г. Челябинск |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А07-4085/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании 25 ноября 2022 года - 02 декабря 2022 года апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.06.2022 по делу N А07-4085/2022.
В заседании принял участие представитель
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХСервис" - Калошин Ю.А. (предъявлены паспорт, доверенность от 10.01.2022, диплом).
Заинтересованное лицо - Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещено. В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХСервис" (далее - заявитель, общество, ООО УК "ЖКХСервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомитет) о признании недействительным предписания N ЮО-22-458-002 от 17.01.2022.
Решением от 02.06.2022 (резолютивная часть решения объявлена 24.05.2022) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору N ЮО-22-458-002 от 17.01.2022. С Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в пользу ООО УК "ЖКХ-Сервис" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Госкомитет (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления ООО УК "ЖКХ-Сервис" отказать.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что предусмотренное договором управления от 13.06.2017 г. одностороннее повышение тарифа на индекс роста потребительских цен противоречит нормам жилищного законодательства, не освобождает управляющую организацию от обязанности провести общее собрание собственников помещений с целью рассмотрения вопроса об изменении размера платы за содержание. Ссылаясь на судебные акты по иным делам, податель жалобы полагает незаконным повышение управляющими организациями платы за содержание без проведения общего собрания собственников помещений, даже при наличии в договоре управления оговорки о возможности индексации управляющей организацией платы за содержание.
Кроме этого, апеллянт указывает, что в рассматриваемой ситуации заявителем не представлено доказательств того, что предложение о повышении платы за содержание было направлено собственникам помещений.
Обществом в материалы дела представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы с приложением, в которых заявитель просит оставить обжалуемое решение без изменения.
В судебном заседании 25 ноября 2022 года был объявлен перерыв до 02.12.2022. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено с участием того же представителя общества.
Представитель Госкомитета в судебное заседание после перерыва не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО Управляющая компания "ЖКХСервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 002000441 и с 01.07.2017 является управляющей организацией многоквартирного дома N 24А по ул. Дружбы г. Стерлитамак.
Госкомитетом в отношении ООО УК "ЖКХСервис" в период 27.12.2021 по 17.01.2022 на основании распоряжения от 24.12.2021 N 4317 (л.д. 22-23) проведена внеплановая документарная проверка по обращению физического лица, проживающего в указанном доме, по вопросу увеличения размера платы за содержание.
В ходе проверки Госкомитетом сделан вывод, что в нарушение части 7 статьи 156, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпункта "ж" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управляющей организацией допущено одностороннее увеличение платы за содержание жилого помещения с 01.07.2021 на индекс потребительских цен с 16,26 руб./кв.м. до 16,88 руб./кв.м. в адрес собственников помещений дома N24А по ул. Дружбы, г. Стерлитамак.
Проверка оформлена актом проверки от 17.01.2022 N ЮО-22-4317- 45801 (л.д. 48-49).
По итогам проверки Госкомитет вынес предписание от 17.01.2022 N ЮО-22-458-002 (л.д. 50), которым обязал заявителя устранить выявленные нарушения в срок до 01.03.2022:
- произвести перерасчет платы в адрес собственников помещений дома N 24а по ул. Дружбы, г. Стерлитамак в соответствии с размером платы - 16,26 руб./м2 с 01.07.2021 г. за весь период незаконных начислений:
- начисления в адрес собственников помещений дома N 24а по ул. Дружбы, г. Стерлитамак платы за содержание и текущий ремонт производить в размере 16,26 руб./м2 до момента утверждения собственниками помещений иного размера платы.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО УК "ЖКХСервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из системного анализа приведенных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании
Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
Как усматривается из материалов настоящего дела, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений дома N 24а по ул. Дружбы, г. Стерлитамак, РБ от 13.06.2017 г. N 02-2017 (л.д. 42-44) выбран способ управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 161 ЖК РФ - управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации собственниками выбрано ООО УК "ЖКХСервис", утверждены условия, договор управления многоквартирным домом, объем и перечни работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме согласно договору управления; утвержден размер платы за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в размере 15,90 руб./м2 общей площади квартиры, порядок ее индексации и изменения, порядок внесения данных платежей.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений дома N 24а по ул. Дружбы, г. Стерлитамак от 12.09.2018 г. N 01- 12.09.2018 (л.д. 40-41) собственниками утвержден размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 18.65 руб./м2 общей площади квартиры на 2018 г.-2019 г.
На основании пункта 8.1 статьи 23 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (приложений законодательных актов) Российской Федерации от 29.12.2014 N 458-ФЗ ООО УК "ЖКХСервис" с 01.01.2019 из состава платы за содержание жилого помещения исключена стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов в размере 2,39 руб./м2. Соответственно плата за содержание жилого помещения с 01.01.2019 составила 16,26 руб./м2.
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Исходя из содержания договора управления (л.д. 34-39), утвержденного решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (п. 4.2), месячная стоимость комплекса услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества, приведенного в приложении N 1 к настоящему договору, в представлении коммунальных услуг определяется как сумма месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Пунктом 4.5 указанного договора предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства из расчета на 1 кв.м. общей площади.
В силу пункта 4.8 договора в последующем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД может индексироваться при наличии соответствующих оснований, таких как изменения уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей и иных не противоречащих закону оснований. При таких условиях размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений Управляющей компании и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 4.9 договора управления при наступлении законных оснований для пересмотра размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, принятие общим собранием собственников помещения в МКД ежегодных решений об изменении такой платы не требуется.
