г. Челябинск |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А07-30229/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туймазинские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.09.2022 по делу N А07-30229/2021.
В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан - Фахретдинова А.Р. (доверенность N 05-38/0002 от 17.01.2022, диплом), Мусина Л.Б. (доверенность N 05-16/0029 от 17.12.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Туймазинские тепловые сети" (далее - заявитель, ООО "Туймазинские тепловые сети", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС РФ N 27 по РБ, инспекция, налоговый орган) от 21.06.2021 N 02-11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ" (далее - ООО "Управляющая компания ЖКХ", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.09.2022 (резолютивная часть решения объявлена 24.08.2022) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Туймазинские тепловые сети" обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить. Полагает обжалованное решение инспекции незаконным. Обращает внимание на следующие обстоятельства: оспоренным решением обществу доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2017 и 2018 годы в общей сумме 9894282 руб. по реализации коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению; прямые расчеты заявителя с потребителями не охватывают расчеты за общедомовое потребление тепловой энергии, которые оплачиваются по установленным нормативам в составе платы за содержание и ремонт, за услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома; суд не выяснил состав и природу платежей третьего лица в адрес заявителя, из которых только часть (плата за коммунальную услугу - отопление) является для налогоплательщика реализацией, учитываемой при обложении НДС, другая часть должна являться платой за тепловую энергию, реализованную налогоплательщиком самому третьему лицу на общедомовое потребление, при этом ООО "Управляющая компания ЖКХ" должна компенсировать налогоплательщику стоимость тепловой энергии, не являющейся договорным потреблением ни в адрес граждан, ни в адрес управляющей организации, а представляющей собой потери (часть тепловой энергии, относящейся к перетопам - то есть к объемам тепловой энергии, отпущенной во внутридомовую сеть централизованного теплоснабжения в нарушение температурного графика), которые не образуют услугу по отоплению (в том числе не образуют бездоговорное потребление, так как ухудшают качество коммунальной услуги); ООО "Управляющая компания ЖКХ" действовало недобросовестно, смешивая в отчетах платежи разного рода (плату за коммунальную услугу и плату за общедомовое потребление), то есть, утаивая сведения о структуре начислений, и не осуществляя надлежащим образом регулирование внутридомовой системы центрального теплоснабжения (в результате чего образовались перетопы), однако суд принял предоставленные этим лицом сведения в отличие от данных налогового и бухгалтерского учета самого налогоплательщика, которые соответствуют фактическим правоотношениям; критериями разграничения дохода от реализации от компенсации за бездоговорное потребление являются: известность дохода в соответствующем периоде и достоверность установленного объема фактической передачи (получения) тепловой энергии, что в настоящем случае отсутствует (конкретный размер перетопов за каждый месяц не может быть известен налогоплательщику, так как складывается помимо его воли); инспекция и суд указывают на разницу между начисленной и перечисленной налогоплательщику платежным агентом суммами, однако, при определении действительного размера выручки налогоплательщика не учитывают то, что перетопы не подлежат оплате в составе платы за коммунальные ресурсы, а компенсация причиненных ресурсоснабжающей организации убытков выручкой для налогоплательщика не является.
Представители инспекции в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители заявителя и третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Туймазинские тепловые сети" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1100269001205, осуществляет деятельность по оказанию услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения и состоит на учете в качестве налогоплательщика в МИФНС РФ N 27 по РБ.
На основании решения заместителя начальника МИФНС РФ N 27 по РБ от 15.01.2020 N 02 должностными лицами инспекции в период с 15.01.2020 по 03.12.2020 проведена выездная налоговая проверка ООО "Туймазинские тепловые сети" по налогам и сборам за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, по результатам проверки составлены акт от 03.02.2021 N 02/11 и дополнение к акту от 14.05.2021 N 07/11.
По итогам рассмотрения материалов указанной проверки и представленных заявителем возражений инспекцией принято решение от 21.06.2021 N 02-11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 192395 руб., пунктом 3 статьи 122 НК РФ - в виде штрафа в сумме 12500 руб., пунктом 1 статьи 123 НК РФ - в виде штрафа в размере 398 руб., а также заявителю начислены НДС за 2017 и 2018 годы в сумме 13007939 руб. и пени по НДС в сумме 5299294,61 руб.
Это решение было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федерального налоговой службы по Республике Башкортостан от 29.09.2021 решение МИФНС РФ N 27 по РБ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.06.2021 N 02-11 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции от 21.06.2021 N 02-11, ООО "Туймазинские тепловые сети" обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным в полном объеме.
Рассмотрев по существу требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании оспоренного решения инспекции недействительным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта, решения или действий закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ налоговым правонарушением является неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 этого Кодекса.
Пунктом 3 статьи 122 НК РФ установлено, что деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Исследованием материалов дела установлено, что оспоренным решением заявителю доначислен НДС за 2017-2018 годы в следующих суммах: 11337759 руб. - в связи с невключением в состав налоговой базы доходов от реализации коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) населению, обслуживаемому ООО "Управляющая компания ЖКХ" и ООО "Туймазинские тепловые сети"; 1502870,49 руб. - в связи с неотражением в налоговых декларациях в составе налоговой базы доходов от реализации работ по монтажу, установке и сборке оборудования, выполненных для ООО "Завод котельного оборудования", 167310,04 руб. - в связи с неисчислением и неотражением в налоговых декларациях НДС со стоимости арендной платы, перечисленной за аренду муниципального имущества. Также, заявителю доначислены соответствующие суммы пеней и налоговых санкций.
Оспаривая решение инспекции в полном объем, заявитель какие либо аргументированные возражения относительно доначисления НДС в суммах 1502870,49 руб. и 167310,04 руб., а также относительно доначисления НДС за 2018 год в размере 3191456,74 руб. в связи с не включением в состав налоговой базы по НДС доходов от реализации коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) населению, обслуживаемому в ООО "Туймазинские тепловые сети", не привел, а потому оснований для признания недействительным решения в части доначисления этих сумм НДС и соответствующих им пеней и налоговых санкций не имеется.
По существу заявителем решение инспекции оспаривается только в части доначисления НДС за 2017 и 2018 годы в сумме 9894282 руб. (за 2017 год - 1796907,21 руб., за 2018 год - 8097374,79 руб.) в связи с невключением в состав налоговой базы доходов от реализации коммунальных услуг населению, обслуживаемому ООО "Управляющая компания ЖКХ", а также в части начисления соответствующих пеней и налоговых санкций.
Оценивая приведенные заявителем возражения в отношении оспоренного решения в указанной части, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ, объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункт 2 статьи 153 НК РФ).
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (пункт 1 статьи 154 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 166 НК РФ предусмотрено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
ООО "Туймазинские тепловые сети" ежемесячно оказывает коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению населению, обслуживаемому ООО "Управляющая компания ЖКХ".
Между ООО "Туймазинские тепловые сети" (принципал) и ООО "Управляющая компания ЖКХ" (агент) заключен агентский договор от 01.11.2013 N 105 на оказание услуг по начислению платы за коммунальные услуги "отопление" и "горячее водоснабжение", согласно которому, принципал поручает, а агент совершает от имени и за счет принципала действия, связанные с расчетом платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению потребителям (населению).
Согласно учетной политике ООО "Туймазинские тепловые сети", выручка от реализации работ, услуг признается по мере предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов за выполненные работы и оказанные услуги (пункт 6.2).
Ежемесячно после закрытия месяца в ООО "Управляющая компания ЖКХ" производится формирование итоговой отчетности для ООО "Туймазинские тепловые сети" по начислению коммунальных услуг населению и оплате населением услуг отопления и горячего водоснабжения (по каждому компоненту отдельно для индивидуального потребления и общедомовых нужд). Эта информация предоставляется по каждому лицевому счету в прошитой и пронумерованной "Ведомости начислений в разрезе услуг" и общим сводом в "Отчете по начислениям и потреблению ресурсов" (доставляется сопроводительным письмом в приёмную ресурсоснабжающей организации).
По итогам проверки налоговым органом установлено, что ООО "Туймазинские тепловые сети" не включены в состав налоговой базы для целей исчисления НДС по строке 010 "Реализация (передача для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога, всего" доходы от реализации коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в адрес населения, обслуживаемого ООО "Управляющая компания "ЖКХ", за 2017 - в размере 11779725,61 руб. (в т.ч. НДС - 1796907,29 руб.), за 2018 год - в размере 53082790,27 руб. (в т. ч. НДС - 8097374,79 руб.).
Так, в декларациях по НДС и в книгах продаж отражена реализация коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению, обслуживаемому ООО "Управляющая компания ЖКХ": за 2017 год - в сумме 270159679,17 руб.; за 2018 год - в сумме 258036420,27 руб. Фактически реализация указанных услуг произведена заявителем: в 2017 году - на сумму 281939404,78 руб.; в 2018 году - на сумму 311119210,54 руб.
Указанные выводы инспекции основаны на данных отчета по начислениям и потреблениям ресурсов за 2017 - 2018 годы помесячно, ведомостей начислений в разрезе услуг по отоплению и горячему водоснабжению за 2017 год помесячно, отчета по сальдо за 2017 - 2018 годы помесячно, выписки из журнала учета объемов по услуге горячего водоснабжения за 2017-2018 годы помесячно, выписки из журнала учета объемов центрального отопления за 2017-2018 годы год помесячно, ведомости начислений по котельным за центральное отопление за 2017-2018 годы помесячно, ведомости начислений по котельным за горячее водоснабжение за 2017-2018 годы помесячно, счетов-фактур за 2017-2018 годы помесячно, актов за 2017-2018 годы помесячно, актов сверки взаимных расчетов за 2017 год поквартально.
Заявитель ссылается на то обстоятельство, что указанная разница образовалась вследствие имевшего место в 2017-2018 годах "перетопа" (то есть, поставки объема тепловой энергии, отпущенной во внутридомовую сеть централизованного теплоснабжения в нарушение температурного графика), а потому не имеет отношения к реализации услуг по отоплению и горячему водоснабжению и не подлежит обложению НДС. Как указывает заявитель, это обстоятельство стало следствием действий ООО "Управляющая компания ЖКХ", которым несмотря на требование заявителя об осуществлении шайбирования и контроля параметров потребляемой тепловой энергии во внутридомовых сетях, соответствующие мероприятия не проводились. Оплату указанного "перетопа" заявитель определяет как компенсацию причиненных ему убытков.
Отклоняя этот довод заявителя, суд первой инстанции обоснованно отметил, что в бухгалтерском учете ООО "Туймазинские тепловые сети" отражена реализация спорных коммунальных услуг в адрес населения, обслуживаемого в ООО "Управляющая компания ЖКХ", в указанных налоговым органом суммах с учетом фактически выполненного и реализованного для населения объема коммунальных услуг. При этом, в бухгалтерском учете (главная книга, оборотно-сальдовая ведомость счета 62.01 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", анализ счет 90.01 "Продажи", 91 "Прочие доходы (расходы)" и др.) не отражены какие-либо операции, связанные с наличием убытков от сверхнормативного потребления тепловой энергии или от "перетопа". Также, материалами дела не подтверждено наличие спора между ООО "Туймазинские тепловые сети" и ООО "Управляющая компания ЖКХ", с ведением претензионной работы по взысканию с управляющей компании полученных убытков. Какие-либо первичные документы по наличию убытков в результате увеличенного потребления тепловой энергии, возникшего по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ", ни в ходе выездной налоговой проверки, ни в материалы судебного дела не представлены.
Судом приняты во внимание также свидетельские показания и письма ООО "Управляющая компания ЖКХ" и ООО "Туймазинские тепловые сети".
