город Ростов-на-Дону |
|
01 декабря 2022 г. |
дело N А53-16762/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Секизовой В.К.,
при участии:
от государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения": представитель Ширинова С.А. по доверенности N 300/22 от 20.10.2022;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственного бюджетного учреждение социального обслуживания населения Ростовской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Цимлянского района"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2022 по делу N А53-16762/2022
по иску государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
(ИНН 6167110467 ОГРН 1136195001227)
к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Ростовской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Цимлянского района"
(ИНН 6137907336 ОГРН 1066137008123)
при участии третьего лица администрации Цимлянского городского поселения
(ИНН 6137008480, ОГРН 1056137009785,)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Ростовской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Цимлянского района" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в период с 01.06.2020 по 31.03.2022 в размере 17 986,83 руб. (с учетом уточнения истцом периода взыскания, в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2022 по делу N А53-16762/2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Цимлянского района" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что судом первой инстанции не принято во внимание, что в пункте 4.2. договоров N 7 от 29.01.2020 и N 49 от 05.02.2021 заключенных с ООО "Коммунальщик" предусмотрено условие о включении в стоимость услуг по вывозу ЖБО платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что судом первой инстанции не учтено возражение на исковые требования от третьего лица, несмотря на то, что Администрация Цимлянского городского поселения является собственником централизованных систем водоотведения и очистных сооружений, которые находятся на ремонте.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил: рассматривать дело в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель истца возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Цимлянского городского поселения N 684 от 07.12.2017 ГУП РО "УРСВ" наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоснабжение и транспортировку сточных вод на территории муниципального образования "Цимлянское городское поселение".
Между ГУП РО "УРСВ" (организация ВКХ) и ГБУСОН РО "СРЦ Цимлянского района" (абонент) заключены договоры холодного водоснабжения N 245/2 от 27.01.2020, сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020, N 245/52 от 05.02.2021, сроком действия с 01.01.2021 по 31.12.2021, N 245/16 от 25.01.2022, сроком действия с 01.01.2022 по 31.12.2022, по условиям которых организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором, и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (п. 1.1. договора).
Подача (потребление) холодной воды осуществляется абонентом на объект по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Ломоносова, 2 "а" (п. 1.3.договора).
Во исполнение условий договора истец в период июнь 2020 года - март 2022 года поставлял ответчику холодную воду.
Поскольку среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов ответчика составил менее 30 куб. м в сутки с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, истец сформировал и выставил ответчику для оплаты счета-фактуры за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в период с 01.06.2020 по 31.03.2022 в размере 17 986,83 руб.
Ответчик свои обязательства по оплате надлежащим образом не исполнил, в связи с чем, истец обратился к ответчику с претензией о погашении имеющейся задолженности, которая оставлена последним без ответа и удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подп. "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента компенсировать расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
- по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
- по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Пунктом 123 (4) Правил N 644 установлены особенности расчета и взимания платы с объектов абонентов, соответствующих любому из следующих условий:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых сточных вод в которых отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Согласно пункту 123 (4) Правил N 644 для указанных объектов абонентов расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644:
П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб. / куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Учитывая изложенное, для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123 (4), расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, в том числе без отбора проб сточных вод.
При расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения истец руководствовался положениями Правил N 644.
Между муниципальным образованием "Цимлянское городское поселение" (Концедент) и ГУП РО "УРСВ" на период 2018-2027 годов заключено концессионное соглашение от 10.10.2018, в соответствии с которым, объектом соглашения является централизованная система водоснабжения и водоотведения Цимлянского городского поселения, ее отдельные объекты, предназначенные для осуществления водоснабжения и водоотведения потребителей с использованием имущества, принадлежащего Концеденту на праве собственности.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с постановлением Администрации Цимлянского городского поселения N 684 от 07.12.2017 ГУП РО "УРСВ" определено гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и транспортировку сточных вод на территории муниципального образования "Цимлянское городское поселение".
Согласно п. 2 ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Частью 7 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункту 7 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, до определения органами местного самоуправления гарантирующей организации абоненты заключают договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены объекты абонента.
Постановлением Главы Цимлянского района Ростовской области N 380 от 29.06.2018 утверждена схема водоснабжения и водоотведения поселений Цимлянского района Ростовской области на период 2018-2028 года, схема размещена на официальном сайте Администрации Цимлянского района Ростовской области.
В соответствии с разделом II "Схема водоотведения" (стр. 148,152,176) очистные сооружения канализации г. Цимлянска расположены в южной части промзоны города на специально отведенной площадке, на левом берегу реки Кумшак. Эксплуатацию ОСК осуществляет ГУП РО "УРСВ". Вывоз жидких бытовых отходов от неканализованного жилищного фонда, частного сектора и предприятий, не имеющих центральной канализации, осуществляется ассенизационными машинами, ЖБО сливаются в специально оборудованный колодец перед ОСК для дальнейшей очистки.
Постановлением N 82/7 от 13.12.2018, N 54/66 от 18.12.2020, N 71/24 от 20.12.2021 Региональной службой по тарифам Ростовской области установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ГУП РО "УРСВ" для потребителей Цимлянского района, которые действуют по 31 декабря 2026 года.
Таким образом, ГУП РО "УРСВ" на территории Цимлянского городского поселения фактически осуществляет прием, транспортировку и очистку сточных вод, заключает с абонентами договоры, в том числе на водоотведение.
С учетом вышеуказанных правовых норм, ГУП РО "УРСВ" фактически является гарантирующей организацией по водоотведению на территории Цимлянского городского поселения, не принятие Администрацией Цимлянского городского поселения соответствующего решения в порядке, установленном ст. 12 Закона о водоснабжении и водоотведении не препятствует осуществлению истцом транспортировки и очистки сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, что соответствует ч. 7 ст. 7 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что он не является абонентом водоотведения, соответственно не обязан вносить плату за негативное воздействие на систему централизованного водоотведения, поскольку ответчиком заключен договор с ООО "Коммунальщик" в целях вывоза сточных вод, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Из материалов дела следует, что ответчиком осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения (абонент подпадает под пп. 123 (4) в новой редакции Правил N 644). Кроме того, предметом договора, заключенного с ООО "Коммунальщик" является откачка и вывоз сточных вод, то есть транспортировка. Иной вид транспортировки сточных вод объектов, не подключенных к централизованной системе водоотведения, невозможен.
При этом, суд учитывает ответ МУП "Водоканал" г. Волгодонск исх. 07/01-20.3/1423 от 02.09.2022, из которого следует, что ООО "Коммунальщик" в период с июня 2020 г. по настоящее время не доставляло неочищенные сточные воды на пункты приема стоков МУП "Водоканал", услуга не оказывалась, начисления по договорам не производились.
Более того, неоднократно истцом фиксировались факты незаконного сброса, в отсутствие договора между истцом и ООО "Коммунальщик" водоотведения жидких бытовых отходов ассенизационной машиной, принадлежащей на праве аренды ООО "Коммунальщик" в специально оборудованный колодец перед очистными сооружениями г. Цимлянска, находящегося в ведении истца.
Таким образом, прием и очистка сточных вод, вывозимых с объектов ответчика, осуществляется ГУП РО "УРСВ", на очистных сооружениях которого производится прием и очистка сточных вод ответчика.
Факт оказания услуг в указанный расчетный период и нарушение срока оплаты подтверждены первичной документацией: расчетами платы за негативное воздействие, счетами на оплату, претензией истца и иными материалами дела.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, основываясь на вышеназванных нормах материального права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о доказанности истцом заявленных исковых требований.
Расчет суммы платы за негативное воздействие истца проверен судом, признан арифметически правильным и методологически верным.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2022 по делу N А53-16762/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16762/2022
Истец: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Цимлянского района", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ЦИМЛЯНСКОГО РАЙОНА"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦИМЛЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