных документах при вывозе в Республику Беларусь, и не содержит выводов об отнесении товара к тому или иному коду ТН ВЭД.
Довод апеллянта о том, что ранее спорный товар был ввезен в Российскую Федерацию и оформлен декларантом по ДТ N 10313140/161219/0085010 по коду 2710 193 500 ТН ВЭД ЕАЭС, с чем согласился таможенный орган оформления, отклоняется судом апелляционной инстанции.
При этом в статье 112 ТК ЕАЭС, на которую ссылается апеллянт, речь идет о таможенных операциях, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, и порядке их совершения до выпуска товаров.
Однако по указанной ДТ таможенное оформление товара завершено, он выпущен таможней по процедуре выпуска для внутреннего потребления, о чем свидетельствует код в графе 1 ДТ, и передан в распоряжение декларанта.
При этом вопреки позиции таможни, подача новой таможенной декларации на ранее ввезенный товар, прошедший таможенное оформление, в которой декларантом указан иной классификационный код, не является изменением сведений, заявленных в прежней декларации на товары.
При том, что при вывозе товара в Республику Беларусь общество не располагало сведениями о том, по какому коду ТН ВЭД товар был ввезен в Российскую Федерацию и оформлен по процедуре выпуска для внутреннего потребления.
Прежняя ДТ на товар N 10313140/161219/0085010 обществу не передавалась.
При подаче новой декларации, в том числе по таможенной процедуре экспорта, в ней подлежат указанию сведения, предусмотренные статьей 106 ТК ЕАЭС, в том числе код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В данном случае, поскольку товар не должен классифицироваться по коду 2710, таможенное декларирование в порядке, предусмотренном соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов" (в редакции протокола от 10.10.2018), согласно которому в целях учета в Российской Федерации товары, классифицируемые в товарной группе 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС, обществом не производилось.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии сертификатов, выданных национальным органом по метрологии, в соответствии с ГОСТ 8.315-97, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.
В соответствии с примечанием 2(А) к группе 38 "Прочие химические продукты" в товарной позиции 3822 термин "сертифицированные эталонные материалы" означает эталонные материалы, снабженные сертификатом, в котором приведены показатели сертифицированных свойств, методы, используемые для определения этих показателей, погрешность измерения каждого показателя, и пригодные для аналитических, калибровочных или эталонных целей.
Кроме того, согласно Пояснениям к товарной позиции 3822, реагенты данной товарной позиции должны быть однозначно используемыми только в качестве диагностических или лабораторных реагентов.
Должен быть указан их состав, маркировка, инструкции по применению in vitro или лабораторному применению, шкала сравнения для теста или образцы (например, представленные на подложке или на носителе).
Вопреки позиции апеллянта, на спорные товары обществом представлены соответствующие примечанию и Пояснениям сертификаты анализа, выданные производителем - компанией "Chevron Phillips Chemical".
Иных требований для подтверждения возможности отнесения товаров к сертифицированным эталонным материалам ТН ВЭД ЕАЭС не содержит, в связи с чем отсутствие сертификатов по ГОСТ 8.315-97 не препятствует их классификации в товарной позиции 3822.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательства вины в совершении правонарушения являются необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии отсутствие события административного правонарушения, состава административного правонарушения.
При этом в силу положений статей 65 и 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В данном случае таможней не представлено убедительных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ООО "Витрейд" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного, ввиду недоказанности в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ и вины, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование общества о признании незаконным и отмене постановления ЦЭТ от 07.10.2021 по делу об административном правонарушении N 10113000-573/2021.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.08.2022 по делу N А62-9110/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-9110/2021
Истец: ООО "ВИТРЕЙД"
Ответчик: Центральная энергетическая таможня
Третье лицо: АНО "СУДЕБНЫЙ ЭКСПЕРТ"