г. Ессентуки |
|
5 декабря 2022 г. |
Дело N А15-154/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 05.12.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу ФГКУ "Росгранстрой" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.10.2022 по делу N А15-154/2022 (судья Омарова П.М.) по заявлению ФГКУ "Росгранстрой" (ОГРН 1097746150292) в лице Северо-Кавказского филиала о признании незаконным и отмене постановления Кавказского управления Ростехнадзора от 04.10.2021 N 52-415-47 по делу N Р-29-В/6.3-09.20 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Северо-Кавказского филиала (далее - ФГКУ "Росгранстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Кавказского управления Ростехнадзора (далее - Ростехнадзор) от 04.10.2021 N 52-415-47 по делу N Р-29-В/6.3- 09.20 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 13.10.2022 в удовлетворении заявленных требований ФГКУ "Росгранстрой" отказано. Судебный акт мотивирован наличием состава вменяемого правонарушения, соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для применения положений о малозначительности правонарушения и замены административного штрафа на предупреждение.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Росгранстрой" просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, постановление Министерства признать незаконным и отменить.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
ФГКУ "Росгранстрой" и Ростехнадзор явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ФГКУ "Росгранстрой" и Ростехнадзор.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
ФГКУ "Росгранстрой" является застройщиком объекта капитального строительства "Реконструкция автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Яраг-Казмаляр (II этап), Республика Дагестан (I этап)", расположенного по адресу: с. Яраг-Казмаляр, Магарамкентский район, Республика Дагестан (разрешение на строительство от 02.04.2020 N 05-10-2276-2020МС, пункт 1.2 положительного заключения государственной экспертизы от 24.01.2020 N 05-1-1-3- 000-20).
В соответствии с программой проведения проверок от 17.03.2021 и решением от 02.08.2021 N Р-415-47 Ростехнадзором в отношении ФГКУ "Росгранстрой" в период с 10 по 13 августа 2021 года проведена выездная проверка по объекту капитального строительства "Реконструкция автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Яраг-Казмаляр (II этап), Республика Дагестан (I этап)".
В ходе проведенной проверки, выявлены следующие нарушения: ФГКУ "Росгранстрой" не известило орган государственного строительного надзора об изменении сроков завершения работ, подлежащих проверке, указанных в пункте 1 программы проверок от 17.03.2021, на момент проверки эти работы не завершены; в нарушение требований проектной документации (раздел 6. Проект организации строительства (89-02/18-ПОС1) не установлены пожарные щиты типа ЩП-А из расчета 1 на 200 кв. м. Установлен 1 пожарный щит не укомплектованный в соответствии с прил. 1 "правил противопожарного режима в РФ"; в нарушение требований проектной документации (раздел 6. Проект организации строительства (89-02/18-ПОС1), складирование строительных материалов осуществляется в местах, не предусмотренных проектом; в нарушение требований проектной документации (раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды (89-02/18-ООС8.1.1), не подтверждено проведение программы производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве объекта.
По результатам проверки составлены акт проверки N Р-415-47 от 13.08.2021, протокол осмотра от 13.08.2021 N Р-415-47.
08.09.2021 в отношении ФГКУ "Росгранстрой" должностным лицом Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении и 04.10.2021 вынесено постановление N 52-415-47 по делу N Р-29-В/6.3-09.20 о привлечении ФГКУ "Росгранстрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000р.
Не согласившись с указанным постановлением, ФГКУ "Росгранстрой" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования ФГКУ "Росгранстрой", правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Под объектом капитального строительства в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положениями действующего законодательства предусмотрена обязанность по осуществлению строительства объекта капитального строительства в строгом соответствии с требованиями проектной документации, установлена обязательность осуществления строительного контроля, в том числе на предмет установления соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации.
Из материалов проверки следует, что при строительстве объекте "Реконструкция автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Яраг-Казмаляр (II этап), Республика Дагестан (I этап)" ФГКУ "Росгранстрой", являющимся застройщиком объекта, не обеспечено выполнение вышеуказанных требований градостроительного законодательства в части соблюдения требований проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы (на момент проверки не установлены пожарные щиты типа ЩП-А из расчета 1 на 200 кв. м; складирование строительных материалов осуществляется в местах, не предусмотренных проектом; не подтверждено проведение программы производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве объекта. Наличие на момент проверки указанных в пунктах 2.2-2.4 акта проверки от 13.12.2021 нарушений ФГКУ "Росгранстрой" не оспаривается и соответствующими доказательствами не опровергается.
