г. Самара |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А65-14795/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.11.2022 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альметьевский сервисный центр жилья" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2022 по делу N А65-14795/2022 (судья Хамидуллина Л.В.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альметьевский сервисный центр жилья" (ИНН 1644029057, ОГРН 1031608012699), г.Альметьевск Республики Татарстан, к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, г.Казань, отделу Министерства внутренних дел по Альметьевскому району, г.Альметьевск Республики Татарстан,
об оспаривании отказа,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альметьевский сервисный центр жилья" (далее - ООО "АСЦЖ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения отдела Министерства внутренних дел по Альметьевскому району (далее - ОМВД по Альметьевскому району, отдел) об отказе в предоставлении информации; об обязании отдела устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
К участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республике Татарстан (далее - МВД России по Республике Татарстан).
Решением от 28.09.2022 по делу N А65-14795/2022 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "АСЦЖ" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
МВД России по Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ООО "АСЦЖ" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 07.04.2015 N 89.
ООО "АСЦЖ" направило в ОМВД по Альметьевскому району запрос от 19.05.2022 N 173 о предоставлении сведений в отношении 14 физических лиц о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания, дате и месте рождения, реквизитах документов, удостоверяющих личность собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "АСЦЖ".
ОМВД по Альметьевскому району на запрос ответил отказом, указав, что запрошенная ООО "АСЦЖ" информация содержит персональные данные граждан и в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) относится к информации ограниченного доступа. В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъектов персональных данных. В случае отсутствия информации о согласии субъектов персональных данных или отказе субъекта персональных данных дать разрешение на предоставление о себе информации, отдел обязан отказать в предоставлении персональных данных.
Изложенное послужило основанием для обращения ООО "АСЦЖ" с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
По смыслу ст.152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) без согласия гражданина не допускаются, если иное прямо не предусмотрено законом, сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни. К таким сведениям относятся, в частности, сведения о его происхождении, месте пребывания или жительства, личной и семейной жизни.
Согласно ч.8 ст.9 Закона N 149-ФЗ запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с положениями ст.7 и 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные относятся к категории данных ограниченного доступа и подлежат распространению с согласия их владельца. Полномочия по получению адресно-справочной информации без согласия субъекта персональных данных имеют органы государственной власти и органы местного самоуправления, когда такое право прямо установлено законодательством Российской Федерации, в том числе для предоставления ими государственных и муниципальных услуг.
Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (ст.3 Закона N 152-ФЗ).
Ст.6 Закона N 152-ФЗ допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Согласно ч.4, 5 ст.6 Закона N 152-ФЗ лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
В соответствии с ч.2 ст.161 и ч.2 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч.14 ст.161 данного кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст.157.2 данного кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч.3.1 ст.45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в данной статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В силу пп."б", "ж" п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "АСЦЖ" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии и договоров управления.
В силу ч.4 и 5 ст.5 Закона N 152-ФЗ обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Как верно отметил суд первой инстанции, из запроса ООО "АСЦЖ" от 19.05.2022 N 173 не следует, что перечисленные в нем физические лица являлись собственниками или нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах, находившихся в управлении общества. В запросе указано лишь на то, что ООО "АСЦЖ" осуществляет деятельность по управлению 95 многоквартирными домами, просит предоставить информацию, содержащую персональные данные, в отношении 14 физических лиц без указания их адреса в соответствии с реестрами собственников жилых помещений в находящихся в его управлении многоквартирных домах.
Допустимые и достаточные доказательства того, что перечисленные в запросе физические лица действительно являлись собственниками или пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, находившихся в управлении ООО "АСЦЖ", общество по настоящему делу также не представило.
При этом следует отметить, что ООО "АСЦЖ" не вправе получать персональные данные в отношении неограниченного круга физических лиц.
Кроме того, в запросе от 19.05.2022 N 173 ООО "АСЦЖ" не обосновало цели получения персональных данных физических лиц, ограничившись лишь ссылкой на судебную практику.
Заявленный в ходе рассмотрения настоящего дела довод ООО "АСЦЖ" о том, что запрашиваемая информация была необходима для составления исковых заявлений в суды на взыскание задолженности по коммунальным платежам, суд первой инстанции правильно признал несостоятельным.
Действительно, п.3 ч.2 ст.124 и п.3 ч.2 ст.131 ГПК РФ предусмотрено, что в заявлении о вынесении судебного приказа, а также исковом заявлении должны быть указаны сведения о гражданине-должнике: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения).
Вместе с тем, этими статьями предусмотрено, что если взыскателю неизвестны дата и место рождения должника, один из идентификаторов должника, об этом указывается в заявлении о вынесении судебного приказа (исковом заявлении) и такая информация по запросу суда предоставляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел. В этом случае срок вынесения судебного приказа, предусмотренный ч.1 ст.126 ГПК РФ, а также срок принятия искового заявления к производству суда, предусмотренный ч.1 ст.133 ГПК РФ, исчисляются со дня получения судом такой информации.
Иное обоснование необходимости получения персональных данных физических лиц, перечисленных в запросе, общество не привело.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, ООО "АСЦЖ" не доказало, что у него отсутствовала возможность получить сведения непосредственно у физических лиц, перечисленных в запросе и являющихся, по утверждению общества, собственниками (владельцами) жилых помещений в МКД. Следует отметить, что ООО "АСЦЖ", будучи управляющей организацией, обязанной в силу ч.3.1 ст.45 ЖК РФ вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, должно располагать информацией, позволяющей идентифицировать собственников помещений (как минимум, фамилия, имя, отчество гражданина и адрес принадлежащего ему помещения в многоквартирном доме, обслуживаемом обществом).
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что ООО "АСЦЖ" не доказало наличие у него права запрашивать персональные данные в отношении перечисленных в запросе физических лиц, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении информации является законным.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "АСЦЖ" в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка ООО "АСЦЖ" на судебные акты по делу N А76-20209/2021 не может быть принята во внимание, поскольку эти акты приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, с участием других лиц.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО "АСЦЖ".
На основании ст.104 АПК РФ, ст.333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "АСЦЖ" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 05.10.2022 N 230 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 сентября 2022 года по делу N А65-14795/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Альметьевский сервисный центр жилья" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14795/2022
Истец: ООО "Альметьевский сервисный центр жилья", г.Альметьевск
Ответчик: Министерство внутренних дел России по Альметьевскому району, г. Альметьевск
Третье лицо: МВД по РТ, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд