г. Чита |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А19-5031/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Сидоренко В. А., Антоновой О. П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2022 года по делу N А19-5031/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ОГРН: 1052460054327, ИНН: 2460069527) к Службе по тарифам Иркутской области (ОГРН: 1033801025092, ИНН: 3808023928) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об установлении тарифа на 2022 год,
при участии в судебном заседании:
от ПАО "Россети Сибирь": Белоглазова М.В.- представитель по доверенности от 24.03.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Службы по тарифам Иркутской области, выразившееся в непринятии решения об установлении для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" цен (тарифов) на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2022 год в рамках открытого 18.10.2021 дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго"; обязании принять решение об установлении для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" цен (тарифов) на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2022 год в рамках открытого 18.10.2021 дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2022 года по делу N А19-5031/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, установлены специальные нормы законодательства, предусматривающие установление цен (тарифов), в том числе для взаиморасчета между 2 сетевыми организациями с начала очередного периода регулирования независимо от срока поступления обосновывающих материалов. В связи с тем, что ни прекращения регулируемой деятельности, ни отзыва заявления филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго не произошло, а дело об установлении тарифов на 2022 год открыто 08.11.2021 в установленном порядке, его завершение было возможно только вынесением решения об установлении тарифов в сроки, указанные в п. 18 Правил государственного регулирования N 1178. Иного порядка установления цен (тарифов) на оказание услуг по передаче электрической энергии для организаций, которые ранее не регулировались, действующим законодательством не установлено.
Выводы суда о том, что представленный в Службу договор с ОАО "РЖД" содержал недостоверную (неполную) информацию, а также о том, что непредставление договоров на осуществление регулируемой деятельности с остальными организациями ОАО "ИЭСК", ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ Сибирь", ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" не позволило установить индивидуальные тарифы, не подтверждены никакими относимыми и допустимыми доказательствами, поскольку материалы дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии не содержат указанных выводов уполномоченного органа, в качестве основания для не установления тарифов между ТСО.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.09.2022.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2022 года в составе суда, рассматривающего дело, в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Басаева Д. В. на судью Сидоренко В. А.
Служба по тарифам Иркутской области представителей в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица.
Представитель ПАО "Россети Сибирь" в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "Россети Сибирь" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии на территории восьми субъектов Российской Федерации на основании цен тарифов (регулируемым государством).
На территории Иркутской области ПАО "Россети Сибирь" в лице филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" является организацией, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Службу по тарифам Иркутской области с заявлением от 14.10.2021 N 1.3/01/17769-исх об установлении необходимой валовой выручки филиала "Красноярскэнерго" на 2022 год и тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Письмом от 08.11.2021 N 02-79-2337/21 Служба по тарифам Иркутской области уведомила заявителя об открытии 18.10.2021 г. дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" и для подтверждения предлагаемых в 2022 году сумм расходов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемых филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" запросила дополнительные документы. Также Служба разъяснила, что расходы, не подтверждены документально, рассматриваются регулирующим органом как экономически необоснованные и подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки.
Письмом от 17.11.2021 N 1.3/02/19953-исх. ПАО "Россети Сибирь" направило в Службу запрашиваемую информацию с приложением соответствующих документов. Письмо получено регулирующим органом 22.11.2022 вх.N 01-76-4751/21.
Письмом от 20.12.2021 N 02-79-2643/21 орган регулирования уведомил филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" о том, что для рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии необходимо представить заключенные договоры на передачу электрической энергии, что, по мнению Службы, сделано не было.
23.12.2021 г. (письмо от 22.12.2021 N 1.3/01 /22134-исх) филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" в адрес регулирующего органа предоставлен подписанный с двух сторон договор об оказании услуг по передаче электрической энергии с ОАО "РЖД" от 15.12.2021 N 42 ЭЭ/Т.
24.12.2021 состоялось заседание Правления Службы по тарифам Иркутской области об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии на 2022 год. 27.12.2021 Службой по тарифам Иркутской области приняты приказы:
- N 79-444-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2022 год", в соответствии с таблицей 1 приложения 1 которого помимо регулируемых цен (тарифов) также установлен размер необходимой валовой выручки всех территориальных сетевых организаций Иркутской области;
- N 79-443-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год".