Так, из показаний свидетеля Бурлака В.В. (протокол допроса от 08.04.2021 N 183 следует, что он в проверяемом периоде работал юрисконсультом отдела сбыта ООО "Туймазинские тепловые сети". В должностные обязанности свидетеля входило ведение претензионной работы с должниками, заключение договоров теплоснабжения, ведение судебных дел о взыскании задолженности. Претензионная работа по спорному вопросу с ООО "Управляющая компания ЖКХ" не велась. Какая велась предсудебная работа со стороны ООО "Туймазинские тепловые сети" по взысканию с управляющей компании полученных убытков и какие документы при этом предъявлялись, свидетелю неизвестно. Принимались ли решения (соглашения) ООО "Туймазинские тепловые сети" по возмещению ООО "Управляющая компания ЖКХ" убытка, по причине увеличения потребленной тепловой энергии населением, которое обслуживается ООО "Управляющая компания ЖКХ" за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, возникшей по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ", свидетель не знает.
Из показаний свидетеля Карандельской Е.А. (протокол допроса от 08.04.2021 N 181) следует, что она работает в ООО "Туймазинские тепловые сети" начальником отдела сбыта.Ппо урегулированию вопросов в связи с корректировкой отпущенного объема тепловой энергии, по причине излишне отпущенной тепловой энергии по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ" проводились совместные совещания с участием ООО "Управляющая компания ЖКХ", ООО "Туймазинские тепловые сети" и администрацией муниципального района Туймазинский район. На вопрос: "В каких документах (отчетах) ООО "Управляющая компания ЖКХ" (агента) согласно агентского договора от 01.11.2013 N 105, отражается количество и сумма реализованной тепловой энергии населению, которая обслуживается ООО "Управляющая компания ЖКХ"?", свидетель ответила, что в отчете по начислению и потреблению ресурсов и ведомости начислений в разрезе услуг. На вопрос: "Были ли ООО "Управляющая компания ЖКХ" получены уведомления от ООО "Туймазинские тепловые сети" о приостановлении отчетов по агентскому договору от 01.11.2013 N 105 за период с 01.01.2017- 2018 г в связи корректировкой отпущенного объема тепловой энергии, по причине излишне отпущенной тепловой энергии по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ"? В случае получения таких уведомлений, какие были приняты меры по урегулированию вопросов непринятия отчетов в соответствии с агентским договором от 01.11.2013 N105?", свидетель ответила, что по данному вопросу велись устные переговоры, также проводились совещания в ООО "Управляющая компания ЖКХ", в ООО "Туймазинские тепловые сети", в администрации муниципального района Туймазинский район. Если отчеты по агентскому договору от 01.11.2013 N 105 были приостановлены, а денежные средства собраны за потребленные (ненадлежащие) коммунальные услуги за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, то возврат денежных средств населению производится путем уменьшения начислений платы за коммунальные услуги, отражался в счетах (квитанциях), выставленных населению, как корректировка (перерасчет).
Письмом от 22.04.2021 N 434 ООО "Туймазинские тепловые сети" сообщило следующее: протоколы совещаний, проведенных совместно с ООО "Управляющая компания ЖКХ" и администрацией муниципального района Туймазинский район по урегулированию вопросов непринятия отчетов в соответствии с агентским договором от 01.11.2013 N 105, в связи с корректировкой отпущенного объема тепловой энергии, по причине излишне отпущенной тепловой энергии по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ", не составлялись.
