г. Москва |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А40-70180/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей О.Н. Лаптевой, Ю.Н. Кухаренко
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 сентября 2022 года по делу N А40-70180/22, принятое по исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) о взыскании 6 862 руб. 80 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Красавцева О.Г. по доверенности от 26.02.2021
от ответчика: Ерёмин К.В. по доверенности от 12.10.2022
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 6 862 руб. 80 коп.
Решением от 09 сентября 2022 года по делу N А40-70180/22 Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, истец против доводов жалобы возражал, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.12.2020 истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен государственный контракт N 257/6/11296/4181427 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1.1.1 контракта под услугами понимается выполнение заказа на воинские и специальные железнодорожные грузовые перевозки, а также привлечение железнодорожного подвижного состава, контейнеров и дополнительные услуги.
В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" подлежит начислению компенсационная плата за задержку привлеченного перевозчиком подвижного состава, контейнеров при нахождении их под грузовыми операциями, а также в виду задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры, с учетом стоимости привлечения перевозчиком подвижного состава.
Истец указывает, что в рамках государственного контракта в апреле 2021 года для выполнения воинских нужд осуществлялся подсыл на станцию Сызрань-2 Куйбышевской железной дороги вагонов собственности АО "ФГК", привлеченных по договорам аукционов.
09.04.2021 г. вагон N 43921229 по накладной NЭШ086738 прибыл на ст. Сызрань2, согласно Книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, представитель ответчика Кабирова Т.А. приняла уведомление о планируемом времени подачи вагона 09.04.2021 г. в 13:13, однако письмом NУ/75 от 09.04.2021 время подачи вагона было перенесено ответчиком Министерства обороны Российской Федерации С.Конивец на 12.04.2021.
Согласно актам общей формы ГУ-23 от 9 апреля 2021 года N 01/697 и от 12 апреля 2021 г. N 01/726 с 13 час. 13 мин. 9 апреля до 7 час. 59 мин. 12 апреля текущего года, указанный вагон простаивал на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителя, а именно, связанным с режимом работы клиента.
Акты общей формы подписаны представителем войсковой части Кабировой Т.А. без разногласий. Вагон N 43921229 был подан 12.04.2021 к месту проведения погрузки и принят уполномоченным представителем Минобороны России Конивец С, согласно ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ/Э N 044007 с 8 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. произведена погрузка вагона и 12 апреля текущего года в 18 час. 03 мин. груз принят к перевозке по накладной Х239764.
После получения Уведомления о завершении грузовой операции, осуществлена уборка подвижного состава, что отражено в памятке приемосдатчика ф. ГУ-45ВЦN 14.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от РФ от 31.12.2016 г. N 1590 и Контрактом, приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 г. N 127- т/1, начислена плата за нахождение вагонов на пути общего пользования вне перевозочного процесса по ведомостям подачи и уборки вагонов за время ожидания подачи вагона под погрузку станцией Сызрань-2 по ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ/Э N 044007 произведено начисление платы в размере 787,00 руб., кроме того НДС 20% 157,40 рублей, всего 944,40 рублей.
Также, в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1590, по ставкам, установленным Госконтрактом, начислена плата за использование привлеченного подвижного состава по накопительным ведомостям ф. ФДУ-92 N 160402 в сумме 4932,00 руб., кроме того НДС 986,40 руб., всего 6862,80 рублей.
Размер ставок за привлечение подвижного состава для осуществления воинских и специальных перевозок во внутригосударственном сообщении в 2021 году согласно приложения N 30 от 10.12.2020 к Контракту для платформ, составляет 1644,00 руб. ваг./сут. (без НДС), с НДС - 1972,80 рублей.
Представителем грузоотправителя в подтверждение факта оказания услуг и их оплаты предоставлены воинские требования формы 2.
Согласно Правилам оформления воинских перевозок железнодорожным транспортом и расчетов за них начисленные суммы предъявлены Министерству 4 обороны Российской Федерации в счете N 22, оригиналы учетных документов и воинских требований-накладных формы 2 переданы со счетом Самарскому управлению военных сообщений.
Территориальным представителем плательщика заявлен отказ от акцепта платы за нахождение вагона на путях общего пользования по ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ/Э N 044007 в сумме 944,40 руб. (в т.ч. НДС 20%), а также компенсационной платы за использование привлеченного подвижного состава по накопительной ведомости формы ФДУ-92 N 160402 в полном размере 5918,40 руб. (в т.ч. НДС - 20 %).
В адрес Министерства обороны направлена претензия от 24.08.2021 г. N 13679/КБШТЦФТО с требованием, оплатить задолженность, за оказанные услуги в размере 6862,80 рублей (с НДС), которая осталась без удовлетворения (ответ на претензию от 07.09.2021 г. N257/12/8001).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Москвы с иском по настоящему делу.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции согласился с доводами искового заявления.
При этом судом не принято во внимание следующее.
Подпунктом в) пункта 4 Тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок грузов предусмотрена компенсационная плата за время пользования вагонами, не учтенное в перевозочном документе, а именно за время нахождение вагонов под грузовыми операциями.
Вместе с тем начисление платы за использование привлеченного подвижного состава в перевозочном процессе производится с даты отправления по перевозочному документу и включают дату прибытия по фактическому сроку доставки, но не более нормативного срока доставки.
При этом в соответствии с п. 5.8 Контракта окончанием привлечения подвижного состава и контейнеров, для оплаты в рамках Контракта, является дата завершения грузовой операции или возврата привлеченного вагона после выгрузки.
Таким образом, в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации привлечение вагонов в перевозочном процессе и нахождение вагонов под грузовыми операциями (погрузка/выгрузка) являются разными услугами, с отдельными правилами их оформления и тарификации, установленными государственными органами регулирования.
Пунктом 5.5.2 Контракта установлено, что начало привлечения исчисляется: для вагонов, используемых под погрузку воинских транспортов (учебную погрузку), - с даты их подачи под грузовую операцию или передачи на железнодорожных выставочных путях по договору на эксплуатацию железнодорожного нуги необщего пользования/на подачу и уборку вагонов, но не ранее даты, указанной Получателем Услуг (Представителем заказчика) или организацией -поставщиком Заказчика в заявке.
В соответствии с пунктом 8.4 Контракта к исковому заявлению должны быть приложены копии подтверждающих документов.
В заявке, поданной командованием войсковой части 86753 от 08.04.2021 г. N У/75 (т. 1 л.д. 131), грузоотправителем указана дата подачи подвижного состава 12.04.202, других заявок с изменением даты погрузки на более раннюю дату ОАО "РЖД" не представлено.
Истец в исковом заявлении заявляет, что вагон прибыл на ст. Сызрань-2 09.04.2021, при этом подан под погрузку 12.04.2021 в 8.00, время завершения грузовой операции в 12.00 12.04.2021, а требует задолженность с 09.04.2021.
В исковом заявлении истец сам указывает, что в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590 установлено, что за время пользования вагонами, не учтенное в перевозочном документе, начисляется компенсационная плата. Стоимость компенсации за нахождение вагонов под грузовыми операциями определяется по данным памяток приемосдатчика формы ГУ-45 от даты подачи под погрузку/выгрузку до даты уведомления о завершении грузовой операции или передаче на выставочный путь. При определении размера компенсационной выплаты количество календарных суток нахождения вагонов и контейнеров под грузовыми операциями и/или их задержки рассчитывается в сутках, при этом неполные календарные сутки округляются до полных.
Из материалов дела суд первой инстанции установил, что вагон N 43921229 был подан 12.04.2021 к месту проведения погрузки и принят уполномоченным представителем Минобороны России Конивец С, согласно ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ/Э N 044007 с 8 час. 00 мин, до 12 час. 00 мин, произведена погрузка вагона и 12 апреля 2021 года в 18 час. 03 мин. груз принят к перевозке по накладной Х239764, что соответствует и утверждению истца.
Основанием для расчета начисляемой заказчику платы за перевозку воинских грузов, включающей плату за привлечение согласно подпункта а пункта 4 Особенностей тарификации, является перевозочный документ (транспортная железнодорожная накладная), который согласно Правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 29, раскредитовывается грузополучателем в сутки прибытия груза на станцию назначения вне зависимости от возможности перевозчика осуществить подачу вагонов под выгрузку. На основании пункта 210 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.07.2020 г. N 256 после раскредитования перевозочных документов в транспортной железнодорожной накладной проставляется календарный штемпель, подтверждающий уплату причитающихся перевозчику платежей.
После завершения перевозочного процесса добор платы за использование привлеченных вагонов возможен исключительно в случае своевременной доставки груза и выгрузки вагонов, начавшейся в сутки подачи вагонов под выгрузку и завершенной грузополучателем в следующие сутки без задержки вагонов под выгрузкой (т.е. осуществленной в пределах нормативного времени нахождения вагонов под выгрузкой, но переходящей на следующие сутки выгрузке вагонов) согласно ведомости подачи и уборки вагонов (в дальнейшем включаемой в накопительную ведомость).
Если подача вагонов под выгрузку и их выгрузка осуществляются в те же сутки, в которые груз прибыл на железнодорожную станцию, плата за привлечение за указанные сутки на основании железнодорожной накладной уже включена в плату за перевозку, начислена в АС "ЭТРАН" и не подлежит начислению за эти же сутки повторно. Правовые основания для повторного начислении платы за привлечение вагона за эти же емки согласно п. 5.1 Приложении N 1 к Контракту либо компенсации за эти же сутки отсутствуют, поскольку сутки использования вагона двойной оплате не подлежат.
При этом истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих вину ответчика как государственного заказчика в рамках его обязательств по Контракту в допущении сверхнормативного простоя вагонов на станции назначения, а также, что имели место факты сверхнормативной задержки вагонов под грузовыми операциями на путях необщего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика.
Учитывая изложенное, согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2022 года подлежит отмене ввиду недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, нарушения судом норм материального права на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2022 года по делу N А40-70180/22 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70180/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