г. Владимир |
|
27 февраля 2024 г. |
Дело N А43-16588/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 27.02.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Белякова Е.Н., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Судебного департамента в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2023 по делу N А43-16588/2023,
по иску Управления Судебного департамента в Нижегородской области (ОГРН 1025203038475, ИНН 5260073063) к акционерному обществу "Волгаэнергосбыт" (ОГРН 1065256038935, ИНН 5256062171) о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к государственному контракту энергоснабжения,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Судебного департамента в Нижегородской (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Волгаэнергосбыт" (далее по тексту - АО "Волгаэнергосбыт", ответчик) о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к государственному контракту энергоснабжения, изложив пункт 3.2.2 раздела 3 в следующей редакции: "Гарантирующий поставщик предоставляет Потребителю счет, счет-фактуру, акт приема-передачи электроэнергии не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата".
Решением от 11.12.2023 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого решения, заявитель жалобы указал, что осуществляет оплату по заключенным государственным контрактам в пределах доведенных главным распорядителем - Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации на эти цели лимитов денежных средств из федерального бюджета.
Ответчик указал, что истцом несвоевременно выставлялись платежные документы на оплату потребленной электрической энергии, что свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны истца и не позволяет Управлению исполнить обязательства по оплате в установленные контрактом сроки.
Подробно доводы заявления изложены в апелляционной жалобе.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.12.2022 между Управлением (потребитель) и АО "Волгаэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) заключен государственный контракт энергоснабжения N 0214/1/1.
В соответствии с пунктом 3.2.2, потребитель обязуется оплачивать электрическую энергию (мощность) за расчетный период (месяц) в порядке, установленном Приложением N 3 к контракту.
По условиям контракта потребитель оплачивает гарантирующему поставщику электрическую энергию (мощность) по нерегулируемым ценам путем перечисления на расчетный счет в следующем порядке: 30% стоимости - до 10-го числа месяца; 40% стоимости - до 25-го числа месяца; оставшаяся стоимость - до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В соответствии с пунктом 22 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2020 N 258н "Об утверждении порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства" (далее - Порядок) с 01.04.2021 получателям средств федерального бюджета необходимо формировать в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) сведения о денежных обязательствах для их передачи в подсистему управления расходами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" с целью осуществления органом Федерального казначейства проверки, предусмотренной Порядком.
Формирование сведений о денежных обязательствах в ЕИС возможно только для контрактов, по которым в ЕИС созданы и поставлены на учет сведения о денежных обязательствах.
Заказчик формирует в ЕИС сведения об исполнении контракта на основании документов, подтверждающих исполнение теплоснабжающей организацией своих обязательств по контракту (акт о приемке выполненных работ, акт выполненных работ, универсальный передаточный документ, товарная накладная, прочие документы о приемке). Указанные документы должны быть подписаны текущей датой. Орган федерального казначейства в течение 3 (трех) рабочих дней осуществляет проверку указанных сведений об исполнении.
Сведения о денежных обязательствах в ЕИС формируются заказчиком на основании подтвержденных сведений об исполнении контракта.
Орган Федерального казначейства в течение 3х рабочих дней со дня представления получателем средств федерального бюджета сведений о денежных обязательствах осуществляет их проверку в соответствии с Порядком. В случае положительного результата проверки сведений орган Федерального казначейства присваивает учетный номер денежному обязательству. Регистрация заявок на кассовый расход осуществляется органом Федерального казначейства не позднее рабочего дня, следующего за днем предоставления заявки. Денежные средства зачисляются банком на следующий день после регистрации заявки. Таким образом, минимальный срок формирования органом Федерального казначейства сведений о денежных обязательствах, подлежащих оплате, составляет 8 рабочих дней. Учитывая фактические сроки направления гарантирующим поставщиком платежных документов в адрес заказчика, сроки оплаты, предусмотренные контрактом, не могут быть соблюдены по причинам, не зависящим от потребителя.
Письмом от 12.04.2023 N УСД-6/2141 Управление обратилось в АО "Волгаэнергосбыт" с просьбой в 10-дневный срок подготовить и направить в адрес Управления дополнительное соглашение о внесении изменений в пункт 3.2.2 размела 3 Контакта "Права и обязанности сторон", изложив его в следующей редакции: "Гарантирующий поставщик предоставляет Потребителю счет, счет-фактуру, акт приема-передачи электроэнергии не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата".
Однако АО "Волгаэнергосбыт" возвратило проект дополнительного соглашения без согласования.
Данные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Предметом спора является внесение изменений в договор энергоснабжения, который в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является публичным.
В пунктах 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
По смыслу указанных норм права обстоятельства должны измениться после того, как договор был заключен; стороны договора не содействовали и не могли содействовать наступлению этих обстоятельств; стороны в момент заключения договора исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет и не могли даже разумно предвидеть наступление этих обстоятельств; наступление этих обстоятельств не входит в сферу риска заинтересованной стороны, сфера риска определяется обычаями делового оборота и существом договора; наступление этих обстоятельств не привело к невозможности исполнения договорных обязательств, а после того как прежние обстоятельства изменились, заинтересованная сторона не смогла (или не смогла бы) свести на нет их неблагоприятные последствия несмотря на то, что она приняла (или могла принять) определенные меры с той степенью заботливости и осмотрительности, какие от нее требовались, учитывая характер договора и условия оборота.
Между тем, истцом не представлено в материалы дела документов, подтверждающих, что имеется изменение обстоятельств, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с п. 2.10 Приложения 5.1 контракта, рассчитываемые в соответствии с Правилами 1179 предельные уровни нерегулируемых цен публикуются на официальном сайте Гарантирующего поставщика в сети "Интернет" www.volgaenergo.ru по установленной форме не позднее 15 дней со дня окончания расчетного периода.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют установление порядка определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электроэнергию (мощность).
Частью 3 статьи 37 ФЗ N 35 установлено, что основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, предусматриваются порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).
В соответствии с частью 1 статьи 40 ФЗ N 35 на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.
Указанные гарантирующие поставщики определяют нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность) и их предельные уровни и доводят их до сведения потребителей в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012 утверждены "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии". Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 утверждены "Правила оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности".
Абзацем 27 пункта 88 Основных положений законодательно определено, что гарантирующий поставщик публикует на своем сайте в сети "Интернет" не позднее 15 дней со дня окончания расчетного периода составляющие расчета средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), используемых для расчета предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории, по форме в соответствии с Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 утверждены "Правила оптового рынка электрической энергиии мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" (далее - Правила N1172).
Согласно пункту 192 Правил N 1172 организацией коммерческой инфраструктуры в порядке, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, рассчитываются и подлежат опубликованию на ее официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней после окончания соответствующего расчётного периода, следующие величины, определяемые в отношении группы точек поставки каждого гарантирующего поставщика: - составляющие предельных уровней нерегулируемых цен, указанные в пункте 183 Правил; - фактический объем потребления электроэнергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке за соответствующий расчетный период; - объем фактического пикового потребления гарантирующего поставщика на оптовом рынке за соответствующий расчетный период; - коэффициент оплаты мощности для соответствующей зоны суток расчетного периода, определяемый в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и Правилами определения о применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность); - максимальный час фактической пиковой нагрузки для каждых рабочих суток расчётного периода для субъекта РФ; - цены и объемы электроэнергии каждого свободного договора купли-продажи электроэнергии, зарегистрированного гарантирующим поставщиком на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности; - величина корректировки составляющей предельного уровня нерегулируемых цен при учёте свободного договора купли-продажи электрической энергии, определяемой в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Указанные величины рассчитываются организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка исходя из данных, которыми она располагает на момент расчета.
Таким образом, гарантирующий поставщик рассчитывает уровень нерегулируемых цен по прошедшему расчётному периоду на основании сведений организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка, которая размещает соответствующие сведения в течение 10 дней по окончании расчётного периода.
В силу пункта 88 Основных положений гарантирующий поставщик определяет уровень нерегулируемых цен на электроэнергию за прошедший расчетный период не позднее 15 дней после окончания расчетного периода.
С учетом изложенных правовых норм, гарантирующий поставщик не имеет физической возможности рассчитать уровень нерегулируемых цен на электроэнергию в отсутствие данных от оператора оптового рынка и, следовательно, не может выставить в адрес потребителя счет-фактуру в срок, предусмотренный частью 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации.
При осуществлении расчетов за электрическую энергию нормы специального законодательства (статьи 21, 37, 40 ФЗ N 35, пункт 88 Основных положений, пункт 192 Правил N 1172) имеют приоритет над общей нормой законодательства (часть 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации), поскольку учитывают особенности формирования стоимости нерегулируемых цен электрической энергии на розничном рынке.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции верно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам заявителя жалобы, отсутствие своевременно выделенных лимитов бюджетных обязательств и финансирования на данные цели не освобождают ответчика от принятых на себя обязательств по своевременной оплате потребленного ресурса.
Недофинансирование (несвоевременное финансирование) со стороны уполномоченных органов само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Довод заявителя жалобы о том, что истец злоупотребляет своими правами, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В пункте 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Для установления в действиях граждан и юридических лиц злоупотребления правом необходимо установить их намерения при реализации принадлежащих им гражданских прав, которые направлены на нарушение прав и законных интересов иных участников гражданского оборота или создают такую возможность их нарушения, при этом выявить действительную волю лица, злоупотребившего правом, возможно при характеристике последствий реализации гражданских прав таким лицом.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Управление не привело убедительных доводов о том, в чем заключается злоупотребление правом со стороны истца и не представило доказательств такого злоупотребления, а несвоевременное выставление счета на оплату, не может быть расценено как злоупотребление правом.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, фактически повторяющие позицию Управления, изложенную в иске, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению как не опровергающие законности принятого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2023 по делу N А43-16588/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Судебного департамента в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Е.Н. Беляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-16588/2023
Истец: Управление судебного департамента в Нижегородской области
Ответчик: АО "Волгаэнергосбыт"
Третье лицо: 6ао "волгаэнергосбыт"