Письмом от 15.04.2021 N 415 ООО "Управляющая компания ЖКХ" сообщило, что этой организацией, как агентом, в рамках договора N 105 от 01.11.2013, ежемесячно, после закрытия месяца, на бухгалтерском счете 76.09 отражаются все поступившие в течение месяца от населения денежные средства за коммунальные услуги в пользу ООО "Туймазинские тепловые сети" (в форме "отчет по начислениям и потреблению ресурсов" графа "Оплаченная сумма"), а также все перечисленные за отчетный период собранные нами от населения платежи за коммунальные услуги Принципалу ООО "Туймазинские тепловые сети". Какие-либо договорные обязательства по шайбированию домов и осуществления контроля в управляемых домах за количеством тепловой энергии между ООО "Управляющая компания ЖКХ" и ООО "Туймазинские тепловые сети", отсутствуют. ООО "Управляющая компания ЖКХ" осуществляет контроль за качеством услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Контроль параметров тепловой энергии осуществляется непосредственно исполнителем коммунальной услуги - ООО "Туймазинские тепловые сети".
Письмом от 13.04.2021 N 1197996650 ООО "Управляющая компания ЖКХ" сообщило, что совещаний совместно с ООО "Туймазинские тепловые сети" и администрацией муниципального района Туймазинский район по урегулированию вопросов неприятия отчетов по агентскому договору N 105 от 01.11.2013 не было, и протоколов соответственно нет.
То есть, показания начальника отдела сбыта ООО "Туймазинские тепловые сети" Карандельской Е.А. о том, что по урегулированию вопросов в связи с корректировкой отпущенного объема тепловой энергии, по причине излишне отпущенной тепловой энергии по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ" проводились совместные совещания с участием ООО "Управляющая компания ЖКХ", ООО "Туймазинские тепловые сети" и администрацией муниципального района Туймазинский район, не подтверждены.
Свидетель Давлетов Ф.Н. (протокол допроса от 08.04.2021 N 185) показал, что он работает в ООО "Туймазинские тепловые сети" начальником ПТО. В должностные обязанности свидетеля входит контроль за основным производством организации. Свидетель пояснил, что шайбирование домов - это установка "шайб" (металлических элементов с определенного диаметра отверстием) в узлах управления внутренних систем отопления объектов потребителей с целью регулирования (уменьшения) расхода теплоносителя между потребителями, то есть распределения тепловой энергии.
Свидетель Гузаевой М.М. (протокол допроса от 08.04.2021 N 182) пояснила, что она работает в ООО "Туймазинские тепловые сети" начальником отдела метрологии. В должностные обязанности свидетеля входит контроль за приборами учета организации и у потребителей. Снятие показаний приборов учета тепла осуществляется один раз месяц через архиватор, ноутбук, модем. Объем тепловой энергии определяется на основании ведомости учета параметров теплопотребления, отражаются в ведомостях. Управляющие компании, обслуживающие организации предоставляют ежемесячно в ООО "Туймазинские тепловые сети" распечатки (ведомости учета), они проверяются составляется общий свод и затем они передаются в отдел сбыта. На вопрос: "Каким образом происходит снятие показаний приборов учета ГВС и тепла по тем домам, которые обслуживает ООО "Управляющая компания ЖКХ"?", свидетель ответила, что снятие показаний приборов учета, которые обслуживает ООО "Управляющая компания ЖКХ", производится управляющей компанией, так как граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между потребителем и энергоснабжающей организацией - наружная стена здания. Обслуживание приборов учета входит в плату за содержание жилья. Переданная теплоэнергия фиксируется в ведомостях учета параметров теплопотребления. Данные полученные по потребленной тепловой энергии по дому доводятся до отдела, который занимается начислением коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение (отдел сбыта) следующим образом: составляется общий свод расходов тепловой энергии и ГВС на основании ведомостей, снятых с теплосчетчиков и передается на бумажном носителе и в электронном виде в отдел сбыта.
