г. Санкт-Петербург |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А56-70212/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Колесникова М.А. по доверенности от 10.01.2022
от заинтересованного лица: Аллаярова В.Н. по доверенности от 24.11.2021
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34619/2022) Администрации муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2022 по делу N А56-70212/2022 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области
к Контрольному комитету Губернатора Ленинградской области
третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения"
об оспаривании представления
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании представления Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области (далее - Комитет) от 14.04.2022 N 10 (исх.N 01-16-638/2022 от 18.04.2022).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения".
30.09.2022 с использованием сервиса "Мой арбитр" Администрацией заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого представления от 14.04.2022 N 10 до вступления в законную силу судебного акта по делу N А56-70212/2022.
Определением суда первой инстанции от 03.10.2022 ходатайство Администрации о принятии обеспечительных мер оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным определением суда первой инстанции, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое определение суда от 03.10.2022, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что непринятие испрашиваемых обеспечительных мер может причинить заявителю значительный ущерб. Податель жалобы указывает, что в случае непринятия обеспечительных мер у заявителя могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ, в том числе неблагоприятные последствия, связанные с ущемлением чести, достоинства и деловой репутации, а также неправомерного привлечения должностных лиц Администрации к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения суда от 03.10.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
В силу пункта 3 статьи 199 АПК РФ при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, арбитражный суд может по ходатайству заявителя приостановить действие оспариваемого решения, акта.
Как указано в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N55) приостановление действия оспариваемого акта или решения в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Согласно части 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, в случае наличия одного из следующих оснований
1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации
2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (часть 2 статьи 90 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
При этом, как указано в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Оценка обоснованности применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении конкретных обстоятельств дела (статья 71 АПК РФ). Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Суд первой инстанции, оценив по своему внутреннему убеждению в соответствии со статьей 71 АПК РФ доводы Администрации, отказал в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер.
При этом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие необходимость принятия данных обеспечительных мер, их соразмерность заявленным требованиям, в том числе доказательства, свидетельствующие о том, что непринятие испрашиваемых Администрацией обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого представления Комитета может причинить заявителю значительный ущерб либо затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
Вместе с тем, в силу пункта 5 части 2 статьи 92 АПК РФ именно заявитель должен обосновать причины обращения с ходатайством о принятии обеспечительных мер, в том числе представить доказательства, подтверждающие приведенные в ходатайстве доводы (статья 65 АПК РФ).
Вопреки мнению подателя жалобы, непринятие судом первой инстанции испрашиваемой обеспечительной меры не может создать препятствий для исполнения судебного акта, в случае удовлетворения требований заявителя. Решение суда о признании ненормативного акта недействительным в силу прямого указания закона подлежит немедленному исполнению (часть 7 статьи 201 АПК РФ) и не требует совершения дополнительных действий по его принудительному исполнению, поскольку в силу положений части 8 статьи 201 АПК РФ со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Оспариваемым представлением Комитета от 14.04.2022 N 10 Администрации было предписано в срок до 25.05.2022 принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению указанных в данном представлении нарушений.
Таким образом, оспариваемым представлением не возложена на Администрацию обязанность возвратить в бюджет денежные средства.
Само по себе несогласие заявителя с представлением Комитета от 14.04.2022 N 10 не является основанием для принятия обеспечительных мер и приостановления действия оспариваемого представления.
Ссылки подателя жалобы на то, что в случае непринятия обеспечительных мер у заявителя могут возникнуть неблагоприятные последствия, связанные с ущемлением чести, достоинства и деловой репутации, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку Администрация не является ни физическим лицом, в отношении которого применимы такие правовые конструкции как ущемление чести и достоинства, а также не является коммерческой организацией, в отношении которой применяется понятие "деловая репутация".
Доказательств возбуждения в отношении Администрации дела об административном правонарушении, в связи с неисполнением оспариваемого представления, суду не представлено.
Более того, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что поскольку установленный представлением от 14.04.2022 N 10 срок его исполнения (до 25.05.2022) истек еще до обращения Администрации в суд с заявлением об оспаривании представления и с ходатайством о принятии обеспечительных мер, то испрашиваемая заявителем обеспечительная мера в виде приостановления действия представления от 14.04.2022 N 10 фактически неисполнима и неэффективна.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства Администрации о принятии обеспечительных мер, поскольку заявителем не приведено достаточных доводов и не представлено доказательств в обоснование данного ходатайства.
Выводы суда первой инстанции сделаны с учетом положений Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55, нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции от 03.10.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 октября 2022 года по делу N А56-70212/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-70212/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КИРОВСК" КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: КОНТРОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГУБЕРНАТОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9156/2023
03.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37297/2022
05.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34619/2022
13.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-70212/2022