г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2022 г. |
Дело N А56-64144/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Кузнецова Я.В. по служебному удостоверению
от заинтересованного лица: Быкова Н.А. по доверенности от 04.07.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33449/2022) Прокуратуры Невского района на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2022 по делу N А56-64144/2022 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению Прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга
к Антропову Юрию Викторовичу (генеральный директор ООО "Балтспецтранс")
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Невского района Санкт-Петербурга (далее - заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Балтспецтранс" (далее - Общество, ООО "Балтспецтранс") Антропова Юрия Викторовича (далее - Антропов Ю.В.) к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 21.09.2022 в удовлетворении заявления о привлечении Антропова Ю.В. к административной ответственности отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Прокуратура направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 21.09.2022, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на наличие в действия Антропова Ю.В. события и состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении. По мнению подателя жалобы, ООО "Балтспецтранс" не обеспечило возможность получения письменной корреспонденции по адресу своей регистрации, в связи с чем ссылки на неосведомленность о существовании направленного конкурсным управляющим запроса, несостоятельны.
В судебном заседании представитель Прокуратуры поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Антропова Ю.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2021 (в виде резолютивной части) по делу N А56-34039/2020 ООО "Зетгрупп" (должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Тараненко Дарья Дмитриевна.
На основании статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) в связи с наличием информации в банковских выписках должника, о том, что ООО "Балтспецтранс" являлось контрагентом должника в установленный Законом N 127-ФЗ трехлетний период подозрительности 11.06.2017 - 11.06.2020 (сумма платежей, совершенных в адрес контрагента составила 1821000 руб.), конкурсным управляющим ООО "Зетгрупп" Тараненко Д.Д. направлен запрос от 15.10.2021 N 142 в ООО "Балтспецтранс" о предоставлении необходимых информации и копий документов, подтверждающих основания осуществленных должником в адрес Общества платежей, а именно: договоры, первичная документация, акты сверки расчетов, закрывающие документы, в том числе счета.
Поскольку запрошенные документы не были представлены ООО "Балтспецтранс", конкурсный управляющий ООО "Зетгрупп" Тараненко Д.Д. обратилась в Прокуратуру с жалобой на действия генерального директора ООО "Балтспецтранс" Антропова Ю.В.
По результатам рассмотрения обращения конкурсного управляющего ООО "Зетгрупп" Тараненко Д.Д. заместителем прокурора Невского района Санкт-Петербурга вынесено постановление от 03.06.2022 N 07-05-2022/33 о возбуждении в отношении генерального директора ООО "Балтспецтранс" Антропова Ю.В. производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ постановление и иные материалы дела об административном правонарушении направлены Прокуратурой в арбитражный суд с заявлением о привлечении Антропова Ю.В. к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях генерального директора ООО "Балтспецтранс" Антропова Ю.В. объективной стороны состава вмененного административного правонарушения, а также вины в его совершении, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления Прокуратуры о привлечении к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Прокуратуры и отмены решения суда первой инстанции от 21.09.2022 в силу следующего.
Частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний.
В соответствии со статьей 129 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, а также осуществлять иные права и обязанности, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Положениями статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ предусмотрено право арбитражного управляющего, в том числе, запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение 7 дней со дня получения запроса без взимания платы.
В рассматриваемом случае, как установлено Прокуратурой и следует из материалов дела, в нарушение приведенных требований Закона N 127-ФЗ Антроповым Ю.В. как руководителем ООО "Балтспецтранс", в установленный частью 2 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ срок не исполнена обязанность по представлению конкурсному управляющему ООО "Зетгрупп" Тараненко Д.Д. сведений и документов по запросу от 15.10.2021.
Вместе с тем, в силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат не только наличие события административного правонарушения, но также и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям с сайта "Почты России", отправление с почтовым идентификатором 19200763048419 (л.д. 34) не доставлено Обществу и возвращено отправителю (возврат корреспонденции получен арбитражным управляющим Тараненко Д.Д. 28.11.2021).
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, исходя из положений части 1 и части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, устанавливая вину Антропова Ю.В. (как должностного лица) в совершении предусмотренного частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ правонарушения, необходимо удостовериться в осведомленности привлекаемого к ответственности лица как о факте предъявления арбитражным управляющим требования о предоставлении сведений или документов, так и о его содержании.
Вместе с тем объяснения Антропова Ю.В. о неосведомленности относительно направления конкурсным управляющим запроса от 15.10.2021 и его содержания документально не опровергнуты и согласуются с отчетом организации почтовой связи об отслеживании отправления, содержащего данный запрос.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в данном случае у Антропова Ю.В. как генерального директора ООО "Балтспецтранс" отсутствовала объективная возможность в установленный срок исполнить запрос конкурсного управляющего ООО "Зетгрупп" Тараненко Д.Д. и представить запрошенную информацию и документы.
Вопреки доводам подателя жалобы, положения статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают гражданско-правовые последствия неполучения юридически значимых сообщений, которые в аспекте привлечения к публичной ответственности сами по себе не могут подменять доказательства осознания субъектом административного правонарушения (в рассматриваемом случае Антропова Ю.В.) противоправного характера своего бездействия и предвидения возможности наступления вредных последствий.
Из материалов дела не усматривается, что Антропов Ю.В. злостно уклонялся от исполнения запроса конкурсного управляющего ООО "Зетгрупп" Тараненко Д.Д. Как усматривается из представленных в суд первой инстанции документов (приложения к отзыву на заявление в электронном виде) после получения сведений о наличии запроса от 15.10.2022 генеральным директором ООО "Балтспецтранс" Антроповым Ю.В. были направлены конкурсному управляющему ООО "Зетгрупп" Тараненко Д.Д. истребованные документы письмом от 30.08.2022 N 18.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии вины генерального директора ООО "Балтспецтранс" Антропова Ю.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ.
Недоказанность состава вмененного правонарушения в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоблюдении Прокуратурой порядка привлечения Антропова Ю.В. к административной ответственности в силу следующего.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении административный орган обязан обеспечить установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Из вышеприведенных положений статей 28.2 и 28.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, если имеются данные о надлежащем извещении указанного лица и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РРоссийской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности следует проверять, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как установлено судом апелляционной инстанции, доказательств надлежащего и заблаговременного извещения Антропова Ю.В. о времени и месте вынесения Прокурором постановления от 03.06.2022 N 07-05-2022/33 о возбуждении дела об административном правонарушении в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что уведомление о времени и месте вынесения постановления направлено только по адресу ООО "Балтспецтранс" (л.д. 32-33).
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из материалов дела следует, что Антропов Ю.В. зарегистрирован по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Титова, д.25, кв. 18; доказательств направления уведомления о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по указанному адресу материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, следует признать, что постановление от 03.06.2022 N 07-05-2022/33 о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отсутствие Антропова Ю.В. (или его защитника) и при отсутствии сведений о надлежащем извещении Антропова Ю.В. о вышеуказанном процессуальном действии.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушение положений статей 28.2 и 28.4 КоАП РФ носит существенный характер, привело к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Прокуратуры о привлечении генерального директора ООО "Балтспецтранс" Антропова Ю.В. к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда от 21.09.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Прокуратуры не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 сентября 2022 года по делу N А56-64144/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокуратуры Невского района г. Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-64144/2022
Истец: Прокуратура Невского района Санкт-Петербурга
Ответчик: ООО "БАЛТСПЕЦТРАНС"