5 декабря 2022 г. |
А43-1817/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Е.А.,
судей Богуновой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАММА"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области
от 16.09.2022 по делу N А43-1817/2022,
по иску акционерного общества "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ" (ИНН 5253000410, ОГРН 1025202399386) к обществу с ограниченной ответственностью "ГАММА" (ИНН 5260470617, ОГРН 1205200015008) об обязании установить контейнеры,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН 5261098663, ОГРН 1155261002720), акционерное общество "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549), общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "РегионИнвест52" (ИНН 5260315837, ОГРН 1115260022877),
при участии представителя
от истца: Кытмановой Т.В., доверенность от 30.12.202, диплом от 18.06.1997 N 10100,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ" (далее - АО "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "ГАММА" (далее - ООО "ГАММА", ответчик) об обязании в кратчайшие сроки (в течение месяца) установить на действующей контейнерной площадке по адресу: ул. М. Горького, д. 70, г. Н.Новгород, три дополнительных контейнера объемом 1,1 куб.м каждый, для временного накопления (сбора) твердых коммунальных отходов (ТКО).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - ООО "Нижэкология-НН"), акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер"), общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "РегионИнвест52" (далее - ООО СЗ "РегионИнвест52").
Решением от 16.09.2022 суд удовлетворил исковое требование.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ГАММА" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что принятие решения по вопросу организации места сбора ТКО относится к компетенции совета спорного многоквартирного дома (МКД). По вопросу установки дополнительных контейнеров члены совета единогласно проголосовали против принятия решения по данному вопросу. Более того, согласно пояснениям застройщика контейнерная площадка оборудована, обеспечена контейнерами в необходимом количестве и соответствует всем требуемым стандартам.
Подробно доводы ООО "ГАММА" изложены в апелляционной жалобе от 11.10.2022 N 341.
Представитель АО "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ" в судебном заседании возразил относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Просил судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО СЗ "РегионИнвест52" в отзыве на апелляционную жалобу от 21.10.2022 N 260 поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
АО "Тандер" в возражениях на апелляционную жалобу от 03.11.2022 указало на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 163 АПК РФ, Первый арбитражный апелляционный суд объявлял перерыв в судебном заседании.
АО "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ" в отзыве от 10.11.2022 N 27-юр указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
После перерыва лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 2687, 269, 270 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела АО "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 52:18:0060140:696 площадью 435,2 кв.м (пом. П13), 52:18:0060140:916, площадью 932,7 кв.м (пом. П15) в МКД, по адресу: ул. М.Горького, д. 70, г. Н.Новгород.
Управляющей компанией в данном доме является ООО "ГАММА".
В письме от 11.05.2021 АО "Нижегородоптхозторг" обратилось к ответчику с требованием о согласовании схемы расположения и установки двух дополнительных контейнеров.
В соответствии с протоколом заседания Совета многоквартирного дома от 30.09.2021 N 18 в размещении дополнительных контейнеров истцу отказано.
В претензии от 13.12.2021 истец повторно обратился к ООО "Гамма" с заявлением об организации места (площадки) накопления ТКО для установки двух евроконтейнеров.
Ответчик в письме от 29.12.2021 отказал в удовлетворении требования.
Оставление ответчиком претензии без удовлетворения, что послужило основанием для обращения АО "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ" с соответствующим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 36, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, а также заключением ООО "Нижегородский институт судебной экспертизы" N 100СТЭ-22 о том, что для нормального функционирования жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения по спорному адресу и соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства необходимо 6 контейнеров объемом 1,1 куб.м, удовлетворил исковое требование и обязал ООО "ГАММА" в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить установку на контейнерной площадке по адресу: ул. М.Горького, д. 70, г. Н.Новгород, еще трех дополнительных контейнеров объемом 1,1 куб.м для сбора твердых коммунальных отходов.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив позиции сторон, Первый арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Суд установил, что АО "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ" является собственником нежилых помещений в МКД, по адресу: ул. М.Горького, д. 70, г. Н.Новгород, управление которым осуществляет ООО "ГАММА".
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (часть 1 статьи 36 ЖК РФ).
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома (пункты 1.8 и 3.7 Правил N 170).
