г. Пермь |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А50-17328/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО", на решение Арбитражного суда Пермского края от 12 сентября 2022 года (мотивированно решение от 20 сентября 2022 года),
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А50-17328/2022
по заявлению акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО" (ОГРН 1225900008883, ИНН 5903153085)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Пермский региональный оператор ТКО" (далее - заявитель, общество, АО "ПРО ТКО") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.06.2022 N 1540, вынесенного Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края (далее - административный орган, Инспекция), которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 12.09.2022, мотивированное решение изготовлено 20.09.2022), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, АО "ПРО ТКО" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе приведены доводы об отсутствии в действиях АО "ПРО ТКО" объективной стороны административного правонарушения, связанного с нарушением нормативного режима обеспечения населения коммунальной услугой, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ; об истечении срока давности привлечения к административной ответственности; о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Инспекция в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразила несогласие с доводами апеллянта, указала на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 07.04.2022 уполномоченным должностным лицом Инспекции проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой обнаружено нарушение АО "ПРО ТКО" режима обеспечения населения коммунальными услугами, а именно: не обеспечен своевременный вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с места (площадки) их накопления, расположенного по адресу: Пермский край, г. Горнозаводск, п. Кусье-Александровский, ул. Селетова, д. 24 (ближайшая контейнерная площадка к многоквартирному дому N 3 по ул. 60 лет Октября поселка Кусье-Александровский города Горнозаводска).
В связи с выявленным нарушением нормативного уровня режима обеспечения населения коммунальными услугами уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении АО "ПРО ТКО" составлен протокол об административном правонарушении от 06.06.2022 N 1540 по статье 7.23 КоАП РФ и по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 15.06.2022 N 1540, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, соблюдения процедуры, срока привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для освобождения заявителя от административной ответственности
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктами "в", "г", "д" пункта 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 17 Приложения N 1 Правил N 354 определено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления осуществляется в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Пунктом 4 Правил N 1156 определено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 309-п "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края" (далее также - Порядок N 309-п).
Судом первой инстанции при исследовании материалов дела установлено, что услуги по вывозу ТКО из места накопления (контейнерной площадки), расположенного по адресу: Пермский край, г. Горнозаводск, п. Кусье-Александровский, ул. Селетова, д. 24 (ближайшая контейнерная площадка к многоквартирному дому N 3 по ул. 60 лет Октября поселка Кусье-Александровский города Горнозаводска) оказывает АО "ПРО ТКО".
Предприятие является региональным оператором - исполнителем коммунальных услуг, во исполнение обязанностей по договорам региональный оператор имеет право заключать договоры с операторами по обращению с ТКО, которые по смыслу пункта 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации выступают третьими лицами, и не связаны никакими договорными отношениями с потребителями.
Факт вывоза ТКО заявителем с места (площадки) накопления, расположенного по адресу: Пермский край, г. Горнозаводск, п. Кусье-Александровский, ул. Селетова, д. 24 (ближайшая контейнерная площадка к многоквартирному дому N 3 по ул. 60 лет Октября поселка Кусье-Александровский города Горнозаводска) с нарушением периодичности, установленной пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, а именно: нарушение периодичности вывоза ТКО в теплое время в период с 18.06.2021 по 21.06.2021 (отклонение 48 часов) (при норме в теплое время, когда среднесуточная температура воздуха свыше +5°С, не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков при этом: не более 24 часов единовременно; не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца), установлен административным органом, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не опровергнут.
Таким образом, наличие в действиях (бездействии) АО "ПРО ТКО" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, подтверждено.
Изложенная в апелляционной жалобе позиция заявителя об отсутствии события правонарушения основана на неверном толковании вышеприведенных норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении правонарушения исследован инспекцией при производстве по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в постановлении.
АО "ПРО ТКО", являясь исполнителем коммунальной услуги по вывозу ТКО, обязано осуществлять полный, необходимый и достаточный комплекс действий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, отвечающих нормативным требованиям.
Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства, как и доказательств наличия чрезвычайных и иных непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя, исключающих возможность соблюдения требований закона, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании норм права.
Поскольку действия по нарушению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей - получателей этих услуг, к рассматриваемому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ (аналогичная правовая позиция отражена определении Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 308-АД17-1209 по делу N А32-23486/2016).
Учитывая, что вмененное заявителю административное правонарушение, выразившееся в нарушении периодичности вывоза ТКО в теплое время, совершено в период с 18.06.2021 по 21.06.2021, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое постановление от 15.06.2022 вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Административный штраф назначен в минимальном размере санкции, установленной статьей 7.23 КоАП РФ.
Правовых оснований для замены административного наказания в виде штрафа предупреждением в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку административное правонарушение совершено АО "ПРО ТКО" не впервые (постановлениями Инспекции от 23.03.2022 N 10799, 09.02.2022 N 9989 общество привлекалось к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ).
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности деяния, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, посягающего на государственный порядок правоотношений в сфере содержания жилого фонда, направленный на защиту прав граждан на комфортные условия проживания, обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено административное правонарушение, из материалов дела не усматривается. Соответствующие доводы заявителя подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-17328/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17328/2022
Истец: АО "ПРО ТКО"
Ответчик: Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края