г. Москва |
|
02 декабря 2022 г. |
Дело N А40-57100/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.В. Валюшкиной, Е.Б. Алексеевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Р. Резниковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19 сентября 2022 года
по делу N А40-57100/22, принятое судьей К.М. Хабаровой,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ОГРН: 1037739510423; 123112, г Москва, проезд 1-й Красногвардейский, дом 21 строение 1)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Вендор Лтд."
(ОГРН: 1037739112938, 125080, Г Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Сокол,
ул. Константина Царёва,
д. 18, этаж/помещ./ком. подвал/III/7)
о взыскании 351 590 рублей 73 копейки задолженности
и по встречному иску Общества с ограниченной ответственностью "Вендор Лтд."
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Кисвянцева А.О. по доверенности от 09.12.2021, диплом 107724 4629238 от 09.07.2020;
от ответчика: Бускин А.А. по доверенности от 01.04.2022, диплом ВСГ 2659264 от 22.06.2009;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Вендор Лтд." (далее - ООО "Вендор Лтд.", ответчик) о взыскании 351 590 рублей 73 копейки задолженности по арендной плате за период с 01.11.2019 по 23.05.2020; 7 308 рублей 06 копеек пени по договору за период с 06.11.2019 по 23.05.2020.
ООО "Вендор Лтд." в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилось с встречными требованиями к Департаменту о признании права на применение льготной ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за 1 кв.м в год по договору аренды N 02-00189/07 от 21.05.2007 за период с 28.09.2015 по 31.12.2016, права на применение льготной ставки арендной платы в размере 4 500 рублей за 1 кв.м в год по договору аренды N 02-00189/07 от 21.05.2007 за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, права на применение льготной ставки арендной платы в размере 4 750 рублей за 1 кв.м в год по договору аренды N 02-00189/07 от 21.05.2007 за период с 01.01.2020 по 23.05.2020, о взыскании 618 617 рублей 57 копеек неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы по договору аренды N 02-00189/07 от 21.05.2007 в размере за период с 01.01.2015 по 23.05.2020, 25 545 рублей 88 копеек неосновательного обогащения в виде излишне уплаченных пени по договору аренды N 02-00189/07 от 21.05.2007 в размере за период с 01.01.2015 по 23.05.2020.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2022 первоначальные исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Вендор Лтд." в пользу Департамента взыскано 183 365 рублей 73 копейки задолженности, 3 190 рублей 80 копеек пени.
В удовлетворении остальной части первоначальных требований отказано.
Встречные исковые требования удовлетворены частично, признано за ООО "Вендор Лтд." право на применение льготной арендной ставки по договору аренды N 02-00189/07 от 21.05.2007 за период с 20.04.2019 по 31.12.2019 в размере 4 500 рублей за кв.м./год, за период с 01.01.2020 по 23.05.2020 в размере 4 750 рублей за кв.м/год.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым первоначальные исковые требования удовлетворить, встречные требования оставить без удовлетворения.
Заявитель выражает свое несогласие с оценкой, данной судом, установленным по делу обстоятельствам.
Сторона ссылается на нарушение норм материального права при принятии решения судом первой инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 28.11.2022 представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2022 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 21.05.2007 между Департаментом (арендодатель) и ООО "Вендор Лтд." (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения N 02-00189/07 (далее - договор) нежилого помещения площадью 69,80 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Константина Царева ул. дом 18.
Договор аренды прекращен на основании заключения договора купли-продажи N 59-6557.
Согласно пункту 6.4 договора аренды от 21.05.2007 N 02-00189/07 ответчик обязан вносить арендную плату не позднее 5-го числа первого месяца текущего месяца.
Установленная договором обязанность по своевременному перечислению арендной платы не исполнена ответчиком за период с 01.11.2019 по 23.05.2020, в результате чего образовалась задолженность в размере 351 590 рублей 73 копейки, согласно расчету суммы задолженности.
В соответствии с пунктом 7.1 договора аренды от 21.05.2007 N 02-00189/07 при неуплате арендатором арендных платежей в установленные сроки, начисляются пени в размере одной трехсотой (1/300) ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.
