г. Челябинск |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А47-2235/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.10.2022 по делу N А47-2235/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Природа" - Полшков М.А. (доверенность от 20.12.2021, диплом),
Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области - Тарасенко М.В. (доверенность от 07.02.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - заявитель, ООО "Природа", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 10.02.2022 N 81-22-02 Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - административный орган, Управление) от 10.02.2022 N 81-22-02.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
ООО "Природа", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что обществом было допущено нарушение нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами, ответственность за указанное правонарушение предусмотрена статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, не отнесено в подведомственности Управления.
В представленном отзыве административный орган ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с участием сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.04.2021 в ООО "Природа" обратилась потребитель Приймак Л.Г. с требованием принять срочные меры к вывозу с места накопления отходов по адресу: г. Оренбург, ул. Ногина/ул. Фурманова, который не вывозится с 08.04.2021, что привело к завалу мусором проезжей части, а также потребовала произвести перерасчет платы за вывоз отходов за апрель 2021 года в связи с ненадлежащим оказанием услуг (л.д. 82).
20.05.2021 в ответ на данное письмо обществом указано, что переполнение вышеназванной контейнерной площадки произошло в связи с массовым проведением городских субботников и что контейнерная площадка очищена (л.д. 83, 115).
12.10.2021 потребитель обратилась в Управление с жалобой, где указала, что в период с апреля по август 2021 года, по адресу расположения контейнерной площадки г. Оренбург, ул. Ногина, д. 18, ООО "Природа" не обеспечивало своевременный вывоз крупногабаритных отходов (далее - КГО), в связи с чем, большое скопление отходов перегораживает проезжую часть, приводит к размножению тараканов и мышей, способствует возникновению пожаров.
12.11.2021, 13.11.2021, 15.11.2021, 18.11.2021, 23.11.2021 Управление осмотрело общедоступный объект, составило акты осмотра с приложением фотоматериалов, зафиксированы следующие факты: контейнерная площадка на территории прилегающей к дому N 18 по ул. Ногина г. Оренбурга не оборудована местом для сбора крупногабаритных отходов (КГО), которые складируются жителями близлежащих домов на прилегающей к контейнерной площадке территории, на территории контейнерной площадки и за ее пределами выявлены навалы мусора, в том числе, крупногабаритного (ветки, коробки, деревянные доски, мебель и т.п.), в момент осмотра вывоз отходов не производился (л.д. 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70).
23.11.2021 по результатам рассмотрения обращения потребителя от 12.10.2021 Управлением возбуждено дело об административном правонарушении, о чем принято соответствующее определение (л.д. 111-113, 114).
23.11.2021 определением Управлением у общества истребованы сведения и документы, подтверждающие своевременный вывоз КГО с указанной контейнерной площадки, за период с 01.04.2021 по 30.08.2021 и с 12.10.2021 по 23.11.2021 (л.д. 110).
23.11.2021 Управлением у ГУ МЧС России по Оренбургской области истребованы сведения о возникновении на указанной контейнерной площадке в период с 01.04.2021 по 30.08.2021 пожаров, их причинах, а также фото и иных материалов (л.д. 88-109).
22.12.2021 определением Управления срок проведения административного расследования продлен до 20.01.2022 (л.д. 59), копия определения направлена в адрес общества и получена последним 30.12.2021 (л.д. 58).
17.01.2022 извещениями Управление сообщило обществу и потерпевшему лицу о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 44, 46).
20.01.2022 должностным лицом Управления в отсутствие общества и потерпевшего лица, представившего ходатайство о составлении протокола в ее отсутствие, составлен протокол N 000012 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, который направлен обществу посредством электронной почты и письмом с уведомлением, потерпевшему - письмом с уведомлением (л.д. 40-43, 45, 38, 39, 35, 36, 37).
02.02.2022 определением рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО "Природа" назначено Управлением на 10.02.2022 (л.д. 31), указанное определение вручено обществу 08.02.2022 посредством почты России и 03.02.2022 посредством электронной почты (л.д. 32, 33, 34).
10.02.2022 постановлением Управления общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 27-30), постановление получено обществом 15.02.2022 (л.д. 30).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрено, что продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны прав потребителей при продаже товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в действиях (бездействии) виновного лица по оказанию населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
Субъектами административного правонарушения являются юридические лица, их руководители, иные должностные лица и работники, индивидуальные предприниматели, а также граждане, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, необходимо установить как факт продажи товаров (выполнения работ или оказания услуг), так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, которые обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Поскольку заявитель предоставляет коммунальные услуги собственникам и пользователям жилых помещений, как региональный оператор по обращению с отходами, то отношения, возникающие между исполнителями и потребителями таких услуг, подпадают под регулирование Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1, Закон о защите прав потребителей) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила N 354).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 4 Закона N 2300-1 установлено, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (пункт 1 раздела I).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг, коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Исходя из подпункта "ж" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 ООО "Природа" с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156):
потребитель - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
крупногабаритными отходами являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Согласно пункту 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
В силу с пунктом 13 Правил N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен разделом XV(1) Правил N 354, в силу которого исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) этих Правил, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а" пункта 148 (22) Правил N 354).