Допрошенный в качестве свидетеля директор заявителя Валиахметов А.А. (протокол допроса от 08.04.2021 N 259) показал, что согласование ведомостей в разрезе услуг по отоплению и горячему водоснабжению по населению, которое обслуживается в ООО "Управляющая компания ЖКХ" с ООО "Туймазинские тепловые сети" подтверждает. ООО "Управляющая компания ЖКХ" ежемесячно производит населению, которое обслуживается в ООО "Управляющая компания ЖКХ", расчет начислений платы за потребленные коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение, поставляемые ООО "Туймазинскими тепловыми сетями", потребителям, по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, ведет учет поступающих платежей за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения по каждому лицевому счету, ежемесячно представляет в адрес ООО "Туймазинских тепловых сетей" ведомость начислений в разрезе услуг по населению, обслуживаемому у ООО "Управляющая компания ЖКХ". Взаимоотношения между ООО "Управляющая компания ЖКХ" и ООО "Туймазинские тепловые сети" в случае наличия разногласий и несоответствий в документах (ведомость начислений в разрезе услуг населению) регулируются следующим образом: ООО "Управляющая компания ЖКХ" производит корректировку начисления коммунальных услуг в следующем месяце. Договорные обязательства между ООО "Туймазинские тепловые сети" и ООО "Управляющая компания ЖКХ" по шайбированию домов, отсутствуют. Даются предписания по шайбированию домов после отопительного сезона и контролируется исполнение предписаний. При неисполнении пунктов предписаний, ООО "Туймазинские тепловые сети" не подписывает и не принимает паспорт готовности к отопительному сезону. Возмещение со стороны ООО "Управляющая компания ЖКХ" убытков, понесенных ООО "Туймазинские тепловые сети" по причине увеличения потребленной тепловой энергии населением, которое обслуживается ООО "Управляющая компания ЖКХ" за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, возникшей по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ", не было, производились только корректировки начислений.
Свидетель Гафаров Р.Б. (протокол допроса от 13.04.2021 N 229) пояснил, что он работает в ООО "Управляющая компания ЖКХ" в качестве директора, между ООО "Управляющая компания ЖКХ" и ООО "Туймазинские тепловые сети" разногласий по ведомости начислений в разрезе услуг населению, не было. Снятие показаний приборов учета производится ежемесячно, дистанционно или физически фиксируются в журнале показаний ОПУ. ООО "Управляющая компания ЖКХ" регулировку внутридомовой системы подачи тепла, исходя из температурных показателей окружающей среды, не осуществляет. Шайбирование домов является обязанностью ООО "Управляющая компания ЖКХ". Письма со стороны ООО "Туймазинские тепловые сети" с требованием о шайбировании домов поступали каждый год в начале подготовки отопительного сезона. Судебные разбирательства, претензионная работа по данному вопросу со стороны ООО "Туймазинские тепловые сети" отсутствовали. Фактов увеличения потребленной тепловой энергии населением, которое обслуживается ООО "Управляющая компания ЖКХ" за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, возникшей по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ", не было.
Свидетель Гафарова И.Х. (протокол допроса от 13.04.2021 N 230) пояснила, что она работает в ООО "Управляющая компания ЖКХ" начальником отдела правового обеспечения и связям с общественностью. В должностные обязанности свидетеля входит правовое сопровождение деятельности ООО "Управляющая компания ЖКХ". ООО "Управляющая компания ЖКХ" регулировку внутридомовой системы подачи тепла согласно утвержденным графикам, исходя из температурных показателей окружающей среды, не осуществляет. Регулировку осуществляет ООО "Туймазинские тепловые сети" в зависимости от температуры наружного воздуха. Уведомления от ООО "Туймазинские тепловые сети" о приостановлении отчетов по агентскому договору от 01.11.2013 N 105 за период с 01.01.2017 - 2018 г. в связи корректировкой отпущенного объема тепловой энергии, по причине излишне отпущенной тепловой энергии по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ", в адрес ООО "Управляющая компания ЖКХ" не поступали. Отчеты по агентскому договору от 01.11.2013 N 105 не приостанавливались, потребители о получении услуг ненадлежащего качества не уведомлялись, по причине отсутствия такого события. Вопрос о возврате денежных средств населению не рассматривался. Какой-либо предсудебной, претензионной работы со стороны ООО "Туймазинские тепловые сети" по взысканию с управляющей компании полученных убытков, не проводилось. Решения (соглашения) между ООО "Туймазинские тепловые сети" и ООО "Управляющая компания ЖКХ" по возмещению ООО "Управляющая компания ЖКХ" убытка, по причине увеличения потребленной тепловой энергии населением, которое обслуживается ООО "Управляющая компания ЖКХ" за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, возникшей по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ", не принимались, разногласия отсутствовали. Какие-либо совещания (рабочие встречи), совместно с ООО "Туймазинские тепловые сети" и администрацией муниципального района Туймазинский район по урегулированию вопросов непринятия отчетов в соответствии с агентским договором от 01.11.2013 N 105, в связи с корректировкой отпущенного объема тепловой энергии, по причине излишне отпущенной тепловой энергии по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ", не проводились.
