г. Челябинск |
|
02 декабря 2022 г. |
Дело N А07-7703/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2022 года по делу N А07-7703/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" - Лукманова З.Р. (паспорт, доверенность от 01.01.2022 N 119-1/07-24, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Кульшарипов И.Р. (паспорт, доверенность от 12.01.2022 N 15/121, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - заявитель, ООО "Башкирэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - административный орган, Управление, Башкортостанское УФАС России) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 01.03.2022 N 002/04/9.21-359/2022.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Сафиуллина Вилена Флюровна (далее также - третье лицо, Сафиуллина В.Ф.).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.09.2022 (резолютивная часть решения оглашена 17.08.2022) по делу N А07-7703/2022 заявленные ООО "Башкирэнерго" требования удовлетворены, постановление от 01.03.2022 N 002/04/9.21-359/2022 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным решением, Башкортостанское УФАС России (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что довод о не нарушении прав и законных интересов Сафиуллиной В.Ф. не обоснован, поскольку Сафиуллиной В.Ф предоставлено право на обращение в адрес сетевой организации. С момента подачи заявления гражданином на восстановление (переоформление) у сетевой организации возникает обязанность по рассмотрению заявки. Сафиуллина В.Ф. в рассматриваемом случае обратилась в адрес ООО "Башкирэнерго" с целью получения (составления) акта установленной Правилами N 861 формы, при этом цель получения указанного акта значения не имеет. В рассматриваемой ситуации гр. Сафиуллина В.Ф имеет опосредованное технологическое присоединение к электрической сети ООО "Башкирэнерго" через электрические сети СНТ.
По мнению антимонопольного органа, своими действиями ООО "Башкирэнерго" препятствует в получении документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающего устройства Сафиуллиной В.Ф, как самостоятельного объекта к электрическим сетям, а также опосредованного присоединения с перераспределением в ее пользу электрической мощности от СНТ.
Обязанность сетевой организации составить и выдать документы о технологическом присоединении предусмотрены разделом VIII Правил технологического присоединения. То обстоятельство, что ЭПУ заявителя не имеют технологического присоединения непосредственно к электрическим сетям сетевой организации, а подключены к сетям сетевой организации через сети садоводства, не освобождает ООО "Башкирэнерго" от обязанности оформления документов, подтверждающих технологическое присоединение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
До начала судебного заседания от ООО "Башкирэнерго" поступил отзыв апелляционной жалобы с доказательствами направления отзыва в адрес лиц, участвующих в деле, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил отзыв с представленными доказательствами к материалам настоящего дела.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.05.2021 в Управление поступила жалоба Сафиуллиной Вилены Флюровны на отказ ООО "Башкирэнерго" в восстановлении документов об опосредованном технологическом присоединении.
В ходе рассмотрения данного заявления и приложенных к нему документов Управлением установлено, что 13.04.2021 гр. Сафиуллиной В.Ф. в адрес общества, являющегося сетевой организацией, подана заявка вх. N БЭСК/ЖЗ-39 от 15.04.2021 о восстановлении документов о ранее опосредованном технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Калининский район, д. Базилевка, СТ N 44 ОСТ ОАО "УМПО" участок N 47.
По результатам рассмотрения заявления гр. Сафиуллиной В.Ф. в действиях ООО "Башкирэнерго" Управлением выявлено нарушение порядка выполнения договора на технологическое присоединение, осуществления мероприятий технологического присоединения, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Постановлением от 01.03.2022 по делу N 002/04/9.21-359/2022 (с учетом определения об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки от 15.08.2022) ООО "Башкирэнерго" привлечено к административной ответственности за правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьёй 9.21 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.
ООО "Башкирэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании вышеназванного постановления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях ООО "Башкирэнерго" события административного правонарушения, Управлением не доказан состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Таким образом, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:
- транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепроводам, нефтепродуктопроводам);
- транспортировки газа по газопроводам;
- оказания услуг по передаче электрической энергии;
- оказания услуг по передаче тепловой энергии;
- водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, субъектами данного административного правонарушения являются также собственники или иные законные владельцы объекта электросетевого хозяйства, водопроводных и (или) канализационных сетей.
Объективную сторону административного правонарушения указанными субъектами составляет нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (например, препятствование перетоку энергии через их объекты), препятствование транспортировке воды по водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по канализационным сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 N 130 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 N 861" установлен порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, регламентированы сроки исполнения заявления о переоформления документов, а также установлены формы документов, в том числе и актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (раздел VIII "Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении" Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила)).
В соответствии с пунктом 57 указанных Правил восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.
Согласно пункту 59 Правил собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов, в том числе в случаях восстановления утраченных документов о технологическом присоединении; переоформления документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств либо наступления иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным технологическим присоединением энергопринимающих устройств.
Лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии) (пункт 61 Правил технологического присоединения). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о переоформлении документов, определен в пункте 62 раздела VIII Правил.
Согласно пункту 69 Правил при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 Правил.
Из смысла статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике) и норм, содержащихся в разделе VIII Правил, регламентирующих порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, следует, что право на переоформление документов о технологическом присоединении возникает в случае изменения правообладателя энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые уже в надлежащем порядке были технологически присоединены.