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Таким образом, Правилами N 1156 прямо предусмотрены обязанности регионального оператора на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в состав которых входят крупногабаритные отходы, по вывозу крупногабаритных отходов с места их накопления (контейнерная площадка) в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Административным органом согласно представленным к проверке отчетам по посещению геозон за периоды с 12.10.2021 по 23.11.2021 и с 01.04.2021 по 30.08.2021 (л.д. 77-81), а также информации с сайта WeatherArchive.ru, установлено, что при среднесуточной температуре свыше +5°С, крупногабаритные отходы с контейнерной площадки на территории, прилегающей к дому N 18 по ул. Ногина г. Оренбурга, не вывозились хотя бы один раз в сутки: с 11.04.2021 по 12.04.2021, с 14.04.2021 по 16.04.2021, с 18.04.2021 по 27.04.2021, с 01.05.2021 по 03.05.2021, с 05.05.2021 по 06.05.2021, с 08.05.2021 по 13.05.2021, с 18.05.2021 по 20.05.2021, с 01.05.2021 по 03.05.2021, с 22.05.2021 по 25.05.2021, с 01.05.2021 по 03.05.2021, с 28.05.2021 по 30.05.2021, с 01.06.2021 по 11.06.2021, с 13.06.2021 по 14.06.2021, с 17.06.2021 по 28.06.2021, с 30.06.2021 по 01.07.2021, с 03.07.2021 по 10.07.2021, с 12.07.2021 по 13.07.2021, с 15.07.2021 по 18.07.2021 с 03.07.2021 по 10.07.2021, с 20.07.2021 по 01.08.2021, с 03.08.2021 по 06.08.2021, с 08.08.2021 по 19.08.2021, с 21.08.2021 по 24.08.2021, с 26.08.2021 по 30.08.2021, с 12.10.2021 по 15.10.2021; при этом, многократно превышено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже КГО не вывозились хотя бы один раз в трое суток с 03.04.2021 по 09.04.2021, с 17.10.2021 по 21.10.2021, с 27,10.2021 по 01.11.2021, с 10.11.2021 по 23.11.2021; при этом, превышено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
Как верно отражено в оспариваемом постановлении административного органа, невывоз ООО "Природа" с контейнерной площадки крупногабаритных отходов в холодное и теплое время года в установленные административным органом даты и периоды времени, свидетельствует об оказании ООО "Природа" потребителю Приймак Л.Г. коммунальной услуги, не соответствующей Правилам N 1156 и Правилам N 354.
Податель апелляционной жалобы указывает на неправильную квалификацию выявленного правонарушения, полагает, что в данном случае бездействие общества следует квалифицировать по статье 7.23 КоАП РФ.
Отклоняя указанные доводы, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Вместе с тем, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о защите прав потребителей Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Так, Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 1156 и Правила N 354, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, к числу которых относится и услуга по обращению с ТКО, предоставляемая путем заключения и исполнения договора между собственниками (или пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующими региональными операторами.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на различие объектов указанных административных правонарушений: объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны прав потребителей при заключении и исполнении публичных договоров при продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, в том числе, не соответствующих обязательным требованиям Правил, издаваемых Правительством Российской Федерации для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя); объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.23 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения населения коммунальными услугами соответствующего нормативного уровня и режима их предоставления.
Таким образом, административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.23 и статьей 14.4 КоАП РФ посягают на разные объекты административно-правовой охраны, полномочиями на рассмотрение дел о данных правонарушениях обладают различные государственные органы: дела об административных правонарушениях по статье 7.23 КоАП РФ рассматривают органы государственной жилищной инспекции; дела о правонарушениях по статье 14.4 КоАП РФ уполномочены рассматривать органы Роспотребнадзора.
В этой связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд не усматривает конкуренции норм части 1 статьи 14.4 и части 1 статьи 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, поскольку Законом о защите прав потребителей предусмотрено издание Правительством Российской Федерации для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя) правил, обязательных при заключении и исполнении публичных договоров, и Правительством Российской Федерации изданы Правила N 1156 и Правила N 354, которыми предусмотрено заключение и исполнение между собственниками (или пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме с региональным оператором публичного договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, то в настоящем случае ООО "Природа" (региональный оператор) оказало потребителю Приймак Л.Г. (собственнику жилого помещения в многоквартирном доме) услугу по обращению с ТКО, не соответствующую требованиям Правил N 1156 и Правил N 354, что образует событие и объективную сторону административного правонарушения по пункту 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Материалами дела не подтверждено принятие заявителем всех возможных мер для недопущения нарушений прав потребителя на получение услуги в полном объеме, предусмотренном нормативным актом. При этом, суд учитывает отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными, исключительными обстоятельствами или другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя.
При таких обстоятельствах наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ следует признать подтвержденным и доказанным.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Исходя из характера административного правонарушения, оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не имеется.
Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае обстоятельств, свидетельствующих об исключительности ситуации, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции не установлено.
Основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлены.
Назначенное заявителю административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 14.4 КоАП РФ для юридических лиц и в данном конкретном случае соотносится с тяжестью совершенного правонарушения, отвечает принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, в том числе степени вины нарушителя.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.10.2022 по делу N А47-2235/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2235/2022
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Природа"