г. Владивосток |
|
02 декабря 2022 г. |
Дело N А51-2182/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приморская производственная компания",
апелляционное производство N 05АП-6584/2022,
на решение от 02.09.2022
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-2182/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приморская производственная компания" (ИНН 2508128082, ОГРН 1162536084480)
к администрации Лазовского муниципального района (ИНН 2518001600, ОГРН 1022501026888)
третьи лица: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339), Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724), Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ИНН 2536153725, ОГРН 1052503032229),
об оспаривании бездействия,
при участии:
от ООО "ППК": представитель Жихарев В.В., по доверенности от 19.01.2022, сроком действия 10 лет;
от администрации и третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Приморская производственная компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Лазовского муниципального района Приморского края (далее - администрация) в части внесения в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) информации о документах, являющихся основанием для использования ООО "Приморская производственная компания" земельного участка с кадастровым номером 25:07:010101:686; об обязании в течение трех рабочих дней внести в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) информацию о документах, являющихся основанием для использования ООО "Приморская производственная компания" земельного участка с кадастровым номером 25:27:010101:686.
Определениями суда от 11.02.2022, 06.07.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - третье лицо, Рослесхоз), Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - третье лицо), Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - третье лицо), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее - третье лицо, Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области)
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить или отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требовании. В обоснование доводов жалобы указывает, что обязанность органов местного самоуправления по внесению в ЛесЕГАИС информации, указанной в пунктах 1 - 4 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Кодекс), в отношении земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, Лесным кодексом Российской Федерации не урегулирована, поэтому к указанным отношениям на основании пункта 1 статьи 6 ГК РФ подлежит применению часть 12 статьи 50.6 ЛК РФ, регулирующая сходные отношения (аналогия закона). Полагает, что бездействие администрации является незаконным и нарушает права и интересы общества как арендатора земельного участка с кадастровым номером 25:07:010101:686. Кроме того, при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции не рассмотрено требование об обязании в течение трех рабочих дней внести в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) информацию о документах, являющихся основанием для использования ООО "Приморская производственная компания" земельного участка с кадастровым номером 25:27:010101:686.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.
Через канцелярию суда от Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
21.11.2022 апелляционной коллегией на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 28.11.2022, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения информации о месте и времени продолжения судебного заседания на сайте суда.
Через канцелярию суда от администрации поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
23.11.2020 между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 1571 аренды земельного участка, в соответствии с которым арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:07:010101:686, площадью 40434036 кв. м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в территориальной зоне Cx1 - зона сельскохозяйственных угодий. имеющий местоположение, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка: ориентир: вершина горы Календарь, участок находится примерно в 4980 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, район Лазовский, основной вид разрешенного использования - для растениеводства.
24.03.2021 общество направило уведомления об использовании лесов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 25:07:010101:686, с указанием видов использования лесов, в том числе на переработку древесины и иных лесных ресурсов (пункт 14 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации):
в Правительство Приморского края (уведомление исх. N 4);
в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области (уведомление исх. N 3);
в Управление Росреестра по Приморскому краю (уведомление исх. N 5).
Письмом от 16.09.2021 N 20/18326 Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края известило общество о перенаправлении заявления от 07.09.2021 исх. N 13 для рассмотрения в администрацию, к компетенции которой относится внесение в ЛесЕГАИС необходимых сведений относительно земельного участка с кадастровым номером 25:07:010101:686, арендованного заявителем.
Письмом от 09.12.2021 N 1-12/8188 администрация отказала во внесении необходимых сведений в ЛесЕГАИС.
Посчитав, что орган местного самоуправления, уклоняясь от внесения в ЛесЕГАИС информации о документах, являющихся основанием для использования обществом земельного участка, допустил незаконное бездействие, нарушившее права и законные интересы последнего, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого суд отказал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Положения о Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок закреплены с ней главе 2.3. Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 50.6 ЛК РФ (в редакциях, действующих на момент возникновения спорных правоотношений) единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней создается в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации (часть 3 статьи 50.6 ЛК РФ).
В ЛесЕГАИС в числе прочего содержится документированная информация о номере и дате договора аренды или иного документа, в соответствии с которыми подается лесная декларация, об объеме подлежащей заготовке древесины в соответствии с лесной декларацией, о местоположении лесных участков (пункт 5 части 9 статьи 50.6 ЛК РФ).
Заказчиком и оператором единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (части 2 статьи 50.6 ЛК РФ).
В силу части 2.1 указанной статьи, функции оператора единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней могут быть возложены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на подведомственное ему учреждение.
По правилам части 6 названной статьи информация в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней представляется в том числе юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной.