ФГКУ "Росгранстрой" является лицом, обязанным соблюдать указанные требования и надлежащим субъектом административной ответственности, на ФГКУ "Росгранстрой", как застройщике объекта капитального строительства лежит обязанность по обеспечению соблюдения требований градостроительного законодательства и проектной документации при его строительстве. Договор о передаче функций заказчика по осуществлению строительного контроля за соблюдением требований проектной документации при строительстве данного объекта другому лицу, в том числе государственный контракт, в материалы дела не представлен. Более того, наличие такого договора не освобождает ФГКУ "Росгранстрой" от обязанности проведения строительного контроля, осуществляемого заказчиком, который в силу подпункта "д" пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, включается в себя, в том числе проверку совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 4.6 СП 48.13330.2019 "Свод правил. Организация строительства", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2019 N 861/пр и введенного в действие с 25.06.2020 (далее - СП 48.13330.2019) базовыми функциями застройщика на период строительства являются, в том числе: проведение строительного контроля застройщика (технического заказчика); обеспечение выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями СП 301.1325800, СП 404.1325800, СП 328.1325800, СП 333.1325800), разрешением на строительство, требованиями технических регламентов и условиями договоров на технологическое присоединение к сетям инженерного обеспечения. В соответствии с пунктом 7.30 СП 48.13330.2019 застройщик (технический заказчик) организует и координирует работы при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, обеспечивает соблюдение требований проектной и рабочей документации, технических регламентов, в том числе соответствие построенных (отремонтированных) зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности и оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов, техники безопасности в процессе выполнения таких работ.
Таким образом, ФГКУ "Росгранстрой" является надлежащим субъектом ответственности за нарушения, указанные в акте проверки от 13.08.2021 и в оспариваемом постановлении от 04.10.2021. Данное обстоятельство подтверждено также вступившим в законную силу судебным актом по делу N А15-1119/2022, которым ФГКУ "Росгранстрой" привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания об устранении указанных нарушений.
Факт совершения ФГКУ "Росгранстрой" правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Процессуальных нарушений при производстве по делу Ростехнадзором не допущено. Проверка проведена в соответствии с утвержденной программой проверок и решением от 02.08.2021. Уведомление от 04.08.2021 N 415-3618 о предстоящей проверке получено ФГКУ "Росгранстрой" 04.08.2021 (вх. N5822). Представитель ФГКУ "Росгранстрой" Омаров Ш.Х. (по доверенности от 09.08.2021 N 16, наделяющей его соответствующими полномочиями) присутствовал при проведении проверки, дал пояснения (протокол опроса от 13.08.2021), под расписку ознакомлен с актом проверки и получил его копию. Уведомление от 13.08.2021 N 415-3829 о времени и месте составления протокола направлено учреждению почтой по его юридическому адресу (г. Москва) и получено адресатом 23.08.2021, что подтверждается почтовой квитанцией от 16.08.2021, списком вложения, списком внутренних почтовых отправлений от 16.08.2021 и отчетом об отслеживании РПО N 36701361142907. Протокол об административном правонарушении от 08.09.2021 N 52-415-47 составлен с участием представителя ФГКУ "Росгранстрой" - Муталибова Ф.И. по доверенности от 11.06.2021 N 12. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ФГКУ "Росгранстрой" извещено определением от 08.09.2021 N 52-Р-415-47, полученным его представителем Муталибовым Ф.И. нарочным 08.09.2021. Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя ФГКУ "Росгранстрой" Муталибова Ф.И., копия постановления от 04.10.2021 ему вручена.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок для привлечения ФГКУ "Росгранстрой" к административной ответственности не истек.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, апелляционный суд, как и суд первой инстанции, не усматривает в действиях ФГКУ "Росгранстрой" малозначительности рассматриваемого правонарушения ввиду следующего.
Учитывая общественную опасность совершенного ФГКУ "Росгранстрой" правонарушения, обусловленную пренебрежительным отношением к соблюдению обязанности по осуществлению строительства объекта капитального строительства в строгом соответствии с требованиями проектной документации, а также, принимая во внимание характер общественных отношений, на которое оно посягает, отсутствуют основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ФГКУ "Росгранстрой" от ответственности.
Оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размера административного штрафа ниже минимального размера санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, либо замены штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ) не установлено. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности, заключающейся в обеспечении соблюдения требований градостроительного законодательства и проектной документации при строительстве объекта капитального строительства федерального значения, застройщиком которого оно является. Доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером правонарушения, его последствиями, тяжелым имущественным и финансовым положением ФГКУ "Росгранстрой", не представлено. Правонарушение не является для ФГКУ "Росгранстрой" совершенным впервые, учреждение и ранее привлекалось к административной ответственности за нарушение требований градостроительного законодательства (дело N А15-3311/2021).
Назначенный административный штраф отвечает целям административной ответственности за совершение конкретного указанного в постановлении правонарушения.
В материалах дела отсутствуют и ФГКУ "Росгранстрой" не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф. Также, в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для него необратимые последствия.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.10.2022 по делу N А15-154/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-154/2022
Истец: ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ РОСГРАНИЦЫ"
Ответчик: КАВКАЗСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