г. Пермь |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А60-24016/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Дружининой Л.В., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моор О.А.,
при участии:
от истца - Щекин С.А., доверенность от 22.10.2021;
от ответчика - Костин В.А., доверенность от 17.09.2021;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
общества с ограниченной ответственностью "Элис",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 августа 2022 года
по делу N А60-24016/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ОГРН 1137232022938, ИНН 7204189710)
к обществу с ограниченной ответственностью "Элис" (ОГРН 1036601242765, ИНН 6623013778)
об урегулировании разногласий по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - ООО "Компания "Рифей", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Элис" (далее - ООО "Элис", ответчик) о принятии спорных пунктов договора в следующей редакции:
1. По тексту договора наименование вида услуг изменить на "размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов".
2. Пункт 1.4 изложить:
"Планируемая масса твердых коммунальных отходов, которые Региональный оператор планирует направить на размещение (захоронение), не может превышать 25 802,370 тонн в год. В случае изменения количества ТКО, которые Региональный оператор планирует направить на размещение (захоронение), в том числе в связи с внесением изменений в Территориальную схему обращения с отходами, Региональный оператор обязуется письменно уведомить Оператора в срок не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с момента внесения изменений, при этом Оператора вправе принять измененное количество ТКО в пределах лимитов на размещение отходов и с учетом заключенных на текущий год договоров".
3. Пункт 1.6 изложить:
"Режим работы полигона согласовывается с Региональным оператором и должен обеспечивать бесперебойный доступ на полигон ТБО транспортировщиков, с которыми у Регионального оператора заключен соответствующий договор, для доставки на размещение отходов".
4. Пункт 2.1 изложить:
"Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 года N 505).
В случае если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого:
а) в течение 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) - исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство;
б) по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.
Средняя плотность твердых коммунальных отходов определяется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 года N 505)".
5. Пункт 2.4 изложить:
"Региональный оператор на основании документов, подтверждающих факт принятия ТКО, в срок до 3 (третьего) числа месяца, следующего за расчетным, направляет Оператору информацию о видах и классах, выгруженных в расчетный месяц твердых коммунальных отходов по форме, установленной в Приложении N 7 к настоящему договору. Объем выгруженных ТКО по которым информация не представлена, будут считаться твердыми коммунальными отходами в отношении 70% - IV класса опасности, 30 % - V класса опасности с разбивкой по Приложению N 6".
6. Пункт 3.3 изложить:
"Приемка и оплата услуг осуществляется в следующем порядке:
- в срок до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, Оператор направляет Региональному оператору первичные учетные документы на оказанные услуги и оплату стоимости оказанных услуг: реестр принятых отходов в бумажном и электронном виде (формат Excel) (с разбивкой по видам и классам опасности порейсово), счет, акт оказанных услуг, счет-фактуру/УПД (универсальный передаточный документ).
Региональный оператор рассматривает поступившие документы и в течение 10 (десяти) календарных дней с даты их поступления и при отсутствии замечаний к их оформлению и содержанию, направляет Оператору подписанный акт оказанных услуг, счет-фактуру/УПД, либо письменный мотивированный отказ (возражения) от подписания. Оператор обязан устранить нарушения и направить документы Региональному оператору на повторное рассмотрение и приемку. Повторная приемка услуг осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим подпунктом;
- оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по захоронению твердых коммунальных отходов осуществляется Региональным оператором до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за отчетным, при условии подписания обеими сторонами акта оказанных услуг, счета-фактуры/УПД.
Проценты на сумму оплаты услуг с даты подписания акта об оказании услуг до момента оплаты, произведенной в соответствии с настоящим пунктом, не начисляются и не уплачиваются".
7. Пункт 5.1.4 изложить:
"Предоставлять по запросу Регионального оператора в электронном виде или на бумажном носителе в течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления запроса информацию, относящуюся к сфере деятельности Оператора в части захоронения твердых коммунальных отходов в электронном виде и на бумажном носителе. По согласованию с Региональным оператором срок предоставления информации может быть продлен".
8. Пункт 5.1.10 изложить:
"Ознакомить Регионального оператора с документами (в том числе внутренними документами Оператора (инструкции, правила и пр.), регламентирующими правила нахождения на Объекте Оператора, способы размещения ТКО и правила разгрузки ТКО на Объекте Оператора".
9. Пункт 5.4.2 изложить:
"Инициировать проверку (контроль) приемки твердых коммунальных отходов на предмет их массы, состава с целью проверки ведения журнала приема ТКО, а также соблюдения работы весового оборудования Оператора и состояния подъездных по рабочей карте полигона, с обязательным уведомлением Оператора за 1 (один) рабочий день до даты проверки и в присутствии его представителя. Запрашивать документы, подтверждающие исправность и достоверность работы средства измерений".
10. Пункт 6.2 изложить:
"Оператор несет ответственность за необеспечение своевременной разгрузки транспортного средства с ТКО (Оператора, с которым у Регионального оператора заключен договор на сбор и транспортирование ТКО), повлекший простой указанного транспортного средства более 1 (одного) часа со времени прибытия на Объект Оператора только при наличии вины Оператора, при этом Региональный оператор вправе требовать оплаты неустойки в виде штрафа в размере 10 000,00 (десять тысяч) рублей за каждый подтвержденный факт простоя. Факт необеспечения своевременной разгрузки автотранспорта должен быть подтвержден документально путем составления и подписания двустороннего акта".
11. Пункт 6.4 изложить:
"Оператор возмещает по письменному требованию Регионального оператора в порядке, определенном действующим законодательством, стоимость ремонта транспортного средства, вышедшего из строя по причине ненадлежащего обслуживания и содержания подъездных путей и карты Объекта Оператора (мест фактического размещения отходов на Объекте Оператора) или иных последствий действий/бездействий сотрудников Оператора, повлекших выход из строя (поломку) транспортного средства (в том числе колес, бамперов, радиаторов и т.д.) при наличии двухстороннего акта или иных документов, сведений, материалов фото, видео фиксации, подтверждающих факт выхода из строя (поломку) транспортного средства по причине ненадлежащего обслуживания и содержания подъездных путей и карты Объекта Оператора (мест фактического размещения отходов на объекте Оператора) или иных последствий действий/бездействий сотрудников Оператора".
12. Пункт 6.8 изложить:
"В случае, если стоимость услуг Оператора облагается НДС, и, если оформление счет-фактур производится Оператором с нарушением ст. 169 НК РФ, а также несвоевременного их представления, вследствие чего сумма налога на добавленную стоимость не будет принята к вычету (возмещению) налоговыми органами из бюджета, Оператор возмещает Региональному оператору документально подтверждённые убытки, вызванные таким не возмещением (незачетом) налога из бюджета. При внесении исправлений в ранее выставленные счета-фактуры, Оператор возмещает Региональному оператору документально подтверждённые убытки (пени по НДС), подлежащие уплате и (или) уплаченные в бюджет Региональным оператором".
13. Пункт 7.3 изложить:
"Прекращение, расторжение либо изменение настоящего Договора возможно по соглашению Сторон, либо по решению суда, либо по иным основаниям, установленным действующим законодательством Российской Федерации или настоящим Договором.
Изменение или расторжение Договора по требованию одной из Сторон по решению суда возможно в следующих случаях:
- при существенном нарушении Договора другой Стороной;
- в иных случаях, определенных законом и Договором.
Региональный оператор вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае прекращения/приостановления действия лицензии Оператора, исключения Объекта из схемы потоков обращения с ТКО, предусмотренной Территориальной схемой, невозможности исполнения/неисполнения Оператором обязательств по договору в соответствии с требованиями санитарных, эпидемиологических, противопожарных, технический и иных норм и правил, систематического нарушения (два и более раза в год) условий договора.
Договор прекращает свое действие автоматически (до истечения срока действия) в следующих случаях:
- в случае исключения Объекта из схемы потоков обращения с ТКО - с даты включения в схему потоков обращения с ТКО, предусмотренной Территориальной схемой, иного объекта захоронения отходов;
- в случае досрочного прекращения статуса Регионального оператора - с даты прекращения Региональным оператором исполнения обязательств Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- в случае прекращения у Оператора права на объект размещения отходов (по любым основаниям, предусмотренных действующим законодательством РФ) - с даты прекращения права Оператора на объект;
- в случае невозможности оказания услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ на основании актов органов государственной власти или местного самоуправления - с даты вынесения соответствующего акта".
14. Пункт 7.4 изложить:
"Настоящий договор вступает в силу с даты вступления в силу решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-24016/2022 и действует до 31.12.2023".
14. Раздел 8 реквизиты:
Оператор: ООО "Элис"
ОГРН 1036601242765
ИНН 6623013778 КПП 662301001
ОКПО70792959
Юридический адрес: 622051, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Энтузиастов, д. N 35
Почтовый адрес: 622051, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Энтузиастов, д. N 35
e-mail: oooelis@e1.ru
Телефон: +7 (3435) 31-27-80
Банковские реквизиты:
р/с 40702810616220102331 в ПАО Уральский банк Сбербанк к/с 3010181500000000674, БИК 046577674
В части требований по урегулированию разногласий в части приложения N 3 истцом заявлен отказ от иска.
Решением суда от 25.08.2022 исковые требования удовлетворены, урегулированы разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ" и обществом с ограниченной ответственностью "ЭЛИС" при заключении договора N 26-/П2022, наименование вида услуг, п. 1.4, 1.5, 2.1, 2.4, 3.3, 5.1.4, 5.1.10, 5.4.2, 6.2, 6.4, 6.8, 7.3, 7.4, раздел 8 договора изложены в иной редакции. Производство по делу в оставшейся части прекращено. С ответчика в пользу истца взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы ответчик указал, что протокол разногласий не был отклонен истцом и акцептован без оговорок и замечаний, следовательно, договор N 26-П/2022 на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов является заключенным, а заявленные требования истца об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, направлены на внесение изменений в уже заключенный договор. Отмечает, что стороны фактически приступили к исполнению договора, а именно истцом твердые коммунальные отходы доставляются на объект размещения, а ответчиком осуществляется их размещение. В связи с чем, по мнению ответчика, предметом рассматриваемого спора должно быть урегулирование разногласий возникших при исполнении договора, а не при заключении договора. Утверждения истца о направлении ответчику вместе с протоколом разногласий и протокола согласования разногласий, заявитель жалобы считает противоречащим материалам дела, поскольку в протоколе разногласий (полученным ответчиком) отсутствует ссылка на протокол согласования разногласий, а также отсутствует документальное подтверждение об одновременной передаче этих протоколов ответчику. Последующее желание истца внести изменения, в уже заключенный договор, ошибочно расценено судом, как спор, возникший при заключении договора.
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее удовлетворения.
Ответчик в свою очередь направил возражения на отзыв истца.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои доводы, приведенные в жалобе и отзыве на жалобу, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18.05.2018, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) в зоне деятельности: Северное административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области (Гаринский городской округ, Горноуральский городской округ, Городской округ Верхняя Тура, Городской округ Верхотурский, Городской округ "город Лесной", Городской округ город Нижний Тагил, Городской округ ЗАТО Свободный, Городской округ Карпинск, Городской округ Краснотурьинск, Городской округ Красноуральск, Городской округ Нижняя Салда, Городской округ Пелым, Верхнесалдинский городской округ, Волчанский городской округ, Ивдельский городской округ, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, Невьянский городской округ, Нижнетуринский городской округ, Новолялинский городской округ, Сосьвинский городской округ, Североуральский городской округ, Серовский городской округ).
Ответчик осуществляет деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов на объекте захоронения отходов по адресу: Свердловская область, Горноуральский городской округ, в 1,5 км. По направлению на запад от с. Покровского Пригородного района (код объекта в Свердловском областном кадастре отходов производства и потребления 1536, N ГРОРО N 66-00027-3-00479-010814).
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с отходами включает сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение (захоронение и хранение) отходов.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены следующие понятия:
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
- региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами N 1156, согласно абзацу второму п. 4 которых региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Согласно п. 34 Правил N 1156 в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие такую деятельность в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу п. 35 Правил N 1156 по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий такую деятельность, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется передавать твердые коммунальные отходы такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.
Таким образом, привлечение региональным оператором к деятельности по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов операторов по обращению с отходами осуществляется на договорной основе. Соответствующие договорные отношения строятся по типу договора возмездного оказания услуг (гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу п. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Территориальной схемы обращения с отходами заключение договора на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов является обязательным как для истца, так и для ответчика, а ответчик, являясь оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющим объектом обработки твердых коммунальных отходов, обязан принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории Свердловской области, на основании заключенного с Региональным оператором договора об осуществлении регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения такого договора.
Обращаясь в суд с иском по настоящему делу, истец указывает, что в целях заключения договора на 2022 год истец 24.11.2021 направил в адрес ответчика проект договора N 26-П/2022 оказания услуг по захоронению твердых коммунальных отходов.
В адрес истца 04.02.2022 поступил подписанный с протоколом разногласий договор N 26-П/2022 оказания услуг по захоронению твердых коммунальных отходов.
В свою очередь региональный оператор, не согласившись с редакцией пунктов договора, изложенных в протоколе разногласий, подготовил и направил в адрес оператора протокол урегулирования, указав, что условия договора, изложенные в протоколе урегулирования разногласий, являются существенными для сторон.
Кроме того, истец неоднократно в письмах исх. N И-РИФСУ-2022-5549 от 06.04.2022 и исх. N И-РИФСУ-2022-5937 от 12.04.2022 просил рассмотреть протокол урегулирования разногласий к проекту договора N26-П/2022.
Протокол урегулирования разногласий в адрес истца не возвращен. Существенные условия договора, изложенные в протоколе урегулирования разногласий, остались не согласованными, что послужило основанием истца для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик, возражая по существу заявленных требований, ссылается на то, что спорный договор заключен в редакции ответчика, в связи с чем, по мнению ответчика, инициированное истцом разбирательство имеет целью внести изменения в заключенный ранее и исполняемый сторонами договор.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не принимаются по следующим основаниям.
На основании ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 1 ст. 425 ГК РФ установлено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Статьей 433 ГК РФ закреплено, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п. 1 ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Акцепт должен прямо выражать согласие направившего его лица на заключение договора на предложенных в оферте условиях (абзац второй п. 1 ст. 438 ГК РФ).
Как правильно установлено судом первой инстанции, представленная в материалы дела переписка сторон подтверждает, что истец не акцептовал протокол разногласий к договору, а направил новую оферту в виде протокола урегулирования разногласий. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об акцепте истцом оферты (протокола разногласий), напротив, имеются доказательства, подтверждающие несогласие истца с условиями договора, изложенными ответчиком в протоколе разногласий.
Поскольку условия, на которых ответчик был согласен заключить договор, истцом не были приняты, то оснований считать договор заключенным, не имеется.
Из материалов дела следует, что последующая вплоть до апреля 2022 года переписка велась между сторонами по предмету разногласий. Причины, по которым на бумажном носителе имеющийся у ответчика экземпляр договора с протоколом разногласий не содержит отметки регионального оператора о подписании протокола разногласий с протоколом урегулирования разногласий, правового значения не имеют. Представленная в материалы дела переписка с достаточной степенью ясности свидетельствует как о наличии разногласий по договору и их сохранении вплоть до обращения истца в суд с иском, так и о мотивах, по которым во внесудебном порядке стороны настаивали на конкретной редакции договора.
Согласно положениям п. 4 Правил N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Частью 3 ст. 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в территориальной схеме.
Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с отходами. При этом территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе, операторами, осуществляющими деятельность по захоронению ТКО.
Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области утверждена Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 N 185 (в ред. приказов от 15.11.2021 N 499, от 12.05.2022 N 222).
Согласно разделу 8 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, информация о потоках ТКО в АПО-1 (I этап), то есть в зоне деятельности ответчика, приведена в таблице 17. Потоки ТКО, в том числе образованных на объектах Министерства обороны Российской Федерации, направляются на действующие ОР ТКО, включенные в ГРОРО, и объекты накопления ТКО.
В соответствии с п. 26 таблицы 17 "Информация о потоках ТКО в АПО-1 (I Этап)", ТКО транспортируемые с территории Дзержинского района города Нижний Тагил направляются на полигон твердых бытовых отходов Дзержинского района, г. Нижний Тагил (код объекта в Свердловском областном кадастре отходов производства и потребления - 1536), хозяйствующим субъектом на котором является ответчик.
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (п. 8 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
На основании п. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Из совокупного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что региональный оператор обязан, образующиеся на территории Дзержинского района города Нижний Тагил ТКО, транспортировать на полигон ответчика, а ответчик, в свою очередь, обязан принимать такие ТКО. Самостоятельное изменение сторонами схемы потоков ТКО не допускается.
Таким образом, истец, вопреки доводам ответчика, не приступал к фактическому исполнению договора, а исполнял императивную обязанность по соблюдению схемы потоков ТКО, которая возложена на него в силу прямого указания в законе.
В связи с вышеизложенным, доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 августа 2022 года по делу N А60-24016/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
Л.В. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24016/2022
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ"
Ответчик: ООО ЭЛИС