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (пункт 3.7.1 Правил N 170).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, на основании подпункта "д(2)" пункта 11 которых содержание общего имущества включает в себя, в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В развитие указанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень N 290).
В пункте 26 (1) данного Перечня установлено, что к работам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме относятся работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Данные нормативные положения согласуются с требованиями пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в силу которых отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
В пункте 6.3 этих же Правил предусмотрена обязанность учреждений по эксплуатации зданий, жилищных отделов предприятий и учреждений, управляющих домами, по оборудованию площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники.
Таким образом, организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов (содержание контейнерных площадок) входит в состав работ по содержанию общего имущества МКД. Однако действующее законодательство не содержит такого обязательного требования к управляющей компании как установка контейнеров для кого-либо из собственников помещений в МКД, находящемся под ее управлением.
Более того, из пункта 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 следует, что информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 90 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (ред. от 15.12.2018) "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования.
Включение расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и на их содержание в необходимую валовую выручку регионального оператора, предусмотрено пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1572 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В рассматриваемом случае АО "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ", являясь собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 52:18:0060140:696 площадью 435,2 кв.м, (пом. П13), 52:18:0060140:916 площадью 932,7 кв.м (пом. П15) в МКД, по адресу: ул. М.Горького, д. 70, г. Н.Новгород, в письме от 11.05.2021 обратилось к ответчику о согласовании схемы расположения и установки двух дополнительных контейнеров.
Согласно материалам дела на контейнерной площадке МКД, в котором расположены помещения истца, имеются три контейнера объемом 1,1 куб.м.
Общим собранием собственников помещений спорного дома (протокол внеочередного собрания собственников от 15.10.2020 N 2, протокол общего собрания собственников от 19.05.2021 N 2) избран Совет МКД, который в соответствии с жилищным законодательством, в том числе выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам принятие решений по которым не противоречит ЖК РФ.
Использование земельного участка относится к компетенции общего собрания собственников МКД, размещение контейнерной площадки возможно только при принятии такого вопроса на общем собрании собственников помещений МКД квалифицированным большинством голосов.
Таким образом, принятие решения по вопросу организации места сбора твердо-бытовых отходов относится к компетенции Совета МКД N 70 по ул. М.Горького, г. Н.Новгорода.
На заседании Совета МКД N 70 по ул. М. Горького, г. Н.Новгорода, по вопросу АО "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ" члены Совета 30.09.2021 единогласно проголосовали против принятия решения по данному вопросу.
Вместе с тем истец обратился в суд с требованием об обязании ответчика установить на действующей контейнерной площадке по адресу: ул. М. Горького, д. 70, г. Н.Новгород, три дополнительных контейнера объемом 1,1 куб.м каждый, для временного накопления (сбора) ТКО, что не входит в компетенцию управляющей компании в силу требований действующего законодательства.
Доводы истца и его представителя в судебном заседании об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные фактические обстоятельства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении требования АО "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вместе с тем согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В силу части 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2022 по делу N А43-1817/2022 подлежит отмене с разрешением вопроса по существу об отказе в удовлетворении иска АО "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ".
В соответствии со статьей 110 АПК РФ решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2022 по делу N А43-1817/2022 также подлежит отмене в части возложения на ООО "ГАММА" судебных расходов на оплату государственной пошлины за рассмотрение иска, с разрешением вопроса по существу об отнесении их на истца.
Кроме того, поскольку апелляционная жалоба удовлетворена, с АО "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ" в пользу ООО "ГАММА" подлежат взысканию 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАММА" удовлетворить; решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2022 по делу N А43-1817/2022 отменить.
Акционерному обществу "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ" в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с акционерного общества "НИЖЕГОРОДОПТХОЗТОРГ" (Базовый пр-зд, д. 9А, г. Н.Новгород, 603028, ИНН 5253000410, ОГРН 1025202399386) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГАММА" (ул. Славянская, д. 19, оф. 219, г. Н.Новгород, 603000, ИНН 5260470617, ОГРН 1205200015008) 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Новикова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1817/2022
Истец: АО "Нижегородоптхозторг"
Ответчик: ООО "ГАММА"
Третье лицо: АО "Тандер", ООО "Нижэкология-нн", ООО "РегионИнвест52"