г. Ессентуки |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А61-4190/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объёме 30.11.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Марченко О.В., судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., в отсутствие истца - Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России по Южному военному округу (г. Моздок, ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), ответчика - публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" в лице филиала - "Севкавказэнерго" (г. Владикавказ, ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России по Южному военному округу на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.07.2022 по делу N А61-4190/2021 (судья Джиоев З.П.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России по Южному военному округу (далее по тексту - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском к публичному акционерному обществу "Россети Северный Кавказ" в лице филиала - "Севкавказэнерго" (далее по тексту - общество) об обязании провести корректировку объемов электроэнергии за период с 01.02.2021 по 31.08.2021.
Решением суда от 01.07.2022 в удовлетворении требований отказано.
Учреждение не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, иск удовлетворить, полагая, что обществом расчет поставленной электроэнергии неверно произведен исходя из показаний общедомовых приборов учета за вычетом объемов электроэнергии, потребленной собственниками, тогда как расчет за потребленную электроэнергию необходимо производить по нормативу.
В отзыве ответчик доводы жалобы отклонил.
До начала судебного заседания от общества поступили ведомости электропотребления по ИПУ за период с февраля по август 2021.
Апелляционный суд приобщил к материалам дела указанные документы, поскольку они представлены во исполнение определения суда от 12.10.2022.
Приобщение дополнительных доказательств соответствует позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 29 постановления от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которой принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, может в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена без участия сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 16.01.2021 между обществом (гарантирующий поставщик) и учреждением (исполнитель) заключен договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению N 1507002005900, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять в точках поставки продажу электрической энергии и мощности на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечить через привлеченных третьих лиц оказание покупателю услуг по передаче электроэнергии и иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией, а исполнитель - оплачивать гарантирующему поставщику приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов (счетчиков) и оборудования, связанных с потреблением энергии (т.д. 1 л.д. 14-18).
Согласно пункту 1.1.1 договора исполнитель приобретает электрическую энергию в целях оказания коммунальной услуги энергоснабжения собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме в целях поставки коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, в целях содержания общего в многоквартирном доме, а также компенсации потерь во внутридомовых инженерных системах.
Согласно пункту 2.3.1 договора исполнитель обязуется принимать и своевременно в полном объеме оплачивать гарантирующему поставщику приобретенную электроэнергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, сроке и размерах, предусмотренных контрактом.
Исполнитель обязан, при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца (но не позднее 29-го числа текущего расчетного месяца), снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, но не позднее последнего расчетного месяца, представлять в письменном виде сетевой организации отчет о потребленной электроэнергии по формату согласно приложению N 5 к договору, а копию отчета с отметкой о вручении сетевой организации, передавать гарантирующему поставщику не позднее 1 -го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 5.2 договора).
Пунктом 7.1 договора установлен расчетный период, равный одному месяцу. Плата за приобретенную электрическую энергию и услуги вносится не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Расчет объема платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужны в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым (коллективным) прибором учета электроснабжения производится по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 7.2 договора).
Перечень точек поставки электроэнергии, средств учета и местах их установки стороны согласовали в приложении N 3 к договору. Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении учреждения указан сторонами в приложении N 4 к договору.
За период с 01.02.2021 по 31.08.2021 объем электроэнергии на содержание общего имущества составил 37 582 кВт*ч, что подтверждено актами приема-передачи (т.д. 1 л.д. 19-25).
Несогласие с отнесением на истца объема электроэнергии, определенного за период с февраля по август 2021 на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, явилось основанием для обращения учреждения с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из положений ч. ч. 1, 2, 12, 15 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее по тексту - постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту - Правила N 124), приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, истец является организацией управляющей жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.
Объем обязательств истца перед ответчиком определяется в соответствии с пунктом 21 (1) Правил N 124 по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
При этом, в обязанности истца как исполнителя коммунальных услуг входит, в том числе, снятие показаний приборов учета потребителей, имеющих индивидуальные приборы учета. В силу статуса и возложенных на него законом обязанностей при надлежащем исполнении функций управления многоквартирными домами учреждение должно не реже 1-го раза в месяц снимать и принимать от собственников показания по индивидуальным и по общедомовым приборам учета, передавать сведения в ресурсоснабжающую организацию, и применять их при начислении за коммунальный ресурс.
Таким образом, именно на управляющей организации при наличии у нее статуса исполнителя коммунальной услуги лежит обязанность по проверке правильности снятия потребителями показаний индивидуальных приборов учета. Снятие показаний с приборов учета не входит в полномочия ресурсоснабжающей организации.
Так, за период с 01.02.2021 по 31.08.2021 на основании представленных показаний индивидуальных приборов учета ИПУ объем потребленной электроэнергии на содержание общего имущества составил 37 582 кВт*ч, из которой объем за период с 01.02.2021 по 30.04.2021 составил 23097 кВт/ч, что подтверждено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А61-2766/2021.
При таких обстоятельствах, факт наличия обоснованности начисления объема потребленного ресурса на содержание общего имущества за период с 01.02.2021 по 30.04.2021 подтвержден вступившим в законную силу судебным актом по делу N А61-2766/2021, имеющим преюдициальное значение для данного спора.
Инициирование учреждением судебного процесса по настоящему делу об оспаривании объема потребленной энергии направлено, по сути, на обход процедуры обжалования вступившего в законную силу судебного акта по делу N А61-2766/2021, что недопустимо.
В рамках настоящего дела, учреждением также не представлены доказательства принятия ресурса за период с 01.05.2021 по 31.08.2021 в ином объеме, чем отражено в представленных актах приема-передачи, составленных ответчиком, как и не представлены доказательства снятия и передачи показаний индивидуальных приборов учета в ином объеме, чем учтено обществом.
Кроме того, несвоевременная или не одномоментная передача показаний ИПУ, не указывает на необходимость применения расчетного метода определения объема индивидуального потребления, в связи с чем, довод апелляционной жалобы в указанной части является необоснованным.
Утверждение апеллянта о недействительности актов приема-передачи электрической энергии отклоняется, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствующие доказательств недействительности или недостоверности сведений, указанных в названных актах, ответчиком не представлено.
Доводы подателя жалобы, обоснованные ссылками на часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на содержание общего имущества в многоквартирном доме, исключительно норматива потребления коммунальных услуг, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не учитывают необходимость совокупного применения выше приведенных положений действующего законодательства.
Ссылка учреждения на судебную практику по иному делу (N А05-1098/2020) судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку приведенный судебный акт не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
Какие-либо иные доводы, основанные на доказательственной базе и опровергающие выводы суда первой инстанции и установленные по делу обстоятельства, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.07.2022 по делу N А61-4190/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Марченко О.В. |
Судьи |
Казакова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-4190/2021
Истец: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО
Ответчик: ПАО "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Россети Северный Кавказ"- "Севкавказэнерго"
Третье лицо: Мецаева Жанна Павловна