г. Хабаровск |
|
05 декабря 2022 г. |
А04-5693/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шалдуга И.В.
при участии в заседании посредством системы веб-конференции:
от Хабаровской таможни: Рассказова О.А., представитель по доверенности от 20.06.2022 N 05-53/163; Скрипник Ю.В., представитель по доверенности от 17.06.2022 N 05-53/158;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром переработка Благовещенск"
на решение Арбитражного суда Амурской области от 22.09.2022
по делу N А04-5693/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром переработка Благовещенск" (ОГРН 1142722003467, ИНН 2722130919)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856)
об оспаривании постановления от 12.07.2022 по делу об административном правонарушении N 10703000-439/2022
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром переработка Благовещенск" (далее - ООО "Газпром переработка Благовещенск") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, в котором указано требование к Хабаровской таможне (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 12.07.2022 N 10703000-439/2022 о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.09.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой выразило несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требование в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводом суда о невозможности применения положений о малозначительности вмененного административного правонарушения, указывая на отсутствие доказательств того, что предоставление отчетности, содержащей недостоверные сведения, привело либо могло привести в будущем к каким-либо опасным угрозам для соответствующих физических лиц, общества или государства.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган выразил несогласие с доводами общества, просил оставить в силе судебный акт.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, представители таможни поддержали позицию, изложенную в отзыве апелляционную жалобу.
В соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие ООО "Газпром переработка Благовещенск", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела установлено следующее.
17.12.2019 по таможенной процедуре таможенного транзита в адрес АО "НИПИГАЗ" для ООО "Газпром переработка Благовещенск" в постоянную зону таможенного контроля ООО "Газпром переработка Благовещенск" в зоне деятельности Благовещенского таможенного поста по товаросопроводительным документам, а именно: транзитной декларации N 10716060/121219/0002093, международной товарно-транспортной накладной от 10.12.2019 N 1611012, отгрузочной спецификации от 10.12.2019 N 1611012, инвойсу от 28.11.2019 N CF52607005/2019 и упаковочному листу от 28.11.2019 N 7500068389/BS-064 на транспортном средстве NN У1610Н77/АВ826225 прибыл товар "Стальные конструкции" в количестве 11 мест, весом брутто 4 100 кг, фактурной стоимостью 8 867,26 EUR (ЕВРО).
17.12.2019 товар помещен на временное хранение на территорию постоянной зоны таможенного контроля ООО "Газпром переработка Благовещенск", о чем составлен и представлен в таможенный орган отчет о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 от 17.12.2019 N 0010557 (регистрационный номер 10704050/181219/0020890).
Согласно указанному отчету в графе 9 "Буквенный код валюты" отражено RUB (российский рубль), при этом в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах в отношении товара "монтажный элемент, вертикальная связь, фахверк, ограждение, огнестойкий монтажный элемент" в графе "Валюта и общая сумма по счету" указано EUR (ЕВРО).
23.12.2019 общество подало во Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни декларацию на товары N 10702070/231219/0271970 (далее - ДТ N 271970) с целью помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (ИМ78) товара: металлоконструкции из черных металлов - стальные конструкции, в количестве 4 100 кг, фактурной стоимостью 8 867,26 EUR (ЕВРО).
ООО "Газпром переработка Благовещенск" в Благовещенский таможенный пост в электронном виде представило отчет о выдаче товаров по форме ДО-2 от 22.10.2021 N 0010557, при этом в графе 11 указан буквенный код валюты в RUB (российский рубль), в то время как в уведомлении N 0704050/231219/0014750 о выпуске товаров по ДТ N 271970, буквенным кодом валюты являлось - ЕВРО (EUR).
По факту представления отчета о выдаче товаров по форме ДО-2 от 22.10.2021 N 0010557, содержащего недостоверные сведения о буквенном коде валюты, старшим инспектором отдела специальных таможенных процедур N 3 Благовещенского таможенного поста в отношении общества 31.05.2022 составлен протокол N 10703000-439/2022 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника таможни от 12.07.2022 N 10703000-439/2022 ООО "Газпром переработка Благовещенск" привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 500 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в суд с требованием об оспаривании его законности.
Статьей 16.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Подпунктом 13 пункта 1 статьи 338 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что проверка ведения учета товаров лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, включая владельцев складов временного хранения (СВХ), является одной из мер, обеспечивающих таможенный контроль, который в соответствии с действующим законодательством осуществляют таможенные органы.
В силу статьи 345 ТК ЕАЭС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций; порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец СВХ обязан вести учет товаров, находящихся на СВХ, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Приказом Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 N 444 утвержден порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров (Приложение N 1), а также определены Условия и Порядок выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах (Приложение N 4); Способ представления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, формы отчетов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности (Приложение N 5).
На основании пункта 2 Приложения N 5 Приказа N 444 владелец СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 Приложения N 4, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2); ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него (приложение N 3).
Каждая из форм отчетности носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о товарах, соответственно, сведения, указанные в документах отчетности, должны быть достоверными.
Отчет по форме ДО-2 представляется владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) таможенному посту не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения) (пункт 4 Приложения N 5 Приказа N 444).
Заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения), указанного в пункте 2 приложения N 4 к Приказу N 444.
Графы "Наименование товара", "Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС", "Складской номер товара", "Количество грузовых мест", "Вес товара брутто (в кг.) или объем товара (в куб. м.) (либо в дополнительных единицах измерения)", "Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м), исключая контейнеры и другое транспортное оборудование", "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" и "Буквенный код валюты" заполняются на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 приложения N 1 к настоящему приказу, а также с учетом сведений, указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 приложения N 1 к настоящему приказу.
Материалами дела подтверждается, что на ООО "Газпром переработка Благовещенск", как на владельца иного места хранения товаров (склад получателя), возложена обязанность по представлению в таможенный орган отчетности в отношении товаров, находящихся под таможенном контролем, в установленные сроки и порядке, однако при представлении 22.10.2021 отчета по форме ДО-2 N 0010557 общество допустило указание недостоверных сведений при заполнении графы 11 "Буквенный код валюты", при этом отчетность формировалась в отношении выданных товаров без проверки достоверности внесенных сведений.
Данный факт подтверждается протоколом об административном правонарушении от 31.05.2022 N 10703000-439/2022, пояснениями защитника общества от 31.05.2022, а также пояснениями ООО "Газпром переработка Благовещенск", оформленными письмом от 27.05.2022 N 5-01-48-18-22, отчетом по форме ДО-1 от 17.12.2019 N 0010557, отчетом по форме ДО-2 от 22.10.2021 N 0010557, уведомлением N 0704050/231219/0014750 о выпуске товаров по ДТ N 271970, товаросопроводительными документами.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного статьей 16.15 КоАП РФ.
Поскольку в рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего таможенного законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, кроме того отсутствуют чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, исключающие возможность соблюдении действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ является установленной вина лица, получившего разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров в совершении вмененного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному заключению, что действия (бездействие) заявителя образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства судебная коллегия находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого административного правонарушения. Следовательно, у таможенного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности в порядке статьи 16.15 КоАП РФ.
Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку ООО "Газпром переработка Благовещенск" надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не пропущен.
Условий для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается ввиду привлечения ООО "Газпром переработка Благовещенск" ранее к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства, о чем имеется ссылка в оспариваемом по настоящему делу постановлении.
Административный штраф назначен лицу в пределах санкции статьи 16.15 КоАП РФ в размере 5 500 рублей с учетом наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность (повторность совершения однородных административных правонарушений), что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Проверив доводы заявителя о наличии оснований для освобождения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности, коллегия находит их необоснованными ввиду следующего.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Анализ диспозиции статьи 16.15 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что рассматриваемые административные правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок представления отчетности, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника таможенных правоотношений, а также на порядок публичных общественных отношений, возникающих в процессе таможенного законодательства, нормы указанной статьи 16.15 КоАП РФ защищают интересы государства.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил.
ООО "Газпром переработка Благовещенск", являясь профессиональным участником данных отношений, знало о необходимости соблюдения установленных приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444 требований к заполнению отчетности, имело реальную возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, в частности заполнить соответствующие графы отчета ДО-2 от 22.10.2021 N 0010557 не только на основании сведений, указанных в отчете ДО-1 на спорный товар, но также, используя сведения из уведомления таможенного органа N 10704050/231219/0014750 о выпуске товара, заявленного в ДТ N 271970, как это прямо закреплено в абзаце 4 пункта 6 приложения N 5 к Приказу N 444. Однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, свидетельствующих об исключительности случая применительно к обстоятельствам конкретного совершенного обществом деяния, что необходимо для квалификации правонарушения как малозначительного, в материалы дела не представлено, судом не установлено.
Ссылка общества на судебную практику в подтверждение своей позиции несостоятельна, так как установленные судом фактические обстоятельства отличны от обстоятельств, указанных в приведенных апеллянтом судебных актах, в связи с чем не могут применяться по аналогии при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись законные основания для отказа в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным постановления таможни от 12.07.2022 N 10703000-439/2022.
Суд в полном объеме установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, в связи с чем не могут быть положены в обоснование отмены судебного акта, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22.09.2022 по делу N А04-5693/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5693/2022
Истец: ООО "Газпром переработка Благовещенск"
Ответчик: Служба Хабаровской таможни по Амурской области и Республике Саха (Якутия), Хабаровская таможня
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (5693/22 2т, 5259/22 1т, 2540/20 1Т)