город Москва |
|
6 декабря 2022 г. |
дело N А40-42531/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.12.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Всероссийский институт легких сплавов"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2022 по делу N А40-42531/22,
по заявлению ОАО "Всероссийский институт легких сплавов" (ИНН: 7731008209)
к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве
о признании недействительным предписания;
при участии:
от заявителя - Водопьянова Ю.В. по доверенности от 16.12.2021;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2022 в удовлетворении заявленных ОАО "Всероссийский институт легких сплавов" требований о признании незаконным предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве от 08.02.2021 N 23/1 в части п. п. 9 - 15, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании поддержала доводы жалобы, указывая на то, что спорный объект не является убежищем, даны пояснения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки ОАО "Всероссийский институт легких сплавов" Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве 08.12.2021 выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 23/1, которым предписано устранить нарушения положений ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (п.п. 4.11 - 4.17,4.2.1 - 4.2.6, 14.3.11, 4.4.1 - 4.4. 5,5. 1.1 - 5.1.7, 5.2.1 - 5.2.4, 5.3.1 - 5.3.4, 3.2.2), п. 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, п. п. 2 - 15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575, поскольку общество, как организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, должно поддерживать в состоянии готовности защитное сооружение гражданской обороны вместимостью не менее того количества работников, которое работает в одну смену с максимальной численностью людей.
Заявитель, не согласившись с указанными пунктами предписания, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества указала на то, что с п. п. 1 - 8 обжалуемого предписания общество согласно и в обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что нарушений действующего законодательства со стороны общества не допущено, объект недвижимого имущества, который требуется привести в состояние готовности - нежилое здание, не обладает особым статусом "бомбоубежище".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о соответствии оспариваемого в части предписания действующему законодательству и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309.
Согласно п. 3 Порядка N 1309 убежища создаются: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (п. 13 Порядка N 1309).
В силу п. 14 Порядка N 1309 МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Согласно п. 1.2 Правил N 583 требования указанных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - убежищ и противорадиационных укрытий. Статус защитных сооружений как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия).
Учет таких объектов ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе такие объекты, в журнале учета (п. 2.1 Правил N 583).
Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт оформляется после ввода объекта в эксплуатацию или по итогам инвентаризации (п. 2.2 Правил N 583).
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций
Пунктом 2.5 Правил N 583 определены основания для снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда такого объекта; при отсутствии организаций, которым возможна передача объекта в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности на данной территории для защиты категорий населения, установленных Порядком создания убежищ.
Указанный перечень является закрытым.
Пунктами 2.6 - 2.12 Правил N 583 регламентирован порядок подготовки документации для снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны, который должен предшествовать непосредственному обращению.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой проверки в отношении общества, уполномоченным административного органа установлено, что согласно паспортам убежищ N 07784 и N 07908, защитные сооружения принадлежат (Заводу легких сплавов Министерства авиационной промышленности), расположенные по адресу: Москва, улица Горбунова дом 2, стр. 20.
Сведения о принадлежности спорного объекта установлены также в рамках дела N А40-293400/19.
Согласно ЕГРН право собственности на спорное имущество принадлежит заявителю, фактическое владение спорным имуществом с 09.02.1993 осуществляет ОАО "Всероссийский институт легких сплавов".
Наличие на балансе общества спорного объекта инв. N 07908-77, N 07784-77 подтверждается паспортами.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (Правила N 583).
В силу п. п. 1.2, 2.1, 2.2 Правил N 583 статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений, заверенных органами технической инвентаризации.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Согласно п. п. 1.3, 1.7, 1.8 Правил N 583 организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
Из материалов дела следует, что заявитель является лицом, обязанным исполнять требования Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в связи с чем предписание выдано надлежащему субъекту.
Факт содержания данного сооружения с установленными административным органом в ходе проверки нарушениями требований Правил N 583 заявителем не опровергнуто.
Довод апелляционной жалобы о негодности спорного объекта и недостаточности финансирования не может служить основанием для признания предписания, вынесенного уполномоченным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, незаконным.
Заявитель является коммерческой организацией, а не бюджетным учреждением, которая обязана в соответствии со ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 28-ФЗ обеспечивать за счет своих средств мероприятия по гражданской обороне.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, общество не лишено возможности обратиться с заявлением о снятии объекта с учета с соблюдением нормативно закрепленной процедуры.
Судом первой инстанции установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2022 по делу N А40-42531/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42531/2022
Истец: ОАО "ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЛЕГКИХ СПЛАВОВ"
Ответчик: Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве