г. Москва |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А41-17928/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Марченковой Н.В.,
судей: Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Темниковой А.В.,
при участии в заседании:
от НП ОЗУ "Онуфриево" (истец) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ИФНС России по г. Истре МО (ответчик) - Лиманов А.А. по доверенности от 30.09.2022 года, паспорт, диплом;
от УФНС России МО (ответчик) - Волкова С.А. по доверенности от 29.11.2022 года, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу НП ОЗУ "Онуфриево" на решение Арбитражного суда Московской области от 20 сентября 2022 года по делу N А41-17928/22, по иску НП ОЗУ "Онуфриево" к ИФНС России по г. Истре МО, УФНС России МО о признании,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство по освоению земельных участков "Онуфриево" (далее - НП ОУЗ "Онуфриево", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Истра Московской области (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным Решения от 06.10.2021 N 5309 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств налогоплательщика, Решений от 06.10.2021 N 16078, N 16079 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, обязании возвратить НП ОЗУ "Онуфриево" денежные средства в размере 1.559.244,34 рублей, а также о признании незаконными действий (бездействий) УФНС России по Московской области (далее - управление) выразившихся в непринятии решения по жалобе налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 сентября 2022 года по делу N А41-17928/22 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, НП ОЗУ "Онуфриево" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ИФНС России по г. Истре МО, УФНС России МО возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя НП ОЗУ "Онуфриево", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, а также согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности НП ОЗУ "Онуфриево" является "68.32 Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе", дополнительные виды деятельности: "68.10 Покупка и продажа собственного недвижимого имущества", "68.10.23 "Покупка и продажа земельных участков".
Инспекция в порядке, установленном п. 5 ст. 398 НК РФ, сформировала и направила в адрес налогоплательщика Сообщение N 984488 от 03.06.2021 с исчисленной суммой земельного налога за период 2020 года в отношении 43 земельных участков с видом разрешенного использования "под дачное хозяйство", находящихся в собственности у налогоплательщика в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 1.708.461 рубля, исходя из ставки 1,5 процента.
Получив сообщение N 984488 от 03.06.2021, заявитель направил в инспекцию возражения, в которых уведомил налоговый орган о необходимости применения ставки в размере 0,2% в отношении спорных участков, а также указал на факт неправомерного исчисления налога по земельным участкам с кадастровыми номерами: 50:08:0000000:166174, 50:08:90223:1217, 50:08:0090223:147, 50:08:0090223:306, 50:08:0090223:387, поскольку налоговым органом не учтен период владения указанными участками.
В рамках мероприятий налогового контроля налоговым органом было установлено, что налогоплательщик в 2020 году осуществил реализацию земельных участков, с кадастровыми номерами 50:08:0090223:56, 50:08:0090223:578, 50:08:0090223:579, 50:08:0090223:230, 50:08:0090223:234, 50:08:0090223:232, 50:08:0090223:233, 50:08:0090223:108, 50:08:0090223:574, 50:08:0090223:573, 50:08:0090223:451, 50:08:0090223:75, 50:08:0090223:107, 50:08:0090223:57, 50:08:0090223:64, 50:08:0090223:127, 50:08:0090223:125, 50:08:0090223:596, 50:08:0090223:575, 50:08:0090223:128, 50:08:0090223:584, 50:08:0090223:169 физическим лицам.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0090223:107, 50:08:0090223:108 и 50:08:0090223:578 были проданы физическим лицам с жилыми домами с кадастровыми номерами 50:08:0090223:609, 50:08:0090223:611, 50:08:0090223:613 соответственно.
Также Инспекцией выявлен факт продажи 55 земельных участков в 2019, в 2021 - 3 земельных участков.
Налоговым органом был направлен запрос в Администрацию г.о. Истра о проведении обследования земельных участков, находящихся в собственности организации.
20.04.2022 Администрацией городского округа Истра Московской области проведен визуальный осмотр земельных участков, расположенных в Истринском районе Московской области на территории НП ОЗУ "Онуфриево".
Согласно полученному акту визуального осмотра от 20.04.2022, Администрацией г.о. Истра было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0090223:690, 50:08:0090223:400, 50:08:0000000:166174, 50:08:0090223:403, 50:08:0090223:402, 50:08:0090223:350, 50:08:0090223:347, 50:08:0090223:346, 50:08:0090223:349, 50:08:0090223:352, 50:08:0090223:351, 50:08:0090223:34, 50:08:0090223:40, 50:08:0090223:213 расположены на территории НП ОЗУ "Онуфриево" (Ла- Манш), находятся в едином сплошном ограждении с единой инфраструктурой. При въезде на территорию НП ОЗУ "Онуфриево" установлен шлагбаум, находится КПП, осуществляется контрольно-пропускная деятельность, доступ на территорию поселка ограничен.
Факт реализации земельных участков подтверждается проведенным налоговым органом анализом банковской выписки организации за 2019-2021 гг., в которой отражены операции по получению денежных средств от физических лиц за проданные участки на общую сумму 159.637.472 рублей (за 2019 год - 108.635.160 рублей; 2020 год - 48.902.312 рублей; 2021 год - 2.100.000 рублей) и операции по расходу денежных средств организации на рекламные услуги от организации ООО "МАКС-СПЕЦТЕХНИКА", ООО "МЕДИАСИСТЕМЫ", ООО "АЛГОРИТМ", ООО "РА ТОТАЛ ВЬЮ" на общую сумму 9.398.841,33 рублей.
Кроме того, мероприятиями налогового контроля было установлено, что на сайте lamanch.ru размещена реклама по продаже земельных участков на территории НП ОЗУ "Онуфриево" (коттеджный поселок "Ла-Манш").
Также в ходе осмотра территории налогоплательщика было установлено, что при въезде на территорию НП ОЗУ "Онуфриево" размещена реклама о продаже домов и участков.
Таким образом, налоговым органом установлен факт продажи земельных участков, что свидетельствует о том, что некоммерческая организация НП ОЗУ "ОНУФРИЕВО" ведет предпринимательскую деятельность, что не соответствует условиям Решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области N 17/12 от 9 ноября 2017 г. для применения пониженной налоговой ставки в размере 0.2 процента от кадастровой стоимости при исчислении земельного налога.
В соответствии со ст.394 НК РФ право установления ставок земельного налога предоставляется представительным органам муниципальных образований.
Согласно Решению Совета депутатов городского округа Истра Московской области N 17/12 от 09.11.2017 г. "Об установлении земельного налога на территории городского округа Истра" в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (представленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом N 217-ФЗ от 29.07.2017 г. "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при исчислении земельного налога применяется налоговая ставка 0,2 процента от кадастровой стоимости.
Частью 7 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ от 29.07.2017Ю ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) установлено, что виды разрешенного использования земельных участков "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства", "для дачного строительства", а также "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
При этом п. 1 ст. 3 Закона N 217-ФЗ установлено, что садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Таким образом, начиная с 2019 года в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства" применяется налоговая ставка по земельному налогу, установленная в отношении земельных участков, предоставленных для садоводства, т.е. не превышающая 0,3 процента от кадастровой стоимости.
При этом пониженные налоговые ставки по налогу, установленные абзацем четвертым пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, применяются некоммерческими организациями и физическими лицами, непосредственно использующими земельные участки в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а не в целях извлечения прибыли (определение Верховного Суда Российской Федерации N 305-КГ14- 9101 от 18.05.2015 г., разъяснений ФНС России N БС-4-21/11156@ от 10.06.2019, Минфина России N 03-05-06-02/26491 от 03.04.2020).
Следовательно, в случае использования указанных выше земельных участков в коммерческой деятельности (включая перепродажу) подлежат применению налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований для прочих земельных участков в пределах до 1,5 процента кадастровой стоимости. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой (в частности, решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2013 N ВАС- 17640/12, определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N 301-КГ18-7425), а также содержатся в разъяснениях Минфина России: от 03.04.2020 N 03-05-0602/26491, от 13.12.2019 N 03-05-06-02/97821, от 09.10.2019 N 03-05-0602/77404, от 29.01.2019 N 03-05-04-02/4987).
С 2020 года вступили в силу изменения в НК РФ, согласно которым ставка земельного налога не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости в отношении земельных участков для ведения садоводства и не используемых в предпринимательской деятельности, а также земель общего пользования в садоводческих товариществах. Изменения внесены Федеральным законом N 63-ФЗ от 15.04.2019.
В отношении прочих (не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ) земельных участков предельная налоговая ставка по налогу установлена в размере 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса).
Инспекцией также направлены запросы в Управление Росреестра по Московской области, получены выписки из ЕГРН: о переходе прав на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0000000:166174, от 20.04.2022 N 99/2022/462232849, о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) объекты недвижимого имущества N 99/2021/412681143 от 23.08.2021 г.
Согласно указанным документам:
-земельный участок с кадастровым номером 50:08:0000000:166174 принадлежит Заявителю с 23.06.2010 по настоящее время (дата прекращения владения - отсутствует);
-земельный участок с кадастровым номером 50:08:90223:1217 не принадлежал Заявителю в 2020 году;
-земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090223:147 принадлежал Заявителю с 24.06.2010 по 14.10.2019;
-земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090223:306 принадлежал Заявителю с 24.06.2010 по 07.09.2020;
-земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090223:387 принадлежал Заявителю с 25.10.2013 по 20.06.2020.
В соответствии с п. 5 ст. 397 НК РФ рассмотрение налоговыми органами представленных налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным п. 4 - 7 ст. 363 НК РФ.
Инспекцией, в связи с указанными обстоятельствами, актуализированы сведения в базе данных и произведен перерасчет в сторону уменьшения на сумму 65.434 рублей по участкам с кадастровыми номерами 50:08:90223:1217, 50:08:0090223:147, 50:08:0090223:306, 50:08:0090223:387.
Учитывая наличие недоимки по земельному налогу за 2020 год и пени, Инспекция, в соответствии со статьей 69 НК РФ, сформировала требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 31.08.2021 N 46926 на общую сумму 1.559.006,02 рублей (в том числе: налог - 1.412.583 рублей, пени в размере 146.423,02 рублей) по сроку уплаты 07.12.2021.
По причине неисполнения в установленный срок Требования от 31.08.2021 N 46926 в отношении спорных земельных участков за 2020 год Инспекцией применен комплекс мер принудительного взыскания задолженности, предусмотренный ст. 46, 76 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации в банках и его электронные денежные средства.
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
В соответствии со ст. 46 НК РФ, Инспекцией принято Решение N 5309 от 06.10.2021 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2020 год за счет денежных средств на счетах в банках на сумму: 1 347 149 рублей (налог) и 131 984,34 рубля (пени) (с учетом произведенных корректировок).
Согласно ст. 76 НК РФ с целью обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа применяются меры по приостановлению операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств.
В соответствии со ст. 76 НК РФ, Инспекцией приняты Решения N N 16078, 16079 от 06 октября 2021 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств. Сформированы инкассовые поручения NN 242870, 24871, 24872, 24873, 24874 от 06.10.2021 на сумму 1 425 133,34 рублей, которые направлены на исполнение в АО "БМ-Банк", ПАО "Сбербанк" и исполнены в полном объеме.
В связи погашением задолженности по Решению N 5309 от 06.10.2021 г. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2020 год за счет денежных средств на счетах в банках, Инспекцией направлены Решения об отмене приостановление операций по счетам N 16194 от 14.10.2021 в ПАО "Сбербанк", N 16195 от 14.10.2021 в АО "БМ-Банк".
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, в связи с неисполнением требования 31.08.2021 N 46926 налоговым органом правомерно инициирована процедура принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий (бездействий) УФНС России по Московской области выразившихся в непринятии решения по жалобе налогоплательщика за пределами установленного срока по следующим основаниям.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель так же ссылается несвоевременное направление Инспекцией апелляционной жалобы налогоплательщика Управлению ФНС РФ.
Так, в соответствии с п. 6 ст. 140 НК РФ решение по жалобе принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.
Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
Пунктом 2, 6 ст. 6.1 НК РФ установлено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.
На момент обращения налогоплательщика в суд Управление не располагало сведениями об обжаловании НП ОУЗ "Онуфриево" действий Инспекции.
31.03.2022 Управление письмом N 07-17/021039@ запросила у нижестоящего налогового органа сведения о направлении налогоплательщиком жалобы на действия налогового органа.
11.04.2022 Управлением получена жалоба НП ОУЗ "Онуфриево", направленная ИФНС России по г. Истра Московской области письмом от 08.04.2022 N 02-15/00408@ (вх. от 11.04.2022 N 061982).
29.04.2022 Управлением принято решение N 07-19/028581@ о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика до 27.05.2022 года. Направлено в адрес налогоплательщика через почтовое отделение связи, что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений (почтовый идентификатор N 80082072869446), согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений вручено адресату 12.05.2022 года.
Решением Управления от 27.05.2022 N 07-12/034708@ жалоба НП ОЗУ "Онуфриево" от 08.11.2021 б/н оставлена без удовлетворения. Направлено в адрес налогоплательщика через почтовое отделение связи, что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений (почтовый идентификатор N 80102372034501), согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений вручено адресату 03.06.2022 года.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что при вынесении Решения Суд нарушил норму материального права, а именно не применил ст. 394 НК РФ, и неправильно истолковал текст Решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области от 09 ноября 2017 г. N 17/12.
Данные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку факт продажи земельных участков свидетельствует о том, что некоммерческая организация НП ОЗУ "ОНУФРИЕВО" ведет предпринимательскую деятельность, что не соответствует условиям Решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области N 17/12 от 9 ноября 2017 г. для применения пониженной налоговой ставки в размере 0.2 процента от кадастровой стоимости при исчислении земельного налога.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 сентября 2022 года по делу N А41-17928/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17928/2022
Истец: НП ПО ОСВОЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ "ОНУФРИЕВО"
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ИСТРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