Свидетель Шарипова Т.Я. (протокол допроса от 13.04.2021 N 228) показала, что она работает в ООО "Управляющая компания ЖКХ" начальником отдела расчетов ЖКУ. В ее должностные обязанности входит организация, ведение, учет начислений и платежей по жилым помещениям. Расчеты производились в обычном режиме. Корректировки отпущенного объема теплоэнергии, по причине излишне отпущенной теплоэнергии, не производились. Корректировки производились из-за изменений площади жилых помещений, по итогам годовой работы общедомовых приборов учета. Данные корректировки были отражены в лицевых счетах потребителей коммунальных услуг и отражены в отчетах, ежемесячно предоставляемых в ООО "Туймазинские тепловые сети". Корректировок по причине излишне отпущенной по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ" быть в принципе не может, т.к. котельные принадлежат ООО "Туймазинские тепловые сети", ООО "Управляющая компания ЖКХ" теплоснабжением не занимается.
Из показаний свидетеля Валиахметова А.А. (протокол от 21.04.2021 N 259) следует, что в случае поставки тепловой энергии ненадлежащего качества (перетоп) в адрес населения города Туймазы, данные нарушения устранялись в оперативном порядке. Возмещения убытков, понесенных ООО "Туймазинские тепловые сети" по причине увеличения потребленной тепловой энергии населением, которое обслуживается ООО "Управляющая компания ЖКХ", возникшей по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ", со стороны ООО "Управляющая компания ЖКХ" не производилось. При наличии таких случаев, ООО "Управляющая компания ЖКХ" производились корректировки начислений коммунальных услуг в следующем месяце. Ежемесячные отчеты (ведомость начислений в разрезе услуг, отчет по начислениям и потреблению ресурсов) от ООО "Управляющая компания ЖКХ" согласно агентского договора, принимались только после корректировки. Акты по вознаграждению за период 2017-2018г.г. свидетельствует о том, что ООО "Управляющая компания ЖКХ" выполнила свои обязательства по агентскому договору от 01.11.2013 N 105 перед ООО "Туймазинские тепловые сети".
Таким образом, обязательства по шайбированию домов и осуществлению контроля в управляемых домах за количеством тепловой энергии между ООО "Управляющая компания ЖКХ" и ООО "Туймазинские тепловые сети", отсутствуют. ООО "Управляющая компания ЖКХ" осуществляет контроль за качеством услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Контроль параметров тепловой энергии осуществляется непосредственно исполнителем коммунальной услуги - ООО "Туймазинские тепловые сети". В обязанности ООО "Управляющая компания ЖКХ" осуществление регулировки внутридомовой системы подачи тепла, согласно утвержденным графикам, исходя из температурных показателей окружающей среды, не входит.
Также, судом установлено, что в представленных ООО "Управляющая компания ЖКХ", в соответствии с агентским договором, в адрес ООО "Туймазинские тепловые сети" ежемесячных отчетах (ведомость начислений в разрезе услуг, отчет по начислениям и потреблению ресурсов) нашли отражение все необходимые корректировки. Ежемесячные отчеты, по реализации коммунальных услуг населению, которые обслуживаются ООО "Управляющая компания ЖКХ" согласованы, приняты в полном объеме ООО "Туймазинские тепловые сети" и отражены в регистрах бухгалтерского учета за 2017 год в сумме 281939404,78 руб. (в т. ч. НДС 43007705,81 руб.), за 2018 год - в сумме 311119210,54 руб. (в.т.ч. НДС 47458862,64 руб.).