Согласно расчету суммы задолженности, за период с 06.11.2019 по 23.05.2020 размер пени составляет 7 308 рублей 06 копеек.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец по первоначальному иску указывает на то, что у ответчика имеется задолженность по арендной плате в размере 351 590 рублей 73 копейки за период 01.11.2019 по 23.05.2020 и задолженность по пени в размере 7 308 рублей копеек за период с 06.12.2019 по 04.09.2020.
ООО "Вендор Лтд.", обращаясь с встречными требованиями, указывает на наличие права на применение льготной ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за 1 кв.м. в год по договору аренды N 02- 00189/07 от 21.05.2007 за период с 28.09.2015 по 31.12.2016, права на применение льготной ставки арендной платы в размере 4 500 рублей за 1 кв.м. в год по договору аренды N 02-00189/07 от 21.05.2007 за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, права на применение льготной ставки арендной платы в размере 4 750 рублей за 1 кв.м. в год по договору аренды.N 02-00189/07 от 21.05.2007 за период с 01.01.2020 по 23.05.2020 и возмещении неосновательного обогащения с учетом доказанной переплаты.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Данным законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540- ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы 8 полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов:
1. арендующим объекты площадью до 300 кв.м;
2. арендующим объекты площадью свыше 300 кв.м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв.м, не нарушающим условия договоров.
В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" (далее - Постановление N 812-ПП) с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4500 рублей за кв.м в год:
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом. Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в 10 размере 3 500 рублей за кв.м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 рублей за кв.м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 рублей за кв.м.
Департамент, оспаривая заявленные требования, ссылается на то, что условие об арендной плате согласовано сторонами с учетом рыночной оценки.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанная позиция не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Рыночная оценка стоимость арендной платы не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1. части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Доводы Департамента относительно того, что требования истца о признании права на заключение льготной ставки заявлены уже после истечения срока действия договора аренды, не являются основанием для признания выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Встречное исковое заявление было подано в Арбитражный суд г. Москвы 20.04.2022 (в рамках судебного заседания), следовательно срок исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения пропущен по требованиям до 19.04.2019.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество, как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право на имущественную поддержку о признании права на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде применения льготной арендной ставки по договору аренды от аренды N 02-00189/07 от 21.05.2007 за период с 20.04.2019 по 31.12.2019 в размере 4 500 рублей за кв.м./год, за период с 01.01.2020 по 23.05.2020 в размере 4 750 рублей за кв.м./год.
Исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4 750 рублей за кв. м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 рублей за кв. м.
Отсутствие решения Межведомственной комиссии в отношении субъекта малого предпринимательства при соответствии последнего установленным Постановлением N 800-ПП критериям (использование объекта по целевому назначению, отсутствие задолженности по арендной плате, сдача в субаренду помещения с согласия арендодателя) не лишает его возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.
Истцом по первоначальному иску заявлено требование о взыскании задолженности в размере 358 898 рублей 79 копеек, из них: 351 590 рублей 73 копейки - долг по арендной плате за период с 01.11.2019 по 23.05.2020; 7 308 рублей 06 копеек - пени по договору за период с 06.11.2019 по 23.05.2020
Поскольку ответчик по первоначальному иск за период с 20.04.2019 по 23.05.2020 не оплачивал арендную плату и не представил доказательств внесения предусмотренных договором платежей из расчета льготной ставки, требование истца по первоначальному иску о взыскании задолженности и неустойки удовлетворены судом первой инстанции в части с учетом применения льготной ставки арендной платы на период с 01.11.2019 по 23.05.2020, в сумме 183 365 рублей 73 копейки, неустойка - 3 190 рублей 80 копеек.
Судом апелляционной инстанции проверена сумма арендной платы и неустойки, подлежащей возмещению с ответчика, признана верной с учетом наличия оснований для применения льготной ставки арендной платы.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 сентября 2022 года по делу N А40-57100/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Левченко Н.И. |
Судьи |
Валюшкина В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57100/2022
Истец: ДГИ
Ответчик: ООО "ВЕНДОР ЛТД."
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