г. Воронеж |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А36-8987/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Серегиной Л.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергоснабжение": Дворниковой Л.А., представителя по доверенности N 2-2/22 в порядке передоверия от 10.01.2022, по доверенности N 144 от 13.12.2021, паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "УК РСУ-2": Левчук Ю.Н., представителя по доверенности б/н от 03.10.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ, Щедриной Н.Б., директора, действующего на основании протокола N 1 общего собрания участников ООО "УК РСУ-2" от 25.06.2021, паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК РСУ-2" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.09.2022 по делу N А36-8987/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергоснабжение" (ОГРН 1064823002936, ИНН 4822001340) к обществу с ограниченной ответственностью "УК РСУ-2" (ОГРН 1114823013953, ИНН 4826079121) о взыскании 5 026 474 руб. 56 коп. задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергосбережение" (далее - ООО "НовитЭн", истец) обратилось (с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК РСУ-2" (далее - ООО "УК РСУ-2", ответчик) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за июль - декабрь 2016 года в сумме 5 026 474 руб. 56 коп.
Определением арбитражного суда от 03.08.2018 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями главы 29 АПК РФ.
Определением от 27.09.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 23.09.2022 с ООО "УК РСУ-2" в пользу ООО "НовитЭн" взыскан долг за июль - декабрь 2016 года в сумме 1 145 807 руб. 53 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "УК РСУ-2" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ООО "УК РСУ-2" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "НовитЭн" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва ООО "НовитЭн" на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ГЭСК" (в настоящее время ООО "НовитЭн") является гарантирующим поставщиком и осуществляет поставку электроэнергии коммунальных услуг (в виде энергоснабжения) потребителям, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирных домах.
По информации, полученной истцом от государственной жилищной инспекции Липецкой области, ООО "УК РСУ-2" осуществляло функции управляющей организации в отношении многоквартирных жилых домов, в которые ООО "ГЭСК" (гарантирующий поставщик) в отсутствие подписанного договора энергоснабжения с ООО "УК РСУ-2" в период с июля по декабрь 2016 года поставляло электрическую энергию.
Ссылаясь на то обстоятельство, что поставленная в указанные расчетные периоды электрическая энергия на общедомовые нужды (сверхнормативный объем) управляющей компанией не оплачена, истец обратился арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные исковые требования в части суммы 1 145 807 руб. 53 коп.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке, регулируются главой 30 ГК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения по оказанию коммунальных услуг в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства (п. 10 ч. 1 ст. 4, ст. 8 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ.
Как следует из ч.ч. 1, 2, 12, 15 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Объем электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирных домов определяется в соответствии с п. 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В подпункте "а" п. 22 Правил N 124 указано, что стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с п. 44 Правил N 354 подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Расчетный период для оплаты коммунального ресурса принимается равным одному календарному месяцу (пп. "е" п. 17 Правил N 124).
Пунктом 25 Правил N 124 предусмотрено внесение платы за коммунальный ресурс, потребляемый на общедомовые нужды в многоквартирном доме, до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не определен более поздний срок оплаты коммунального ресурса.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт управления многоквартирными домами, в которые истец поставлял электроэнергию в июле - декабре 2016 года, ответчиком не оспаривался.
Как следует из материалов дела, ООО "НовитЭн" просило взыскать с ответчика задолженность за июль - декабрь 2016 года в размере 5 026 474 руб. 56 коп. (с учетом уточнений исковых требований).
Соответствие произведенных истцом уточненных расчетов объемов и стоимости коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, требованиям п.п. 21 и 22 Правил N 124 ответчиком не оспаривалось.
Расчеты истца основаны на показаниях общедомовых приборов учета, индивидуальных приборов учета, а также учитывают характеристики многоквартирных домов и нормативы потребления коммунальных услуг, установленные постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 24.08.2012 N 35/5.
В обоснование расчетов истец представил в материалы дела данные о площадях помещений, сведения о показаниях приборов учета, установленных как в жилых, так и в нежилых помещениях, отчет по расчету ОДПУ в разрезе лицевых счетов.
ООО "НовитЭн" настаивало на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме, вместе с тем представило в материалы дела альтернативный расчет, осуществленный с учетом заявленных ответчиком разногласий (по индивидуальному потреблению собственников нежилых помещений), а также "отрицательного ОДН". С учетом указанных корректировок задолженность управляющей компании за поставленную электрическую энергию на общедомовые нужды (сверхнормативный объем) за июль - декабрь 2016 года составляет 1 145 807 руб. 53 коп.
Суд первой инстанции правильно признал верным расчет задолженности на сумму 1 145 807 руб. 53 коп.
Доказательств оплаты долга за июль - декабрь 2016 года в полном объеме или в части ответчик не представил.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований ООО "НовитЭн" в части и взыскании с ООО "УК РСУ-2" долга по оплате электрической энергии в размере 1 145 807 руб. 53 коп.
Доводы апелляционной жалобы ООО "УК РСУ-2" о том, что в спорный период ответчик не являлся исполнителем коммунальных услуг, поскольку в 2015 году истец в ответ на предложение управляющей компании заключить договор энергоснабжения направил письмо N 4629-18-01 от 18.05.2015 с указанием на отсутствие оснований в связи с наличием договорных отношений с владельцами жилых и нежилых помещений, основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании п.п. 2, 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В силу ст.ст. 161, 162 ЖК РФ управляющая компания должна предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не может осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.
В соответствии с п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В п. 14 Правил N 354 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Признание ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальной услуги (услуг) должно быть обусловлено объективными обстоятельствами, в связи с которыми управляющая организация не может выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг.
В пункте 17 Правил N 354 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) указано, что ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях согласно п.п. 8, 9 Правил N 354 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Таким образом, с момента принятия функций по управлению многоквартирным домом управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
При этом из анализа действующего в спорный период законодательства не следует, что обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, возникновение у нее права на выставление счетов и на сбор платежей зависит от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения.
Пункт 14 Правил N 354 связывает возникновение обязанности управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически (в отсутствие договора) сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией.
Иное толкование п. 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей компании, не заключая договор с ресурсоснабжающими организациями, уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным жилым домом.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Следовательно, собственникам помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей компании, предоставлялось право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Применительно к рассматриваемому периоду внесение потребителями коммунальных услуг платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации признается выполнением обязательств собственников и нанимателей жилых помещений по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей компанией, которая остается исполнителем коммунальных услуг и отвечает перед собственниками и нанимателями за надлежащее качество всех коммунальных услуг.
Таким образом, в спорный период именно управляющая компания ООО "УК РСУ-2" являлась исполнителем коммунальных услуг и имела право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ООО "НовитЭн" и ООО "УК РСУ-2" не является основанием для возникновения у ООО "НовитЭн" права на взимание платы за поставку электроэнергии на общедомовые нужды с собственников жилых помещений.
Кроме того, в силу п. 44 Правил N 354 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирных домах, находившихся в рассматриваемый период в управлении ООО "УК РСУ-2", решений общего собрания о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, в материалы дела не представлено.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для освобождения ООО "УК РСУ-2" от оплаты поставленной ООО "НовитЭн" сверх норматива электроэнергии на общедомовые нужды.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.09.2022 по делу N А36-8987/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Л.А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-8987/2018
Ответчик: Общество с ограниченной отвественностью "УК РСУ-2"
Третье лицо: ОАО "Липецкая городская энергетическая компания", ООО "НОВИТЭН"