Из отзыва ООО "Управляющая компания ЖКХ" по настоящему делу следует, что в соответствии с пунктами 6 и 11 Постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя - обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с ФЗ "Об электроэнергетике". ООО "Управляющая компания ЖКХ" обеспечивает постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД. В зависимости от температурных показателей окружающей среды, регулирование осуществляет ООО "Туймазинские тепловые сети", в соответствии с утвержденным графиком. Уведомлений, соглашений или претензий о том, что по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ" были причинены какие-либо убытки в связи с каким-либо увеличением поставки тепловой энергии не было. Отсутствуют обращения, претензии и акты, как со стороны жителей, так и со стороны ООО "Туймазинские тепловые сети" о предоставлении услуг ненадлежащего качества коммунальной услуги отопления, а именно перетопов, напротив, имеются акты подтверждающие факт недотопов, т.е. несоответствие температуры в жилых помещения, фактическая температура была ниже установленного предела. Собраний и совещаний по вопросу перетопов, некачественного оказания коммунальных услуг, перерасчетов населению в администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан совместно с ООО "Туймазинские тепловые сети" и ООО "Управляющая компания ЖКХ" не проводились. Между ООО "Управляющая компания ЖКХ" и ООО "Туймазинские тепловые сети" отсутствуют договорные отношения о шайбировании тепловых сетей. Приостановлений отчетов по агентскому договору N 105 от 01.11.2013 по причине излишне отпущенной тепловой энергии по вине ООО "Управляющая компания ЖКХ" за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 не производилось. Отчеты, направляемые согласно агентского договора были приняты в полном объеме: 2017 г. в объеме 281939404,78 руб. (НДС 43007705,81 руб.); 2018 г. в объеме 311119210,54 руб. (НДС 47 458 862,64 руб.). Претензий и расхождений по данным суммам к ООО "Управляющая компания ЖКХ" предъявлены не были.
Исходя из указанных установленных судом обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о не подтверждении материалами дела довода заявителя о том, что выявленная в ходе налоговой проверки разница между задекларированным налогоплательщиком объемом реализации и отраженной в его бухгалтерской отчетности суммой реализации коммунальных услуг, оказываемых населению ООО "Управляющая компания ЖКХ", образовалась вследствие имевшего место в 2017-2018 годах "перетопа". Приведенные в апелляционной жалобе доводы в этой части подлежат отклонению.
С учетом изложенного следует согласиться с выводами суда первой инстанции, поддержавшего позицию налогового органа о том, что ООО "Туймазинские тепловые сети" необоснованно не включены в состав налоговой базы доходы от реализации коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в адрес населения, обслуживаемого в ООО "Управляющая компания ЖКХ", согласно агентского договора, что привело к занижению налога на добавленную стоимость за 2017-2018 годы.
Учитывая отсутствие каких-либо возражений заявителя в отношении иных оснований произведенного налоговым органом доначисления НДС, оснований для признания не соответствующим закону оспоренного решения инспекции у суда не имеется. Доначисление сумм налога, начисление соответствующих сумм пеней и налоговых санкций произведено при наличии законных оснований.
Законность и обоснованность оспоренного ненормативного правового акта исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение по существу спора, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
При обращении в суд с апелляционной жалобой заявителем излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб. платежным поручением от 13.10.2022 N 3575.
На основании подпункта й пункта 1 статьи 333.40 НК РФ указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167, 268-271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.09.2022 по делу N А76-30229/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туймазинские тепловые сети" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Туймазинские тепловые сети" (ОГРН 1100269001205) из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 13.10.2022 N 3575.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30229/2021
Истец: ООО "Туймазинские тепловые сети"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N27 по РБ
Третье лицо: МРИ ФНС N 3 по РБ, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖКХ"