город Москва |
|
2 декабря 2022 г. |
дело N А40-172720/22 |
Резолютивная часть постановления от 28.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 02.12.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Арнег"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2022 по делу N А40-172720/22
по заявлению ООО "Арнег"
к Московской областной таможни
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2022 в удовлетворении заявленных ООО "Арнег" требований о признании незаконным и отмене постановления Московской областной таможни от 26.07.2022 по делу N 10013000-007909/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
ООО "Арнег" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Через канцелярию суда от таможенного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, который приобщен к материалам дела.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 04.03.2021 декларантом ООО "Арнег" на Московском областном таможенном посту (Центр электронного декларирования - ЦЭД) Московской областной таможни, в соответствии с таможенной процедурой "Выпуск для внутреннего потребления" подана декларация на товары 10013160/040321/0117612.
Общая таможенная стоимость 144.309, 27 руб. (графа 12), общая сумма по счету 1.488, 70 евро (графа 22):
Согласно сведениям, указанным в графах N 8, 9, 14 декларации на товары 10013160/040321/0117612, получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое регулирование, выступало ООО "Арнег".
В ходе проведения таможенного контроля Московским областным таможенным постом (ЦЭД) МОТ принято решение о выпуске указанных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки (акт камеральной таможенной проверки от 24.11.2021 N 10013000/210/241121/А000709) установлено, что ООО "Арнег" в декларации 10013160/040321/0117612 заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости, а именно, в таможенную стоимость товаров не включены, подлежащие включению, лицензионные платежи.
ООО "Арнег" "покупатель" заключены "рамочные" коммерческие контракты от 30.03.2009 N 43/09, от 23.10.2018 N Юр/18, от 30.06.2020 N 10гс с компания ARNEG S.P.A. (Италия) "продавец" на условиях FCA из г. Марсанго (Падова) Италия, согласно которым продавец продаёт покупателю товар, предназначенный для производства торгового и холодильного оборудования на территории Российской Федерации, а покупатель обязуется принять и оплатить товар в соответствии со Спецификацией к каждой поставке.
Номенклатура, количество и стоимость товара определяется на каждую партию товара отдельно и указывается в Спецификации, составляемой накануне отгрузки к каждой поставке.
В стоимость товара включается стоимость упаковки и иные расходы поставщика.
Таможенная стоимость в проверяемых деклараций определена и заявлена ООО "Арнег" по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС (метод 1).
При таможенном декларировании товаров ООО "Арнег" лицензионные договора не представлены, лицензионные платежи в структуру таможенной стоимости не включены.
В графе 15 ДТС-1 к декларации на товары сведения об уплате лицензионных платежей отсутствуют.
Довод ООО "Арнег" о том, что производственная компания, выпускающая продукцию, маркируемую лицензионным товарным знаком, закупает и ввозит компоненты, предназначенные для производства этой продукции, не является достаточным правовым основанием для вывода об относимости лицензионных платежей за товарный знак к ввозимым компонентам.
В ходе проведения проверки установлено наличие лицензионного договора о передаче технической информации по лицензии и товарных знаков от 01.01.2015, который заключен между компанией "ARNEG S.P.A.", (Италия) (лицензиар) и ООО "Арнег" (лицензиат) о передаче от лицензиара лицензиату исключительной лицензии на использование технической информации и товарных знаков при изготовлении и продаже торгового и промышленного холодильного оборудования за вознаграждение.
Лицензиар предоставляет лицензиату на весь срок лицензии исключительную лицензию на использование следующих товарных знаков на лицензионной территории в отношении всего оборудования, указанного в свидетельствах Российской Федерации на товарные знаки, на основании лицензионных платежей, выплачиваемых на протяжении всего срока действия договора: товарного знака "Arneg" (свидетельство на товарный знак N 77781, классы МКТУ: 11 и 20. Истечение срока действия регистрации: 25.04.2025); товарного знака "Arneg" (свидетельство на товарный знак N 199361, классы МКТУ: 35. Истечение срока действия регистрации: 18.10.2020); товарного знака "Arneg" (на красном фоне) (свидетельство на товарный знак N 286347. Классы МКТУ: 11, 20 и 35. Истечение срока действия регистрации; 23.07.2024); товарного знака "Арнег" (в кириллице, на красном фоне) (свидетельство на товарный знак N 286348 Классы МКТУ: 11, 20 и 35. Истечение срока действия регистрации: 23.07.2024).
Дополнительным соглашением от 30.09.2020 стороны пришли к соглашению о расторжении лицензионного договора от 01.01.2015 - с 01.01.2021.
В ходе проведения проверки установлено наличие лицензионного договора от 02.01.2021, заключенного между компанией "ARNEG S.P.A.", (Италия) и ООО "Арнег" о передаче от лицензиара лицензиату исключительной лицензии на использование технической информации и товарных знаков при изготовлении и продаже торгового и промышленного холодильного оборудования за вознаграждение.
Договор содержит условия аналогичные условиям предусмотренным договором от 01.01.2015.
Таможенным органом проанализированы документы банковского контроля.
Для осуществления валютного контроля финансовых операций в соответствии с положениями Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентам уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделки" (действующая на дату открытия паспорта сделки) по лицензионному договору от 01.01.2015 ООО "Арнег" в АО "Банк Интеза" открыт паспорт сделки от 13.07.2016 N 16070002/2216/0000/4/1.
В подразделе III.I "Сведения о подтверждающих документах" раздела III "Сведения о подтверждающих документах" в качестве подтверждающих документов указаны "Расчет лицензионных платежей". "Расчет лицензионных платежей", корреспондируются со сведениями, указанными в столбце подраздела Ш.1 раздела III ведомости банковского контроля "Сумма по подтверждающим документам, в единицах валюты".
В рамках лицензионного договора ООО "Арнег" перечислены в адрес компании Arneg S.p,A. (Италия) с 01.01.2019 по 31.12.2020 лицензионные платежи в сумме 2.112.974 евро. То есть на момент проверки сумма фактически перечисленных лицензионных платежей составляет 163.412.373 руб.
Для осуществления валютного контроля финансовых операций по лицензионному договору от 02.01.2021 ООО "Арнег" в АО "БНП ПАРИБА Банк" открыт паспорт сделки от 11.02.2021 N 21020003/3407/0000/4/1.
В подразделе Ш.I "Сведения о подтверждающих документах" раздела III "Сведения о подтверждающих документах" в качестве подтверждающих документов указаны "Расчет лицензионных платежей". "Расчет лицензионных платежей", корреспондируются со сведениями, указанными в столбце подраздела Ш.I раздела III ведомости банковского контроля "Сумма по подтверждающим документам, в единицах валюты".
В рамках лицензионного договора ООО "Арнег" перечислены в адрес компании Arneg S.p.A. (Италия) с 01.01.2021 по 30.06.2021 лицензионные платежи в сумме 337.210 евро. То есть на момент проверки сумма фактически перечисленных лицензионных платежей составляет 29.469.582 руб.
Общая сумма лицензионных платежей, уплаченных в соответствии с лицензионными договорами от 01.01.2015 и от 02.01.2021 составила 2.450.183, 89 евро или 192.881.955 руб.
Лицензионные платежи в сумме 192.881.955 руб. подлежит включению в таможенную стоимость проверяемых деклараций на товары.
В ходе проведения проверки, на требование таможенного органа от 26.08.2021 N 65-14/26046 ООО "Арнег" представлены сопроводительным письмом от 05.10.2021 N 12а/1021 пояснительная записка и бухгалтерские документы, в количестве 10 документов "расчет выручки для оплаты использования лицензионных платежей" с 01.01.2019 по 30.06.2021.
В документах "расчет выручки для оплаты использования лицензионных платежей" указана сумма реализации холодильного оборудования, которая является основой для расчета лицензионных платежей и последующей оплаты лицензиару. Согласно п. 4.1 лицензионного договора за основу расчета принимается, сумма чистой выручки за изготовленную с использованием лицензии лицензиатом продукции в которую не включается НДС с суммы выручки и выручка по товарам, приобретенным с целью дальнейшей реализации и составляет 192.881.955 руб.
За основу расчета лицензионных платежей ООО "Арнег" принимались расчет лицензионных платежей за 2019 от 26.06.2019, от 21.02.2020, от 21.02.2020, от 25.03.2020, за 2020 и 2021 - расчет лицензионных платежей представлены в количестве 6 шт. (без номеров и дат) и ведомости банковского контроля по лицензионным договорам от 01.01.2015 и от 02.01.2021.
В соответствии со ст. 161 Налогового Кодекса Российской Федерации, ООО "Арнег" признается налоговым агентом по уплате НДС, в связи с оказанием компанией Ameg S.p.A. (Италия) услуг по предоставлению права пользования объектами интеллектуальной собственности, в связи, с чем обязано исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации соответствующую сумму НДС.
В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" ставка НДС до 31.12.2018 составляла 18 %, с 01.01.2019 ставка НДС составляет 20 %.
Таким образом, в 2018 с суммы роялти 89.444.570, 42 руб.*18 % НДС составляет 16.100.022, 68 руб.
Лицензионные платежи по лицензионному договору с 01.01.2019 подлежат налогообложению по налоговой ставке 20 %, что составит в 2019 с суммы роялти 73.967.802, 77 руб.*20 % НДС - 14.793.560, 55 руб.; в 2020 с суммы роялти 29.469.582, 31 руб.*20 % НДС - 5.893.916, 46 руб.
Сумма НДС с учетом ставок 18 % и 20 % = 36.787.499, 69 руб.
Сумма лицензионных платежей с учетом НДС в сумме 229.669.455, 20 руб. подлежит включению в таможенную стоимость в проверяемые декларации на товары.
ООО "Арнег" не согласившись с выводами таможенного органа, обратилось в арбитражный суд.
Решением от 02.06.2022 по делу N А40-11337/22-122-81 в удовлетворении заявленных требований, отказано.
Лицензионные платежи (роялти) за право использования технической информации (ноу-хау), а также права и лицензии при продаже холодильного оборудования, с использованием технической документации ноу-хау, связаны с ввозимыми товарами, предназначенными для собственного производства холодильного оборудования, задекларированными по проверяемым декларациям, входящими в технологический процесс.
В соответствии со ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС лицензионные платежи (роялти) должны быть добавлены к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары.
Довод общества о неправомерности включения рассматриваемого НДС в таможенную стоимость, отклоняется.
Выплата лицензионных платежей является отдельной хозяйственной операцией и подлежит обложению НДС по ставке 20 % в соответствии со ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" по смыслу положений ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации сумма НДС, предъявляемая при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. Бремя обеспечения выполнения этих требований возложена на продавца как налогоплательщика (в рассматриваемой ситуации - правообладателе), обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет НДС по итогам налогового периода.
В таможенную стоимость товаров должна быть включена общая сумма начисленных в пользу правообладателя роялти, то есть до удержания налогов, а не фактически перечисляемая сумма.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС предусмотрено, что при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (ЦФУ), добавляются роялти, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в ЦФУ.
При этом суммы НДС, исчисленные, удержанные и уплаченные декларантом в рамках исполнения им обязанностей налогового агента, не являются частью ЦФУ, объектом налогообложения является не ввоз товаров, а передача прав на объекты интеллектуальной собственности (результаты интеллектуальной деятельности) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации), соответственно, уплачиваются указанные суммы НДС не в связи с ввозом товаров, а в связи с передачей, предоставлением патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав.
Диспозицией ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Следовательно, административным органом правомерно вменяемое деяние квалифицировано по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупностью представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о наличии в деянии Заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалы дела не представлено.
Являясь участником правоотношений в области таможенного дела, и вступая в таможенные правоотношения ООО "Арнег" обязано при осуществлении своей деятельности строго придерживаться требований таможенного законодательства, обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого исполнения требований закона. Материалами дела подтверждается, что ООО "Арнег", имея правовые основания и реальную возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению установленных законодательством Российской Федерации и ЕАЭС требований, тем не менее, не выполнило указанные обязанности.
Вина общества заключается в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, Общество не предприняло все необходимые меры по их соблюдению (могло воспользоваться правом уточнения стоимости товаров, получить консультацию в таможенном органе и т.п.), что привело к совершению правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Чрезвычайные, непреодолимые и находящиеся вне контроля общества обстоятельства, препятствовавшие исполнению возложенных на ООО "Арнег" обязанностей, отсутствовали.
Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен с учетом обстоятельств согласно ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно санкции ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом установлен, обстоятельств, исключающих в отношении общества производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценки допущенного обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, суд не усматривает, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2022 по делу N А40-172720/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172720/2022
Истец: ООО "АРНЕГ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