г. Челябинск |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А07-31325/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу региональной общественной организации "Федерация закаливания и спортивного зимнего плавания Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.09.2022 по делу N А07-31325/2021.
В судебном заседании принял участие представитель региональной общественной организации "Федерация закаливания и спортивного зимнего плавания Республики Башкортостан" - Минигазимова Лиана Ильясовна (удостоверение адвоката, доверенность от 01.10.2021, срок действия на три года).
Региональная общественная организация "Федерация закаливания и спортивного зимнего плавания Республики Башкортостан" (далее - заявитель, РОО "ФЗСЗП РБ") обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Управление, Министерство соответственно, заинтересованные лица) о признании незаконным и отмене решения Управления от 08.07.2021 N 499 "Об отмене решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 1938 от 10.09.2019 "О выдаче разрешения на использование части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена".
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее - Управление по охране объектов культурного наследия), Министерство культуры Республики Башкортостан (далее - Министерство культуры).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.09.2022 (резолютивная часть от 08.09.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласилась РОО "ФЗСЗП РБ" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что до получения обжалуемого решения Управления N 499 от 08.07.2021 часть предоставленного земельного участка заявителем использовалось в соответствии с целью, указанной в решении Управления N 1938 от 10.09.2019, для размещения нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения (кабинки для переодевания). Каких-либо извещений, предписаний и иных претензий, ввиду возможных наличий нарушений в использовании части земельного участка со стороны заинтересованного лица в адрес заявителя не поступало. Факт каких-либо нарушений использования части земельного участка судом первой инстанции также не был установлен. Таким образом, по мнению апеллянта, ввиду отсутствия каких-либо нарушений, без соблюдения процедуры выявления нарушений, без обоснования причин, обстоятельств, было принято решение Управления N 499 от 08.07.2021. В рамках судебного разбирательства заинтересованными лицами не было предоставлено доказательств (обоснования) правомерности принятия решения Управления N 499 от 08.07.2021 по основаниям, указанным заинтересованным лицом в данном решении.
Апеллянт сослался на то, что сведения, послужившие основанием для принятия решения Управления N 499 от 08.07.2021, в частности отмена органом местного самоуправления в порядке самоконтроля ранее принятого им ненормативного правового акта в связи с несоответствием его требованиям законодательства, в оспариваемом акте не приведены и в материалах дела отсутствуют. Позиция заинтересованного лица, явившиеся основополагающим основанием для принятия оспариваемого решения (отмена ненормативного правового акта в порядке самоконтроля), сформировалось и была озвучена только в процессе судебного разбирательства.
Подателем апелляционной жалобы также указано, что суд первой инстанции в противоречие со статьей 200 АПК РФ, без указания сторон по делу на данные обстоятельства, установил путем сопоставления схемы размещения спорного земельного участка с кадастровым номером 02:55:010549:247 и приложения N 1 к приказу Управления по охране объектов культурного наследия от 13.07.2017 N 25, что границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, проходят от начальной точки 1 на пересечении улиц Белякова и Петропавловской на юго-запад, через точку 2 до точки 3 и также от точки 57 на юго-восток, через точки 58, 59, 60, 61 в исходную точку 1, и полностью включают в себя спорный земельный участок. В свою очередь, уполномоченным органом - Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, было сообщено суду, что на земельном участке с кадастровым номером 02:55:6010549:247 объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия, памятников истории и культуры) народов РФ, отсутствуют, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:6010549:247 частично входит в защитную зону объекта культурного наследия регионального значения "Кирха Евангелическо-Лютеранская", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Белякова, 2.
Апеллянт не согласился с выводом суда первой инстанции о невозможности расположения нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения (кабинки для переодевания) на земельном участке с кадастровым номером 02:55:6010549:247, указав, что в силу приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Башкортостан N 486 от 02.10.2018, устанавливающего режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", запрещаются все виды использования земельных участков, за исключением видов разрешенного использования с кодом 12.0 "Общее пользование территории", в составе которого в силу приказа Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", предусматривается размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов (код 12.0.2). В силу изложенного апеллянт полагал, что предоставление части земельного участка - для размещения нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения (кабинки для переодевания), не нарушает требований постановления Правительства Республики Башкортостан N 486 от 02.10.2018.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованных лиц и третьих лиц не явились.
В отсутствии возражений представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц и третьих лиц.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от заинтересованных лиц и третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу заявителя в материалы дела не поступили.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, распоряжением Совет министров Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики от 27.06.1989 N 452-р, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 04.03.1988 N 82 "О мерах по сохранению парков-памятников культуры и дальнейшему развитию садово-паркового искусства" принято предложение Министерства культуры Башкирской АССР и Башкирского отделения Всероссийского общества охраны памятников о включении в перечень парков-памятников культуры в г. Уфе - сада им. Крупской, парка им. В.И.Ленина, сквера им. В.И.Ленина, парка им. И.Якутова, сада им. С.Т.Аксакова, парка Победы и парка в с. Ермолаевка Кумертауского района Башкирской АССР (л.д. 131).
Приказом Управления по охране объектов культурного наследия от 13.04.2017 N 25 "Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район" (далее - приказ от 13.04.2017 N 25) утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район (л.д. 132-133).
Согласно приложению N 2 к приказу от 13.04.2017 N 25 в границах территории объекта запрещается, в том числе возведение объектов капитального и некапитального строительства (л.д. 139).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.10.2018 N 486 "Об утверждении границ зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, Парк им. И.Якутова, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории зоны" (далее - Постановление N 486 от 02.10.2018) утверждены границы зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, Парк им. И.Якутова, согласно приложению N 1 к настоящему постановлению, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, Парк им. И.Якутова, согласно приложению N 2 к настоящему постановлению (л.д. 140-141).
Согласно приложению N 2 к Постановлению от 02.10.2018 N 486 установлено ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов), а также запрет на размещение новых объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временных построек, киосков, навесов, гаражей, павильонов) (л.д. 151-159).
Решением Управления от 10.09.2019 N 1938 в соответствии с положениями статей 39.33 - 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393, на основании заявления РОО "ФЗСЗП РБ" было выдано разрешение на использование части земельного участка с кадастровым номером 02:55:010549:247, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 500 кв.м, находящегося по ул. Ленина в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно схеме, приложенной к настоящему решению, для размещения нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения (кабинки для переодевания). Разрешение выдано сроком на 5 лет (л.д. 14-15).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2022 N КУВИ-001/2022-78947698 земельный участок с кадастровым номером 02:55:010549:247 входит в единое землепользование с кадастровым номером 02:55:010549:251 (л.д. 74-75).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.07.2022 N 99/2022/482006455 земельный участок с кадастровым номером 02:55:010549:247, площадью 3 391 кв.м имеет вид разрешенного использования "занимаемый лодочной станцией и открытыми площадками" (л.д. 102-108).
Решением Управления от 08.07.2021 N 499 отменено ранее принятое решение Управления от 10.09.2019 N 1938 (л.д. 17-18). В качестве основания для принятого решения указаны подпункты "б", "г" пункта 9 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, в государственной собственности Республики Башкортостан либо муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Республики Башкортостан, утверждённых постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 (далее - Порядок).
Полагая указанное решение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, РОО "ФЗСЗП РБ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. Суд установил, что границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, включает предоставленный заявителю земельный участок, тогда как приказом от 13.04.2017 N 25 и Постановлением от 02.10.2018 N 486 исключается возможность размещения нестационарного объекта заявителя в пределах указанного объекта культурного наследия.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 утверждены Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, в государственной собственности Республики Башкортостан либо муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Республики Башкортостан (л.д. 53-65).
Согласно пункту 2 указанного Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа или договора о размещении объекта, заключенного с уполномоченным органом.
В силу пункта 3 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Управления N 1938 от 10.09.2019) уполномоченным органом по землям или земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, а также по земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, является орган местного самоуправления Республики Башкортостан, уполномоченный на предоставление земельных участков.
Использование земель или земельных участков для размещения объектов, указанных в пунктах 1 - 9, 11 - 18, 21, 26, 27, 29 перечня, осуществляется на основании решения об использовании на безвозмездной основе (пункт 8 Порядка).
Уполномоченный орган при отсутствии оснований для отказа, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, в течение 20 календарных дней со дня подачи документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, направляет заявителю решение об использовании или осуществляет подготовку проекта договора о размещении в двух экземплярах и их подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю (пункт 13 Порядка).
В пункте 16 Порядка (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) было установлено, что решение об отказе в выдаче документов на использование принимается в течение 20 календарных дней со дня подачи документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, в случаях, если:
а) в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации объектов, указанных в перечне;
б) размещение объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;
г) испрашиваемые земли или земельные участки предоставлены физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;
д) в отношении указанных в заявлении земель или земельных участков выданы документы на использование иному лицу и срок их действия не истек.
Согласно пункту 19 Порядка (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) использование земель или земельных участков прекращается в следующих случаях:
а) срок, на который выдан документ на использование, истек;
б) объекты, для размещения которых выдан документ на использование, не эксплуатируются в течение 1 месяца со дня получения такого документа;
в) объекты, для размещения которых выдан документ на использование, демонтированы;
г) земли или земельные участки по целевому назначению не используются или используются с нарушением законодательства Российской Федерации;
д) земельные участки были изъяты для государственных или муниципальных нужд в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
е) земельные участки предоставлены физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;
ж) плата за использование земель или земельных участков в течение двух сроков подряд, указанных в договоре о размещении, не вносилась.
Из материалов дела следует, что решением Управления N 1938 от 10.09.2019 в соответствии с положениями статей 39.33-39.36 ЗК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393, на основании заявления РОО "ФЗСЗП РБ" было выдано разрешение на использование части земельного участка с кадастровым номером 02:55:010549:247, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 500 кв.м, находящегося по ул. Ленина в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно схеме, приложенной к настоящему решению, для размещения нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения (кабинки для переодевания). Разрешение выдано сроком на 5 лет.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2022 N КУВИ-001/2022-78947698 земельный участок с кадастровым номером 02:55:010549:247 входит в единое землепользование с кадастровым номером 02:55:010549:251, имеет вид разрешенного использования "занимаемый лодочной станцией и открытыми площадками".
Из материалов дела, в частности визуального сопоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющейся приложением к решению Управления N 1938 от 10.09.2019 (л.д. 16), фотоматериала, представленного заявителем (л.д. 31), схемы границ объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, приведенной в приказе от 13.04.2017 N 25 (л.д. 136), следует, и судом первой инстанции было верно установлено, что предоставленная заявителю часть земельного участка с кадастровым номером 02:55:010549:247 располагается в границах объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова".
Согласно пункту 4 статьи 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В целях сохранения объектов культурного наследия, обеспечения их сохранности в их исторической среде, предотвращения их разрушения или причинения им вреда, Законом N 73-ФЗ предусмотрены, в частности, следующие меры: 1) установление на территории, сопряженной с объектами культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, соблюдение особых режимов использования земель и земельных участков, требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия (статья 34 Закона N 73-ФЗ); 2) применение специальных мер обеспечения сохранности объектов культурного наследия, определенных обязательным разделом об обеспечении сохранности объекта культурного наследия или проектом обеспечения сохранности объекта культурного наследия, предусмотренных статьей 36 Закона N 73-ФЗ.
На основании статьи 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (статья 5 Закона N 73-ФЗ).
На основании части 1 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия:
1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
2) на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;
3) на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
В силу части 3 указанной статьи требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются:
1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения;
2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места регионального значения;
3) органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места местного (муниципального) значения.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.10.2018 N 486 "Об утверждении границ зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, Парк им. И.Якутова, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории зоны" утверждены границы зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, Парк им. И.Якутова, согласно приложению N 1 к настоящему постановлению, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, Парк им. И.Якутова, согласно приложению N 2 к настоящему постановлению (л.д. 140-141).
Согласно приложению N 2 к Постановлению от 02.10.2018 N 486 установлено ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов), а также запрет на размещение новых объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временных построек, киосков, навесов, гаражей, павильонов) (л.д. 151-159).
Согласно приложению N 2 к приказу Управления по охране объектов культурного наследия от 13.04.2017 N 25 "Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район" в границах территории объекта запрещается, в том числе возведение объектов капитального и некапитального строительства (л.д. 139).
При принятии решения N 1938 от 10.09.2019 Управлением не были учтены указанные обстоятельства и ограничения, исключающие возможность размещения нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения (кабинки для переодевания) в пределах объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова".
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-О-О, положение статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Как верно указано судом первой инстанции, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае несоответствия его требованиям законодательства. Указанное согласуется с позицией, изложенной в пункте 25 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019.
Согласно статье 34.1 Закона N 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в единый реестр памятникам, и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
В силу требований статьи 34.1 Закона N 73-ФЗ для памятника, расположенного в границах населённого пункта, на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника устанавливаются защитные зоны объекта культурного наследия.
Защитная зона сокращается до 100 метров в случае утверждения границ и режима использования территории объекта культурного наследия. Защитная зона прекращает существование со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах охраны такого объекта культурного наследия.
На основании изложенного, поскольку решение Управления N 1938 от 10.09.2019 было принято без учета положений Закона N 73-ФЗ, постановления Правительства Республики Башкортостан от 02.10.2018 N 486 "Об утверждении границ зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", приказа Управления по охране объектов культурного наследия от 13.04.2017 N 25 "Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", Управление в порядке нормоконтроля и на основании подпункта "г" пункта 19 Порядка правомерно приняло оспариваемое решение N 499 от 08.07.2021.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, в то время как судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Доводы апеллянта о том, что до получения обжалуемого решения Управления N 499 от 08.07.2021 часть предоставленного земельного участка заявителем использовалась в соответствии с целью, указанной в решении Управления N 1938 от 10.09.2019, для размещения нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения (кабинки для переодевания); каких-либо извещений, предписаний и иных претензий, ввиду возможных наличий нарушений в использовании части земельного участка со стороны заинтересованного лица в адрес заявителя не поступало; без обоснования причин, обстоятельств, было принято решение Управления N 499 от 08.07.2021, признаны судебной коллегией несостоятельными, поскольку причиной принятия указанного решения послужило в том числе использование земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации (в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова").
Апелляционный суд отклоняет довод апеллянта о том, что суд первой инстанции в противоречие со статьей 200 АПК РФ, без указания сторон по делу на данные обстоятельства, установил путем сопоставления схемы размещения спорного земельного участка с кадастровым номером 02:55:010549:247 и приложения N 1 к приказу Управления по охране объектов культурного наследия от 13.07.2017 N 25, что границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, проходят от начальной точки 1 на пересечении улиц Белякова и Петропавловской на юго-запад, через точку 2 до точки 3 и также от точки 57 на юго-восток, через точки 58, 59, 60, 61 в исходную точку 1, и полностью включают в себя спорный земельный участок, поскольку указанное обстоятельство с очевидностью следует из материалов дела. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя не смог представить суду доказательств или доводов, опровергающих указанный верный вывод суда первой инстанции.
Ссылка апеллянта на то, что Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, было сообщено суду, что на земельном участке с кадастровым номером 02:55:6010549:247 объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия, памятников истории и культуры) народов РФ, отсутствуют, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:6010549:247 частично входит в защитную зону объекта культурного наследия регионального значения "Кирха Евангелическо-Лютеранская", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Белякова, 2, не в полной мере соответствует действительности, поскольку обстоятельство расположения на земельном участке с кадастровым номером 02:55:6010549:247 объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова" подтверждается письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31.05.2022 N 7-57118/РД (л.д. 90), а также схемой границ объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, приведенной в приказе от 13.04.2017 N 25 (л.д. 136).
Несогласие апеллянта с выводом суда первой инстанции о невозможности расположения нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения (кабинки для переодевания) на земельном участке с кадастровым номером 02:55:6010549:247, несостоятельно, поскольку, как уже было отмечено, в пределах объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова" установлено ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет на размещение временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов), а также запрет на размещение новых объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временных построек, киосков, навесов, гаражей, павильонов), то есть заперт на возведение каких-либо объектов капитального и некапитального строительства.
В приложении N 2 к постановлению Правительства Республики Башкортостан N 486 от 02.10.2018, устанавливающем режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Парк им. И.Якутова", предусмотрены и иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении. В частности, запрещаются все виды использования земельных участков, за исключением видов разрешенного использования с кодом 12.0 "Общее пользование территории" в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Апеллянтом не учтено, что на момент принятия постановления Правительства Республики Башкортостан N 486 от 02.10.2018 приказ Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" действовал в редакции, в которой код 12.0 допускал размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства, то есть не допускал размещение кабинки для переодевания заявителя.
Довод апеллянта о том, что сведения, послужившие основанием для принятия решения Управления N 499 от 08.07.2021, в частности отмена органом местного самоуправления в порядке самоконтроля ранее принятого им ненормативного правового акта в связи с несоответствием его требованиям законодательства, в оспариваемом акте не приведены, позиция заинтересованного лица, явившиеся основополагающим основанием для принятия оспариваемого решения (отмена ненормативного правового акта в порядке самоконтроля), сформировалось и была озвучена только в процессе судебного разбирательства, не состоятелен, поскольку в указанном решении Управления было обозначено основание его принятия (подпункт "г" пункта 9 Порядка).
Апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, основания для отмены судебного акта судебной коллегией не усмотрены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
При подаче апелляционной жалобы РОО "ФЗСЗП РБ" уплачено в федеральный бюджет 3 000 руб. государственной пошлины, что подтверждается чеком-ордером ПАО "Сбербанк России" от 15.10.2022, операция N 4457.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в размере 50 % от указанных размеров, то есть в размере 1 500 руб.
При таких обстоятельствах, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату РОО "ФЗСЗП РБ" из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.09.2022 по делу N А07-31325/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу региональной общественной организации "Федерация закаливания и спортивного зимнего плавания Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Возвратить региональной общественной организации "Федерация закаливания и спортивного зимнего плавания Республики Башкортостан" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру ПАО "Сбербанк России" от 15.10.2022, операция N 4457.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-31325/2021
Истец: РОО "ФЗСЗП РБ"
Ответчик: МЗИО РБ, УЗИО Администрации ГО г.Уфа
Третье лицо: Министерство культуры РБ, Региональной общественной организации "Федерация закаливания и спортивного зимнего плавания Республики Башкортостан", Управление по госуударственной охране объектов культурного наследия РБ