Договор управления многоквартирным домом утвержден собственниками помещений дома на общем собрании 13.06.2017 года в редакции, предусматривающей наличие пунктов 4.5, 4.8, 4.9.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 нюня 2017 года N 22 установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении существенного условия договора управления многоквартирным домом о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не применяется только в том случае, если оно признано недействительным решением суда.
Решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленные протоколом от 13.06.2017 года, а также положения договора управления названным МКД недействительными в силу закона или на основании решения суда не признаны. Изменения в установленном законом порядке в указанный договор не вносились.
В договоре управления определен порядок и изменения размера платы, а именно порядок ее индексации и изменения, утвержден решением собственников на общем собрании одновременно с условиями договора управления, также предусматривающего порядок определения и изменения размера платы - порядок ее индексации, без ежегодных решений об изменении такой платы.
Таким образом, собственниками помещений в МКД на общем собрании фактически принято решение, предоставляющее управляющей компании право индексации размера платы за содержание общего имущества и управление МКД в отсутствие ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников, но только с учетом величины индекса роста потребительских цен, определенной на законных основаниях. Следовательно, увеличение размера платы за содержание общего имущества и управление МКД в рассматриваемом случае не нарушает положения жилищного законодательства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 2827-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации за исключением Республики Крым и г. Севастополь на 2021 года, на основании которого ООО УК "ЖКХСервис" с 01.07.2021 произведена индексация размера платы за содержание жилья на 3,8 %, с 16,26 руб./кв.м до 16,88 руб./кв.м.
Ежегодная индексация размера платы за жилищные услуги в соответствии с прогнозными показателями инфляции, определяемыми Минэкономразвития России с учетом динамики предыдущего года на основании индекса потребительских цен на платные услуги населению, скорректированного на индекс потребительских цен на платные услуги населению, скорректированного на индекс выпадающих доходов, сложившихся из соотношения фактического индекса предыдущего периода и прогнозного индекса на регулируемый период (не ниже уровня фактических индексов потребительских цен предыдущего годового периода).
Вместе с тем данные об индексе потребительских цен в Российской Федерации на жилищно-коммунальные услуги, на который управляющая компания может увеличить размер платы за содержание и ремонт, публикуются в общем доступе на официальном сайте Росстата. Также на сайте правительства РФ опубликовано распоряжение Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 2827-р, в котором утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по РФ. При этом каждый собственник помещений в многоквартирных домах имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с учетом процента темпа роста инфляции.
В соответствии с законодательством собственниками МКД определен порядок индексации и изменения, утвержден договор управления многоквартирным домом, предусматривающий условия о порядке определения размера платы за содержание и ремонт общего имущества дома с учетом ежегодного применения индекса инфляции, а также в случае обоснованного изменения тарифов и/или стоимости услуг, оказываемых управляющей организации со стороны специализированных организаций, выполняющих на подрядной основе услуги монопольного характера, за услугу содержание жилья (содержание и ремонт общего имущества МКД) согласно утвержденному собственниками размеру платы.
Применение Обществом индекса цен к установленному размеру платы за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, не является повышением размера платы, поскольку сам размер платы, утвержденный на общем собрании собственников помещений дома, в течение всего времени, начиная с его утверждения, оставался неизменным. Необходимость применения коэффициента инфляции носит вынужденный характер, вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от управляющей организации.
Как указано выше, порядок определения и изменения размера платы, а именно порядок ее индексации и изменения, утвержден решением собственников одновременно с условиями договора управления, также предусматривающего порядок определения и изменения размера платы - порядок ее индексации. Указанный порядок определения размера платы Обществом не изменялся в одностороннем порядке, а условия договора управления, устанавливающего данный порядок, недействительными в судебном порядке не признаны.
Следовательно, применение Обществом базового индекса потребительских цен основано на принятых собственниками решениях об утверждении порядка индексации, условиях заключенного договора и не нарушает действующих норм закона, прав и интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Вопреки доводам жалобы собственники дома о предложении предстоящего применения индексации платы на 3,8 % проинформированы в установленном порядке, соответствующая информация размещена управляющей организацией на оборотной стороне квитанций за май, июнь 2021 года на доске объявлений (общедоступное место для жителей дома, обычно используемые для размещения важных сообщений). Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела с письменными пояснениями документами.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что собственниками помещений в многоквартирном доме фактически принято решение, предоставляющее ООО УК "ЖКХСервис" право индексации размера платы за содержание жилого помещения при отсутствии ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников.
Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об индексации платы, не опровергнуты и положения условий договора управления в установленном законом порядке недействительными не признаны, в связи с чем вывод суда первой инстанции о правомерном индексировании ООО УК "ЖКХСервис" размера платы за содержание жилья при отсутствии решения общего собрания является обоснованным.
Указанная позиция заявителя основана на определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2019 N 307-ЭС19-11346 по делу N А21- 10882/2018.
Предписание, целью которого является устранение выявленных нарушений, не должно приводить к незаконному освобождению собственников от оплаты потребленных услуг и бремени содержания имущества. Тем более, что нормы жилищного законодательства направлены, прежде всего, на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию многоквартирных домов в целях соблюдения прав жильцов и безопасности эксплуатации многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеприведенные положения жилищного законодательства и установленные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу определения размера платы за содержание жилья регулируются договором управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания Госкомитета N ЮО-22-458-002 от 17.01.2022 недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы. Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Госкомитет освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.06.2022 по делу N А07-4085/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4085/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖКХ-СЕРВИС"
Ответчик: Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору