г. Москва |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А40-118611/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
С.Л.Захарова, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФКУ "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2022 по делу N А40-118611/22
по заявлению ФКУ "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ"
к 120 отдел Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству обороны в лице 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ (далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным постановления от 24.05.2022 N 120-06-2022.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, предприятие обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и административного органа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения оспариваемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Диспозицией, предусмотренной частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ, является нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела апелляционный суд приходит к выводу о доказанности административным органом совершения предприятием вмененного административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, начальником отделения 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России Волковым В.В. в период с 15 марта по 25 марта 2022 года на основании решения начальника отдела от 24.02.2022 N 9 и в соответствии с частями 10, 13, 14 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, частью 6 статьи 2, пунктом 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации от 29.07.2021 N 92, пунктом 1 программы проверок от 11.02.2022 N 197/120/62 была проведена выездная проверка деятельности застройщика (технического заказчика) ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России", генерального подрядчика ФГУН "ГВСУ N 4" при строительстве объекта капитального строительства "Строительство инфраструктуры в/г N 30, п. Солнечный, Красноярский край", 2 этап "Крытая ледовая площадка" (шифр объекта 379/ВГ-30/1-2), расположенного по адресу: Российская Федерация. Красноярский край, городской округ ЗАТО поселок Солнечный, п. Солнечный, ул. Солнечная, 2 в, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект капитального строительства, 24:61:0000002:1151 (далее по тексту - Объект).
Предметом указанной проверки являлась проверка соблюдения соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15. 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ частью такой проектной документации), требования наличия разрешения на строительство, требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, требований, установленных частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, к обеспечению консервации объекта капитального строительства, требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным кодекса РФ, иными нормативными правовыми актами.
При посещении строительной площадки, начальником отделения, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, было непосредственно обнаружено, что на объекте капитального строительства застройщиком (техническим заказчиком) ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" при организации строительства и проведении строительного контроля были допущены нарушения требований законодательства о градостроительной деятельности, которые выразились в следующем: строительство объекта капитального строительства с 12 августа 2021 года осуществлялось в отсутствие обязательной оценки соответствия в форме государственного строительного надзора, поскольку извещение о начале строительства объекта капитального строительства от 25.01.2022 N 22/01-25-01 поступило в орган государственного строительного надзора (120 отдел государственного архитектурно-строительного надзора) 07.02.2022 с нарушением сроков его подачи (за семь рабочих дней до начала строительства), орган государственного строительного надзора не извещался о сроках завершения работ, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 1. 2. 3. 4. 5 программы проверок от 11.02.2022 N 197/120/62.
На момент подачи извещения о начале строительства было возведено здание объекта капитального строительства с устройством большей части инженерных коммуникаций (выполнены работы по устройству фундаментов, металлического каркаса здания, кровли, монтажу ограждающих конструкций (закрыт тепловой контур здания), перегородок, внутренней черновой и чистовой отделке помещений, устройству внутренних (без проведения пусконаладочных работ) и наружных инженерных сетей и систем обеспечения здания, ледовой площадки). Строительная готовность здания с учётом инженерных сетей и благоустройства составляла - 80-90 %.
Согласно извещению о начале строительства, общим журналам работ, исполнительной документации строительные работы на Объекте начаты в августе 2021 года.
При рассмотрении проектной, исполнительной и иной технической документации установлено, что Объект представляет собой капитальное одноэтажное здание без подвала и чердака, пропускной способностью 50 чел., с габаритами в плане 73.2 х 26 м. высотой V.5 м. общей площадью здания 1855.80 м, строительный объём здания составляет 14089.06 м3. Здание крытой ледовой площадки предназначено для массового катания, тренировок и поддержания общей физической формы граждан.
В силу приказа Минстроя России от 10.04.2020 N 198/пр здание является объектом с массовым пребыванием граждан, в связи с чем на основании пункта 4 части 2 части 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ его проектная документация подлежит экспертизе, а, следовательно, и государственному строительному надзору (часть 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ).
Результаты проверки зафиксированы актом выездной проверки от 25.03.2022 N 120-13-2022.
На основании части 5 статьи 52 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: 1) копия разрешения на строительство; 2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; 3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; 4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; 5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Строительный контроль в силу статьи 53 ГрК РФ проводится лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком на основании договора.
Таким образом, осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство.
При таких данных, предприятие, как юридическое лицо, которое является заказчиком-застройщиком указанного объекта капитального строительства, обязано соблюдать требования градостроительных норм и правил.
Как правильно указал суд, отсутствие разрешения на строительство, утверждённой проектной документации на момент фактического начала строительства не исключает наличие состава вмененного административного правонарушения. Более того, обозначенные обстоятельства не опровергают осуществление работ по строительству объекта капитального строительства в период с 12.08.2021 до 25.01.2022, то есть до получения разрешения на строительство и извещения органа государственного строительного надзора о начале работ, что является нарушением требований части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. При этом отсутствие у Предприятия разрешения на строительство не являлось уважительной причиной начала строительных работ без предварительного извещения органа строительного надзора, а напротив препятствовало началу осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве Объекта.
Факт совершения заявителем вмененного ему правонарушения подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении и другими материалами административного дела.
Вина предприятия в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ с учетом положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих факт принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружение выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.
Сроки и порядок привлечения предприятия к административной ответственности административным органом не нарушены.
Согласно статье 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Административным органом установлено, что предприятие привлекалось к административной ответственности за нарушения законодательства о градостроительной деятельности систематически (по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, части 2 статьи 9.5 КоАП РФ), в связи с чем, должностным лицом, рассматривающим дело, назначено наказание в размере максимальной санкции, установленной ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ, в размере 300 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ апелляционным судом отклоняются.
Привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ за строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство, не исключает возможности привлечения лица к административной ответственности по части 2 статьи 9.5 КоАП РФ за нарушение сроков направления в уполномоченные органы извещения о начале строительства объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Одновременное нарушение предприятием ряда обязательных требований в области строительства, порядка строительства влечет за собой возможность привлечения лица, допустившего такие нарушения, к административной ответственности за каждое правонарушение в пределах санкций.
При этом объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений отличается и носит самостоятельный характер. Доводы заявителя данное обстоятельство не опровергают.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2022 по делу N А40-118611/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118611/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: 120 ОТДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