При этом условия технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в новых технических условиях и акте об осуществлении технологического присоединения должны быть идентичны условиям, указанным в ранее выданных документах о технологическом присоединении (пункт 75 Правил).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.04.2021 в адрес ООО "Башкирэнерго" поступило обращение гр. Сафиуллиной Вилены Флюровны (вх. N БЭСК/ЖЗ-39) о восстановлении документов о ранее опосредованном технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Калининский район, д. Базилевка, СТ N 44 ОСТ ОАО "УМПО", участок 47.
К заявлению гр. Сафиуллиной В.Ф. (вх. N БЭСК/ЖЗ-39) о восстановлении документов о ранее опосредованном технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа. Калининский район, д. Базилевка, СТ N 44 ОСТ ОАО "УМПО", участок 47 приложен документ о технологическом присоединении - Акт технологического присоединения к электрическим сетям от 17.12.2019 N 1, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности сторон и границы эксплуатационной ответственности сторон.
Учитывая, что между Сафиуллиной В.Ф. и ОСТ ОАО "УМПО" заключен акт технологического присоединения к электрическим сетям от 17.12.2019 N 1, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности сторон и границы эксплуатационной ответственности сторон, оформление иных документов, подтверждающих технологическое присоединение, не требуется.
ООО "Башкирэнерго" с Сафиуллиной В.Ф. договор о технологическом присоединении к сетям сетевой организации не заключало, технических условий на технологическое присоединение объектов Сафиуллиной В.Ф. не выдавало.
Иной владелец сети - садовое товарищество ОСТ ОАО "УМПО" не просило у сетевой организации согласования на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Сафиуллиной В.Ф., как и не представило после завершения процедуры опосредованного технологического присоединения копий документов - технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон.
Управление вменяет ООО "Башкирэнерго" отказ в восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении, ссылаясь на письмо Общества от 30.04.2021 N БЭ/1.8.1-2969.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии события административного правонарушения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, письмом от 30.04.2021 N БЭ/1.8.1-2969 ООО "Башкирэнерго" ответило заявителю, что у заявителя имеется на руках акт технологического присоединения об опосредованном присоединении. Заявитель имеет технологическое присоединение непосредственно к сетям сада, о чем имеется подтверждающий документ.
Имеющегося акта технологического присоединения к сетям сада достаточно для заключения индивидуального прямого договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком ООО "ЭСКБ", поскольку согласно пункту 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:
- восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;
- переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;
- переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
- наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
В настоящем случае административным органом не установлено условий, перечисленных в пункте 59 Правил N 861, для переоформления уже имеющегося у заявителя акта технологического присоединения.
Кроме того, административным органом не представлено доказательств несоответствия акта технологического присоединения к электрическим сетям от 17.12.2019 N 1 нормам действующего законодательства или фактическим правоотношениям, нарушения указанным актом прав Сафиуллиной В.Ф., нарушения спорными действиями ООО "Башкирэнерго" прав и законных интересов Сафиуллиной В.Ф. при наличии у заявителя документа, подтверждающего опосредованное технологическое присоединение.
Вместе с тем из материалов административного расследования следует, что технологическое присоединение Сафиуллиной В.Ф. произведено опосредованно к сетям садового товарищества в 2015 году, технологическое присоединение произведено иным владельцем сети - ОСТ ОАО "УМПО".
В сетевую организацию ООО "Башкирэнерго" заявка от Сафиуллиной В.Ф. на технологическое присоединение непосредственно к сетям ООО "Башкирэнерго" не поступала, договор на технологическое присоединение с ней не заключался, технические условия не выдавались, акт о технологическом присоединении непосредственно к сетям ООО "Башкирэнерго" не оформлялся. Более того, ООО "Башкирэнерго" не согласовывало ОСТ ОАО "УМПО" опосредованное технологическое присоединение Сафиуллиной В.Ф.
Объективная потребность в изготовлении дубликата акта о технологическом присоединении у Сафиуллиной В.Ф. отсутствует, право заявителя на восстановление документов о технологическом присоединении ООО "Башкирэнерго" не нарушено, поскольку документы о технологическом присоединении имеются в наличии у заявителя, доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.
Ссылка Управления на судебную практику по делу N А19-17277/2019 не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения не имеет, принята судами с учетом конкретных фактических обстоятельств дел, основана на иных обстоятельствах дела, в указанном деле установлены иные обстоятельства.
Из обстоятельств дела N А19-17277/2019 усматривается иная, отличная от настоящего дела, ситуации, где у заявителя не имелось акта об осуществлении технологического присоединения, в то время как в настоящем деле у Сафиуллиной В.Ф. имеется на руках действующий актуальный акт технологического присоединения к сетям иного владельца сети ОСТ ОАО "УМПО".
В настоящем деле у Сафиуллиной В.Ф. имеются документы о технологическом присоединении и отсутствуют препятствия для заключения прямого договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, а в деле N А19-17277/2019 у заявителя отсутствовали документы для обращения к гарантирующему поставщику за заключением прямого договора энергоснабжения.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, в действиях ООО "Башкирэнерго" не установлено наличие события административного правонарушения по части 1 статьи 14.57 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по административному правонарушению, в связи с чем постановление Управления от 01.03.2022 N 002/04/9.21-359/2022 следует признать незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились и не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда.
Таким образом, обжалуемое решение законное, обоснованное и мотивированное, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Все выводы суда основаны на материалах дела и соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2022 года по делу N А07-7703/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7703/2022
Истец: ООО "Башкирэнерго"
Ответчик: УФАС по РБ
Третье лицо: Сафиуллина Вилена Флюровна, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, ОАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