Иных решений об установлении цен (тарифов) на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2022 г. на территории Иркутской области не принималось.
Из анализа выписки из протокола Правления от 24.12.2022 и приказов, принятых 27.12.2022 следует, что Служба не рассмотрела документы, поданные филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" в рамках открытого дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год и, соответственно решений об установлении для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" цен (тарифов) на 2022 год не приняла.
Полагая, что вышеуказанное бездействие Службы по тарифам Иркутской области является незаконным и нарушает права и экономические интересы ПАО "Россети Сибирь", поскольку препятствуют осуществлению деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии на территории Иркутской области в 2022 году, Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверкуоспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявитель в свою очередь по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии регламентируется Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетики" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Иркутской области полномочиями по установлению тарифов на услуги по передачи электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином основании территориальным сетевым организациям (далее - ТСО), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), наделена Служба. Указанные полномочия Службы закреплены в подпункте 1 пункта 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 г. N 303- пп.
В рамках реализации указанной компетенции Службой осуществляется рассмотрение заявлений ТСО Иркутской области об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, анализ представленных ТСО материалов и установление соответствующих тарифов.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. Полномочия Службы на принятие решений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе на совершение необходимых для установления тарифов действий, определены нормами федерального и регионального законодательства.
Процедура государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, в том числе тарифов на услуги по передаче электрической энергии, регламентируется Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, и Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающим порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденным приказом ФАС России от 19 июня 2018 года N 834/18 (далее соответственно - Правила регулирования N 1178, Регламент N834/18).
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования N 1178, пунктом 24 Регламента N834/18 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении, в том числе, тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании ТСО.
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов и устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме (с возможностью продления указанного срока на 30 дней), за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с начала очередного расчетного периода регулирования (пункт 18 Правил регулирования N 1178, пункт 8 Регламента N 834/18).
Перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению регулируемой организации об установлении соответствующих тарифов, определен в пункте 17 Правил регулирования N 1178 и пункте 5 Регламента N 834/18.
К числу документов, представляемых регулируемой организацией в составе пакета обосновывающих материалов, отнесены документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности, документы, подтверждающие плановое или фактическое осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты) (подпункт 13 пункта 17 Правил регулирования N 1178, подпункт 13 пункта 5 Регламента N 834/18).
Таким образом, в соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования N 1178, подпунктом 13 пункта 5 Регламента N 834/18 предоставление регулируемой организацией договоров на осуществление регулируемой деятельности является обязательным.
Предложение регулируемой организации регистрируется регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения и помечается специальным штампом), рассматривается в течение 14 рабочих дней с даты его регистрации, после чего в случае открытия дела в адрес регулируемой организации направляется соответствующее извещение.
В случае если в ходе анализа представленного регулируемой организацией предложения об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения либо его обоснования, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а регулируемая организация представляет их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса (пункты 19, 20 Правил регулирования N 1178, пункты 12,26 и 27 Регламента N 834/18).
Сроком для предоставления предложений об установлении тарифов в отношении организаций, уже осуществляющих регулируемую деятельность, является 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования.
Согласно пункту 18 Правил регулирования N 1178 и пункту 8 Регламента N834/18 для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов и устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме (с возможностью продления указанного срока на 30 дней).
В отношении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 ТСО за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии предусмотрено исключение в части сроков подачи документов для впервые регулируемых организаций, отличных от установленных в пункте 12 Правил регулирования N 1178, а также сроков установления тарифов (не в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме, а с начала очередного расчетного периода регулирования).
Кроме того, федеральный законодатель предусмотрел возможность дополнения предложения об установлении тарифов иными материалами на усмотрение регулируемой организации. Однако такие материалы должны быть представлены не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования (абзац 2 пункта 12 Правил регулирования N 1178).
Учитывая изложенное, исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что, для установления индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии с начала очередного периода регулирования имеется обязанность организации, в том числе ранее не регулируемой, по предоставлению необходимых документов и материалов (в том числе согласно обязательному перечню), которые должны быть исполнены не позднее, чем за 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования.
Как следует из материалов дела, ПАО "Россети Сибирь" обращаясь в суд, указало, что 18.10.2021 ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Службу за установлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год (заявление от 14.10.2021 N 1.3/01/17769-исх зарегистрировано Службой за N 01-79-4211/21) с приложением обосновывающих материалов в соответствии с требованиями Правил государственного регулирования N 1178, в связи с чем, обязанность по установлению индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии на 2022 год в отношении ПАО "Россети Сибирь" должна была быть исполнена Службой не позднее 01.01.2022 г.
Отклоняя указанные доводы заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Как усматривается из материалов дела 18.10.2021 ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Службу за установлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год (заявление от 14.10.2021 N 1.3/01/17769-исх зарегистрировано Службой за N 01-79-4211/21).
Вместе с тем обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования N 1178, в полном объеме организацией не представлены.
Дело об установлении на 2022 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ПАО "Россети Сибирь" было открыто распоряжением Службы от 2 ноября 2021 года N 79-256-ср с 18 октября 2021 года, о чем ПАО "Россети Сибирь" было уведомлено письмом Службы от 8 ноября 2021 года N 02-79-2337/21.
В целях устранения недостатков поступившего предложения об установлении тарифов, препятствующих его рассмотрению, в адрес ПАО "Россети Сибирь" Службой был направлен ряд запросов - письма от 08.11.2021 N 02-79-2337/21, от 20.12.2021 N 02- 79-2643/21, а именно обосновывающие материалы, в том числе копии договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Во исполнение запроса Службы письмами ПАО "Россети Сибирь" от 17.11.2021 N 1.3/02/19953-исх, от 13.12.2021 N 1.3/18/21583-исх, от 18.12.2021 N 1.3/01/21944-исх, в Службу были представлены отдельные расчетные и обосновывающие материалы.
В письме от 17.11.2021 N 1.3/02/19953-исх ПАО "Россети Сибирь" обозначило намерение осуществлять регулируемую деятельность по передаче электрической энергии на основании заключенных договоров с ОАО "ИЭСК", ОАО "РЖД", ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ СИБИРЬ", ООО "Иркутская Энергосбытовая компания".
При этом представленные проекты договоров были подписаны только со стороны ПАО "Россети Сибирь", однако в названном письме ПАО "Россети Сибирь" обязалось после подписания всех договоров представить их соответствующие копии дополнительно. С учетом планируемых к заключению ПАО "Россети Сибирь" договоров предполагаемая финансовая модель взаимоотношений предусматривалась таким образом, что оплата услуг ПАО "Россети Сибирь" должна была осуществляться всеми указанными организациями.
Вместе с тем, копии заключенных договоров на осуществление регулируемой деятельности в Службу представлены не были.
Тогда как предоставление заключенных договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии является не формальностью, а необходимым условием для определения объективных величин, требующихся экономических показателей, и возможности расчета и установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В этой связи, письмом Службы от 20.12.2021 года исх. N 02-79-2643/21 в адрес ПАО "Россети Сибирь" направлен запрос о предоставлении недостающих документов, необходимых для установления тарифов на услугу по передаче электрической энергии, а именно: договоры на осуществление регулируемой деятельности, предусмотренные подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования N 1178, подпунктом 13 пункта 5 Регламента N 834/18.
Также Службой было указано ПАО "Россети Сибирь" на то обстоятельство, что регулируемые тарифы на услуги по передаче электрической энергии могут быть установлены Службой только после представления вышеназванных договоров.
При этом запрашиваемая информация поступила в орган регулирования 23.12.2021 года, в том числе договор на осуществление регулируемой деятельности, заключенный с ОАО "РЖД". Договоры на осуществление регулируемой деятельности с остальными организациями ОАО "ИЭСК", ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ СИБИРЬ", ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" на 2022 год в Службу представлены не были.
В рассматриваемом случае, получив 23.12.2021 года от заявителя запрашиваемую информацию, Служба начала процедуру рассмотрения открытого в отношении ПАО "Россети Сибирь" дела.
