г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2022 г. |
Дело N А56-21915/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Чечеткой С.С.
при участии:
от заявителя: Самсонова Е.А. по доверенности от 04.10.2022
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33163/2022) ООО "ПолиСтрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2022 по делу N А56-21915/2022 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению ООО "ПолиСтрой"
к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Пушкинского района управление по Пушкинскому району
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПолиСтрой" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Главного Управления МЧС России по г.Санкт-Петербургу в лице Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Пушкинского района Управления по Пушкинскому району (далее - Отдел, Управление, административный орган) об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 41-1-363/1, выданного во исполнении решения о проведении внеплановой выездной проверки от 06.12.2021 N 41-1-363.
Решением суда от 19.08.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявление. Податель жалобы указывает, что выданное предписание является незаконным и неисполнимым, поскольку для установки системы приточной противодымной вентиляции с естественным или механическим побуждением в нижней части помещения паркинга необходимо проведение капитального ремонта и реконструкции многоквартирного дома, для устранения выявленного нарушения требуется привлечение значительного объема денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме. Указывает, что административный орган не представил доказательств недостаточности или неэффективности применяемых мер по обеспечению противопожарного режима на объекте, а также наличия технической возможности выполнения устройств подпора воздуха в помещении паркинга. Ссылается на то, что сведения о том, что многоквартирный дом после ввода в эксплуатацию подвергался реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению, отсутствуют, при этом нарушение требований пожарной безопасности, невыполнение которых вменено Обществу, связано именно с необходимостью конструктивных изменений здания.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 09.12.2021 по 21.12.2021 должностным лицом Отдела на основании решения N 41-1-363 от 06.12.2021 2 А56-21915/2022 проведена внеплановая выездная проверка в отношении многоквартирного жилого дома с паркингом по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Анциферовская, д. 12, лит. А (далее - Объект). Правообладателем Объекта является Общество.
В ходе проверки выявлены нарушения пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, статьи 56, статьи 85 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 7.14 (к) СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (п. 7.13 (и) СП 7.13130.2009 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности"), а именно: для возмещения объемов удаляемых продуктов горения из помещения паркинга, защищаемого вытяжной противодымной вентиляцией в нижней части этого помещения не предусмотрена система приточной противодымной вентиляции с естественным или механическим побудителем.
В связи с выявленными нарушениями Обществу выдано предписание об устранении нарушений, со сроком устранения нарушения до 01.06.2022.
Не согласившись с указанным предписанием Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статьям 2 и 20 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принятые органами государственной власти, направленные на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
При этом требования, предусмотренные Законом N 123-ФЗ, СП 7.13130.2013, СП 7.13130.2009, нарушения которых вменено Обществу, обязательны к соблюдению всеми лицами независимо от их правового статуса и осуществляемой деятельности, поскольку направлены на обеспечение защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В силу части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (часть 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Частью 1 статьи 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статьей 56 Закона N 123-ФЗ система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.
Система противодымной защиты должна предусматривать один или несколько из следующих способов защиты:
1) использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;
2) использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;
3) использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках;
4) использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения.
В силу частей 1, 3, 11 статьи 85 Закона N 123-ФЗ в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей.
Использование приточной вентиляции для вытеснения продуктов горения за пределы зданий и сооружений без устройства естественной или механической вытяжной противодымной вентиляции не допускается. Не допускается устройство общих систем для защиты помещений с различными классами функциональной пожарной опасности.
Необходимость установки систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, а также требования к составу, конструктивному исполнению, пожарнотехническим характеристикам, особенностям использования и последовательности включения элементов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений определяются в зависимости от их функционального назначения и объемно-планировочных и конструктивных решений.
Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 Утвержден свод правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности". Данный СП является нормативным документом по пожарной безопасности, в результате применения которых обеспечивается исполнение требований Закона N 123-ФЗ.
Согласно подпункту "к" пункта 7.14 СП 7.13130.2013 подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции следует предусматривать: в нижние части помещений (в том числе коридоров), защищаемых системами вытяжной противодымной вентиляции, - для возмещения объемов удаляемых из них продуктов горения.
Аналогичные требования содержались в СП 7.13130.2009, введенным до принятия СП 7.13130.2013, и действовавшим на момент ввода дома в эксплуатацию.
Согласно подпункту "и" пункта 7.13 СП 7.13130.2009 подачу наружного воздуха при пожаре приточной противодымной вентиляцией следует предусматривать: в нижние части атриумов, пассажей и других помещений, защищаемых системами вытяжной противодымной вентиляции, для возмещения объемов удаляемых из них продуктов горения.
Согласно пункту 8.8 СП 7.13130.2013 для возмещения объемов удаляемых продуктов горения из помещений, защищаемых вытяжной противодымной вентиляцией, должны быть предусмотрены системы приточной противодымной вентиляции с естественным или механическим побуждением.
Поскольку Управлением в ходе проверки было установлено, что для возмещения объемов удаляемых продуктов горения из помещения паркинга, защищаемого вытяжной противодымной вентиляцией в нижней части этого помещения не предусмотрена система приточной противодымной вентиляции с естественным или механическим пробуждением, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что данные обстоятельства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ свидетельствуют о том, что Обществом не обеспечена пожарная безопасность объекта защиты.
Следует признать, что выявленные Управлением нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи, с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
Материалами дела подтверждается факт нарушения на спорном Объекте требований пожарной безопасности, установленных в предписании.
Оспариваемое предписание содержит только законные требования, не нарушает права и законные интересы заявителя, является законным и обоснованным.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о законности и обоснованности оспариваемого предписания, в связи, с чем правомерно отказал в удовлетворении заявления Общества.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 августа 2022 года по делу N А56-21915/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПолиСтрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21915/2022
Истец: ООО "ПОЛИСТРОЙ"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Пушкинского района управление по Пушкинскому району