г. Санкт-Петербург |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А56-24752/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Савиной Е.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Залевская Н.М. (доверенность от 10.01.2022)
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица N 1: не явился, извещен
от 3-го лица N 2: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31357/2022) государственного казенного учреждения "Жилищное Агентство Центрального Района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2022 по делу N А56-24752/2022, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" к Государственному казенному учреждению "Жилищное Агентство Центрального Района Санкт-Петербурга"
3-е лицо: 1.Администрация Центрального Района Санкт-Петербурга
2.Комитет Финансов Санкт-Петербурга
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" (далее - Агентство) о взыскании 551 614, 25 руб. задолженности за содержание и ремонт лифтов за период с 01.02.2019 по 30.06.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета споры привлечены: администрация Центрального района Санкт-Петербурга; Комитет финансов Санкт-Петербурга.
Решением суда первой инстанции от 02.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, с апелляционной жалобой обратилось Агентство, просит решение отменить. Агентство полагает, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является собственником.
В судебном заседании представитель истца просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника арбитражного процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, в которых располагаются жилые помещения, находящиеся в собственности города Санкт -Петербурга.
Распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 15.06.2005 N 52-р и распоряжением Комитета по управлению городским имуществом правительства Санкт-Петербурга от 01.06.2011 N 74-р установлена обязанность жилищных агентств административных районов по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в жилом доме.
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" (далее - ГУЖА) представляет собственника нежилых помещений по адресу г. Санкт-Петербург: 3-я Советская ул. д.12 лит.А, 3-я Советская ул. д.6 лит.А, 3-я Советская ул. д.9 лит.А, 4-я Советская ул. д.За лит.А, 4-я Советская ул. д.8 лит.А, 5-я Советская ул. д.15-17/12 лит.А, 5-я Советская ул. д.4 лит.А, 6-я Советская ул. д.20 лит.А, 6-я Советская ул. д.8 лит.А, 6-я Советская ул. д.5 лит.А, 7-я Советская ул. д.7 лит.А, 8-я Советская ул. д.25 лит.А, 8-я Советская ул. д.57 лит.А, 9-я Советская ул. д.39/24 лит.А, 9-я Советская ул. д.9/30 лит.А, Александра Невского ул. д.4 лит.А, Виленский пер. д.8 лит.А, Греческий пр. д.12 лит.А, Гродненский пер. д. 12-14 лит.А, Заячий пер. д.6/18 лит.А, Исполкомская ул. д. 10 лит.З, Кавалергардская ул. д.20 лит.А, Кирочная ул. д.45 лит.А, Кирочная ул. д.47 лит.А, Литовский пр. д.23 лит.А, Невский пр. д. 134 лит.А, Невский пр. д. 147 лит.А, Невский пр. д. 154 лит.А, Невский пр. д. 156 лит.А, Невский пр. д. 168 лит.А, Невский пр. д. 175 лит.А, Некрасова ул. д.40 лит.А, Некрасова ул. д.56 лит.А, Перекупной пер. д.7 лит.Г, Рылеева ул. д.ЗЗ лит.А, Старорусская ул. д.5/3 лит.А, Суворовский пр. д. 17 лит.А, Суворовский пр. д.56 лит.А, Суворовский пр. д.59 лит.А, Таврическая ул. д. 15 лит.А, Таврическая ул. д.2 лит.А, Таврическая ул. д.З лит.А, Таврическая ул. д.31-33 лит.А, Таврическая ул. д.37 лит.А, Таврическая ул. д.9 лит.А, Тверская ул. д.13 лит.А, Тверская ул. д.4 лит.А, Тульская ул. д.8 лит.А, Ульяны Громовой пер. д.8 лит.А, Фурштатская ул. д.47/11 лит.А, Чайковского ул. д.44 лит.А, Чайковского ул. д.65-67 лит.А, Шпалерная ул. д.44б лит.А.
В связи с неоплатой Ответчиком задолженности за содержание и ремонт лифтов за период с 01.01.2019 по 30.06.2020, Истец направил претензию с требованием оплатить долг.
Претензия с требование оплатить образовавшуюся задолженность была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ на собственника помещения возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 2 статьи 154 ЖК РФ плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, а также вносить плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В спорном периоде Общество осуществляло управление МКД, Агентство как представитель собственника заключило договоры управления с истцом, таким образом, является надлежащим ответчиком.
В соответствии с пунктом 22 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифтов в МКД, включают в себя, в том числе, обеспечение проведения технического освидетельствования лифтов.
На основании пункта 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, эксплуатирующая организация обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию, путем организации надлежащего обслуживания и ремонта. Для этих целей эксплуатирующая организация обеспечивает, в том числе, проведение технического диагностирования, обследования лифтов и вывод лифтов из эксплуатации при истечении установленного срока эксплуатации.
Указанные работы независимо от желания собственников МКД, должны включаться в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 444-р "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга", в плату за содержание жилого помещения в Санкт-Петербурге включена плата за содержание и ремонт лифтов, определяемая по формуле в соответствии с приложением.
В информационном письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.08.2015 N 01-13-1323/15-0-0, указано, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя также содержание и ремонт лифтов.
Согласно пункту 2.1.14 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 N 196 "Об изменении целей и определении предметов деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств" (далее - Постановление N 196) предметом деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств является представление интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе при создании и деятельности товариществ собственников жилья, а также при выборе и осуществлении иных способов управления многоквартирными домами.
Во исполнение Постановления N 196 распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 01.06.2011 N 74-р утверждена типовая форма устава Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств "Цели и виды деятельности учреждения" (далее - типовая форма устава агентства).
На основании названного распоряжения пунктом 2.3.27 типовой формы устава агентства предусмотрено отнесение к целям, предмету и виду деятельности агентства осуществление мероприятий, направленных на обеспечение содержания объектов жилищного и нежилого фондов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части доли, принадлежащей Санкт-Петербургу.
Из буквального толкования названного пункта Устава агентства с учетом иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность районных жилищных агентств, следует, что сферой этой деятельности является осуществление тех или иных полномочий применительно к государственному жилищному фонду с распространением функций такого агентства на нежилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах.
Таким образом, полномочия по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, независимо от того жилым или нежилым является данное помещение, в части содержания такого помещения возложены на Санкт-Петербургские государственные учреждения - районные жилищные агентства.
Соответствующая правовая позиция поддержана в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.12.2019 по делу N А56-115532/2018.
В пункте 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно. В силу пункта 4.23 Положения N 1098 полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации. По данным Администрации Центрального района г. Санкт-Петербурга, согласно уведомлениям о бюджетных ассигнованиях на 2019-2020 гг. главный распорядитель бюджетных средств по целевой статье "Расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга", довело до Агентства соответствующие денежные средства.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах следует признать, что нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи, с чем у апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2022 по делу N А56-24752/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24752/2022
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 3 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОМИТЕТ ФИНАНСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"