Проанализировав представленный договор и документы Службой установлено, что из представленных документов индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии установить не представляется возможным, поскольку договор ОАО "РЖД" не содержал согласования всего объема передачи электрической энергии (96,53 млн. кВт.ч), заявленного ПАО "Россети Сибирь" к регулированию на 2022 год в пояснительной записке по формированию баланса электрической энергии (мощности) на 2022 год по территории Иркутской области. Объем передачи электрической энергии согласован ОАО "РЖД" в размере 274,891 тыс. кВт.ч, что менее 1 процента от общего заявленного объема услуг. Кроме того, представленный договор не отвечает требованиям, предъявляемым к таким договорам, в частности не содержит порядка осуществления расчетов за оказанные услуги, предусмотренного подпунктом "в" пункта 38 Правил недискриминационного доступа (не указано кто из сторон договора является "заказчиком", кто "исполнителем услуг", кто "плательщиком", а кто "получателем платы".)
Договоры на осуществление регулируемой деятельности с остальными организациями ОАО "ИЭСК", ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ СИБИРЬ", ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" ПАО "Россети Сибирь" на 2022 год в Службу представлены не были, таким образом, весь планируемый ПАО "Россети Сибирь" объем услуг по передаче электрической энергии с заинтересованными лицами согласован не был. При этом тарифная заявка, с учетом изменения величины планового сальдированного перетока электроэнергии между сетевыми организациями ПАО "Россети Сибирь" надлежащим образом скорректирована не была.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 25 Правил регулирования N 1178, пунктом 15 Регламента N 834/18 решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
Члены Правления, не являющиеся сотрудниками Службы, не позднее чем за 10 календарных дней извещаются о проведении заседания Правления. По планируемым к рассмотрению вопросам членам Правления, не являющимся сотрудниками Службы, в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания Правления представляются на электронном носителе материалы к заседанию Правления, включая проект решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, расчеты и заключения экспертизы, а также пояснительная записка (пункт 7 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 N 303-пп).
Заседание Правления Службы по рассмотрению вопроса установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год было назначено и состоялось 24.12.2022 года. Извещения о проведении данного заседания были направлены в адрес членов Правления Службы, не являющихся сотрудниками Службы, а также в адрес всех ТСО Иркутской области, в отношении которых запланировано установление регулируемых тарифов на 2022 год. Пакет материалов по повестке заседания Правления Службы представлен членам Правления, не являющимся сотрудниками Службы, 20.12.2021.
На указанном заседании были приняты решения об установлении индивидуальных и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, впоследствии оформленные в виде приказов Службы от 27 декабря 2021 года N 79-443- спр и N 79-444-спр соответственно (копии прилагаются).
Данными тарифными решениями Службы установление в отношении ПАО "Россети Сибирь" регулируемых тарифов не предусмотрено.
На заседании Правления Службы присутствовали представители ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" Т.В. Шевченко, Д.Ю. Пермяков и И.В. Салагатова. Указанными представителями было заявлено ходатайство об отложении данного заседания для рассмотрения Службой представленных названной организацией документов и установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, а также даны соответствующие пояснения.
По результатам рассмотрения ходатайства члены Правления Службы пришли к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку полный пакет документов, необходимых для установления в отношении ПАО "Россети Сибирь" регулируемых тарифов, а именно документы, предусмотренные подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования N 1178, подпунктом 13 пункта 5 Регламента N 834/18, представлены названной организацией в Службу за день до даты проведения заседаний Правления Службы (вх. от 23 декабря 2021 года N 01-79-5377/21) и оставшегося до начала регулируемого периода (1 января 2022 года) времени недостаточно для анализа данных материалов, последующего проведения экономической экспертизы и соблюдения установленной действующим законодательством процедуры принятия тарифного решения.
С учетом установленных обстоятельств, апелляционный суд также считает, что на дату заседания Правления Службы по рассмотрению вопроса установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год отсутствовала объективная возможность установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ПАО "Россети Сибирь" ввиду непредставлении последним полного комплекта документов до срока, установленного на проведение экспертизы.
Следовательно, правомерным является вывод суда первой инстанции, что право на установление индивидуальных тарифов на 2022 год не реализовано исключительно по вине ПАО "Россети Сибирь" в силу недостатков подачи документов, в связи с чем, признаки бездействия Службы отсутствуют, так же как и нет признаков нарушения Службой прав и интересов ПАО "Россети Сибирь", поскольку процедура рассмотрения заявления ПАО "Россети Сибирь" об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год соблюдена Службой в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, что не является основанием для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2022 года по делу N А19-5031/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
О.П.Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5031/2022
Истец: ПАО "Россети Сибирь"
Ответчик: Служба по тарифам Иркутской области