В соответствии с подпунктами 5.4.23(1), 5.4.23(2), 5.8(1) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, правомочия правообладателя информации осуществляются Рослесхозом, являющимся также заказчиком и оператором ЛесЕГАИС, обеспечивающим эксплуатацию системы.
Пунктом 19 статьи 81 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе обеспечение эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности относится представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
Пунктом 12 статьи 50.06 ЛК РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса на предоставление лесных участков, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляют в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней в срок не более чем три рабочих дня со дня приема лесной декларации:
1) подписания договора аренды лесного участка, подписания договора купли-продажи лесных насаждений или принятия решения о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования - информацию, указанную в пунктах 1 - 4 части 9 настоящей статьи;
2) приема лесной декларации, проекта освоения лесов, отчета об использовании лесов - информацию, указанную в пунктах 5 и 6 части 9 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил представления деклараций о сделках с древесиной, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 N 11, юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, из указанных положений законодательства следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по внесению сведений в ЛесЕГАИС только в отношении лесных участков и лесных насаждений, находящихся на этих участках, в то время как в рассматриваемом случае спорный земельный участок с кадастровым номером 25:07:010101:686 лесным участком не является и относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку обязанность органов местного самоуправления по внесению в ЛесЕГАИС информации, указанной в пунктах 1 - 4 части 9 статьи 50.6 ЛК РФ, в отношении земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, Лесным кодексом Российской Федерации не урегулирована, поэтому к указанным отношениям на основании пункта 1 статьи 6 ГК РФ подлежит применению часть 12 статьи 50.6 ЛК РФ, регулирующая сходные отношения (аналогия закона), коллегией отклоняется, поскольку статья 50.6 ЛК РФ является специальной нормой права, действующей только в отношении лесных участков.
Внесение в ЛесГАИС сведений, не относящихся к лесным участкам, не соответствует цели создания системы.
Ссылка заявителя на пункт 1 Памятки по внесению в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней сведений в отношении древесины, заготовленной на землях, отнесенных к категориям сельскохозяйственного назначения и землям обороны и безопасности", размещённой в свободном доступе на официальном сайте ЛесЕГАИС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебной коллегией не принимается, поскольку указанный документ не является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в установленном порядке, а потому сам по себе не может возлагать на ответчика обязанность по внесения в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) информации о спорном земельном участке.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Закона Приморского края от 14.09.2020 N 884-КЗ "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" (действующего на момент рассматриваемых обстоятельств) орган исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений осуществляет полномочия органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением садовых, огородных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, а также земельных участков, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части 3 статьи 4 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 89-КЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Приморского края" (в редакции Закона Приморского края от 14.09.2020 N 884-КЗ) управление и распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности и ведении Приморского края, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти Приморского края в области регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, с принятием Закона Приморского края N 884-КЗ полномочия арендодателя по спорному земельному участку с кадастровым номером 25:07:010101:686, переданному в аренду заявителю для растениеводства, в результате функционального правопреемства перешли к Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края. Следовательно, у администрации на момент получения обращения общества отсутствовали полномочия по осуществлению каких-либо действий в отношении указанного земельного участка.
Коллегия полагает, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку заявитель не подтвердил право на заготовку древесины (пункт 1 части 9 статьи 50.6 ЛК РФ) на землях сельскохозяйственного назначения.
Доводы жалобы о том, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции не рассмотрел требование об обязании в течение трех рабочих дней внести в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) информацию о документах, являющихся основанием для использования обществом земельного участка с кадастровым номером 25:27:010101:686, судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из следующего.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Данный вывод судебной коллегии согласуется положениями пункта 3 части 4, пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, согласно которым в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, указание в заявлении на обязание администрации в течение трех рабочих дней внести в ЛесЕГАИС информацию о документах, являющихся основанием для использования обществом спорного земельного участка, вопреки доводам жалобы, не являются самостоятельными требованиями, а отражают способ восстановления нарушенных прав, выбор которого является исключительной прерогативой суда, не обусловленной заявлением заинтересованного лица.
В этой связи, учитывая, что по результатам рассмотрения дела в суде первой инстанции заявленные требования были оставлены без удовлетворения, то, соответственно, в силу прямого указания статьи 201 АПК РФ какие-либо правовые основания для применения способа восстановления нарушенного права у арбитражного суда отсутствовали.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.09.2022 по делу N А51-2182/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Приморская производственная компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы в Пятый арбитражный апелляционный суд по платежному поручению N 29 от 03.10.2022.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2182/2022
Истец: ООО "ПРИМОРСКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Администрация Лазовского муниципального района
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области, Федеральное агентство лесного хозяйства